Схема тормозной системы. Виды и принцип работы тормозной системы :
В данной статье будет рассмотрена схема тормозной системы легкового автомобиля. Также вы узнаете о том, как произвести прокачку системы правильно. Будут рассмотрены конструкции с антиблокировочной системой.
На данный момент без них не обходится ни один качественный автомобиль. Речь, конечно, о машинах средней ценовой категории и выше. Бюджетные автомобили могут комплектоваться данной конструкцией, но она идет как дополнительная опция.
В целом же тормозные системы всех машин одинаковы, они состоят из идентичных элементов.
Немного теории о тормозной системе
Как вы понимаете, она необходима для того, чтобы изменить скорость машины. Сигналом к этому может служить либо действие водителя, либо электронная система управления. Также оно необходимо, чтобы удерживать машину неподвижно во время стоянки.
Выделяют три типа тормозных систем. Первая – это, конечно же, рабочая. Она необходима для нормальной эксплуатации машины. С ее помощью осуществляется торможение с больших или малых скоростей. О том, какие особенности имеет тормозная система “Нива-2121”, схема которой является классической, будет рассмотрено ниже.
Второй тип – это стояночная. Она больше известна как ручной тормоз, если нужно машину поставить на длительный срок. В частности, если имеется уклон дорожной поверхности, эта система просто необходима. Ручником можно пользоваться во время экстренной остановки. А есть еще системы запасного типа.
Они сравнительно недавно начали использоваться на автомобилях. Чаще всего их можно встретить на тех машинах, на которых имеется электрический ручной тормоз. Главное ее назначение – дать возможность водителю остановить автомобиль, если откажет рабочая система.
Монтируется она на машины с электрическим ручным тормозом по одной причине: стояночный тормоз не может быть выжат, если скорость автомобиля больше нуля.
Принцип функционирования
Мы привыкли, что при нажатии на педаль тормоза автомобиль начинает замедляться. Но не все вдаются в подробности того, какие процессы при этом протекают.
Не каждый знает, как работает тормозная система ВАЗ-2109, схема которой приведена в данной статье. Если проще сказать, то остановка автомобиля происходит только за счет сжатия жидкости в трубках и шлангах.
Давление создается с помощью главного тормозного цилиндра, он является основным узлом системы.
К тормозной жидкости предъявляются определенные требования. Она не должна терять свои свойства при сжатии и нагреве, испытывает колоссальные перегрузки во время торможения, равно как и остальные элементы.
О том, какие требования предъявляются к жидкости, будет рассказано немного ниже. Давление в трубках приводит в движение суппорты, которые, в свою очередь, перемещают колодки.
Последние трутся о поверхность барабана или диска, замедляя движение колеса вокруг своей оси. Тем самым автомобиль постепенно останавливается.
Главный тормозной цилиндр
Необходимо рассказать немного о конструкции главного тормозного цилиндра. Это основной элемент системы, причем не имеет значения, есть ли ABS либо нет. Он необходим для одной цели – преобразовать усилие, которое прилагается к педали, в давление жидкости. Также с его помощью происходит распределение последней к суппортам.
Например, тормозная система ВАЗ-2109, схема которой представлена в статье, оснащена главным цилиндром, устанавливаемым в подкапотном пространстве (он крепится двумя шпильками к вакуумному усилителю). Сверху на него фиксируется расширительный бачок.
В последний выбрасываются излишки жидкости, когда педаль полностью отпущена. Из него забирается жидкость во время выжимания педали. Главный тормозной цилиндр внутри полый. В нём перемещаются поршни, которые и создают давление в системе. Время от времени необходимо проводить ремонт.
В его процессе полностью заменяются все резиновые элементы.
Регулятор давления
Он крепится на задней части автомобиля, так как имеет специфическое назначение. А стоит отметить, что примерно 75 процентов торможения происходит передними колесами. Остальные 25 процентов – задними.
При этом нужно учитывать, что нельзя допускать блокировки задних колес, так как возникает сила, которая стремится опрокинуть автомобиль.
Следовательно, тормозная система ВАЗ-2110, схема которой рассмотрена в статье, содержит регулятор давления.
Он способен уменьшить давление, поступающее к приводам механизмов задних колес. Причём изменение данного показателя зависит от того, насколько загружена задняя ось.
Дело в том, что при остановке без регулятора передняя часть машины начинает проседать, а задняя же – приподниматься. В результате происходит блокировка задних колес и неуправляемый занос.
Регулятор позволяет избежать блокировки полностью либо сделать так, чтобы она наступала позже.
Рабочие контуры
Итак, теперь о том, что представляет собой тормозная система ВАЗ-2110, схема которой есть в статье. Имеется рабочий тормозной контур, который, в свою очередь, состоит из вспомогательного и основного. В том случае, если нет неисправностей, вспомогательный с основным работают совместно.
Но вот если происходит разгерметизация какого-нибудь контура, второй продолжит свою работу в качестве аварийного. Имеется несколько схем разделения контуров: тормозные механизмы, включенные параллельно, – передний плюс задний.
Могут механизмы подключаться по диагонали, например, правый задний и левый передний находятся в одном контуре. Может встречаться схема, в которой один из контуров содержит все механизмы привода. А второй – только контур, к которому подключены механизмы лишь передних колес.
Говорить о преимуществах или недостатках этих схем сложно, так как аварийная ситуация может случиться по различным причинам. И повредиться могут все контуры, а не один.
Антиблокировочная система
Конечно, тормозная система ВАЗ-2106, схема которой является классической, как и сам автомобиль, не содержит ABS. Но поговорить о такой системе все равно необходимо, так как за этими конструкциями – будущее. В ней имеется несколько датчиков, центральный блок управления, модуляторы.
Когда происходит остановка автомобиля, включается в работу блок управления. Его микропроцессор начинает следить за показаниями всех датчиков. Он анализирует сигналы датчика скорости автомобиля. Также происходит слежение за угловой скоростью каждого колеса.
Ничто не уходит от внимания микроконтроллерной системы управления тормозными механизмами.
Конечно, не имеет таких устройств тормозная система 2110, схема ее намного проще. Специальные модуляторы являются исполнительными устройствами. С их помощью происходит регулировка давления тормозной жидкости во всех контурах. Другими словами, каждое колесо тормозит по-своему.
Многое зависит от качества дорожного покрытия, от скорости машины. Но в любом случае система ABS не даст ни одному колесу полностью заблокироваться, если вы совершаете экстренное торможение. А именно блокировка опасна при мокром покрытии асфальта либо же при гололёде.
Это позволит обезопасить вас, так как вероятность уйти в занос крайне мала.
Дисковые тормоза
Это один из видов приводов тормозов, который является наиболее распространенным. Например, схема тормозной системы 2106 включает в себя два дисковых тормоза на передней оси. Задние колеса останавливаются при помощи барабанных, о них будет рассказано немного ниже. Не стоит думать, что дисковые механизмы все одинаковые.
У них суппорт может быть как неподвижным, так и подвижным. Но последние встречаются в автомобилях намного чаще. Для водителя главное – это надежность. А подвижный суппорт имеет такую конструкцию, которая полностью исключает неравномерное стирание тормозных колодок.
Но имеется еще одна особенность механизмов, в которых суппорт подвижен.
Расстояние от тормозного диска до внешнего края суппорта постоянно меняется, зависит оно от того, насколько изношены колодки. Кроме того, можно сказать про главное достоинство дисковых тормозов. Они являются более эффективными, нежели барабанные, и способны работать при высоких температурах.
Также используются зачастую диски с вентиляцией. Увеличение толщины дает возможность установить несколько ребер жесткости. Они могут обеспечить приток воздуха к металлу. Причем во время вращения колеса центробежная сила всасывает воздух и распределяет его равномерно от центра к краям.
Именно за счет этого происходит охлаждение металла.
Барабанные тормоза
На большинстве бюджетных автомобилей они установлены на задней оси. Но если взять, например, 21-ю «Волгу», то у нее все четыре колеса имеют барабанные тормозные механизмы.
Встречаются схемы, которые полностью состоят из дисковых механизмов. Такие конструкции все чаще используют при тюнинге отечественных автомобилей, так как при увеличении мощности и крутящего момента двигателя необходимо проводить полную модернизацию всех остальных систем.
И в первую очередь, конечно же, тормозной. А вот схема тормозной системы ВАЗ-2121 такая же, как и у “десяток”, и у “девяток”, и у остальных моделей этого производителя. Различаются только качество и надежность.
“Нива” – это внедорожник, а поэтому он подвергается куда большим нагрузкам, нежели обычная легковушка.
Барабанные механизмы имеют меньшую эффективность, но все равно способны выполнить основное свое предназначение – остановить автомобиль. Правда, со временем колодки изнашиваются, увеличивается зазор между барабаном и рабочей поверхностью ее. В таком случае используют специальные регуляторы механического типа.
С их помощью осуществляется подводка колодок. Происходит это во время резкого выжимания педали тормоза. Обратите внимание, какова тормозная система ВАЗ-2114, схема ее приведена в статье. На задней оси колодки можно разжать и ручником.
В конструкциях с дисковыми механизмами сзади в контур включается дополнительный цилиндр, шток которого приводится в движение ручником стояночного тормоза.
Исполнительные механизмы тормозов
Если посмотреть на то, какая схема тормозной системы УАЗ, можно увидеть, что в ней имеется несколько типов исполнительных механизмов. Речь идет, конечно же, о приводах колодок. Системы могут содержать дисковые механизмы и барабанные.
В них имеются существенные отличия. Например, дисковые тормоза работают при помощи суппортов специальной конструкции. А вот барабанные механизмы оснащены цилиндрами. Подача жидкости происходит в середину этого цилиндра.
С обоих краев расположены поршни, которые приводят в движение колодки, разжимая их.
Суппорты передних колес отечественных автомобилей ВАЗ расположены по двум сторонам диска. Одна половина суппорта является рабочей, в ней находится тормозная жидкость под давлением. Также в нейимеется стальной поршень, который под действием давления выдавливается из корпуса и толкает колодку в сторону диска.
Одновременно с этим с обратной стороны диска прижимается вторая колодка. Следовательно, диск оказывается с обеих сторон зажат. А колодки изнашиваются максимально равномерно. Стоит также отметить, что схема тормозной системы “Нива” содержит пусть те же элементы, что и «шестерка», но они прочнее и долговечнее.
Как прокачивать тормоза
Стоит упомянуть немного о такой процедуре, как прокачка тормозных механизмов. Без этого вы не сможете нормально ездить на машине, так как в системе будет очень много воздушных пробок. Из-за этого эффективность торможения становится намного ниже.
Чтобы избавиться от воздушных пробок, вам необходимо все трубки и суппорты наполнить жидкостью. Все работы лучше всего проводить вдвоем. Один человек должен нажимать педаль. Второй своевременно открывает и закрывает штуцеры для прокачки. А находятся они на всех суппортах.
Правда, потребуется постоянно поднимать все стороны автомобиля, снимать поочередно колеса. Намного проще эту процедуру выполнять на смотровой яме. Прокачку необходимо проводить по определенной схеме.
И ее обязательно нужно придерживаться, иначе воздух останется и никакой эффективности от тормозов не добиться.
Вот как прокачивается тормозная система ВАЗ, схема довольно проста. Начинать необходимо с того механизма, который расположен на максимальном удалении от ГТЦ. Это правое заднее колесо. После него только можно заняться левым задним, затем идет правое переднее.
И самым последним у вас окажется то колесо, которое находится возле водительской двери. Можно даже всю процедуру произвести самостоятельно. Но для этого вам потребуется изготовить из автомобильной камеры своеобразный ресивер для хранения воздуха.
Необходимо обеспечить систему тормозов давлением. Поэтому камеру нужно соединить при помощи штуцера с расширительным бачком. По вышеизложенной схеме избавляетесь от воздушных пробок во всех контурах.
При этом не забывайте следить за тем, чтобы в расширительном бачке был необходимый уровень жидкости.
Заключение
В этой статье вы узнали о том, из чего состоит тормозная система современного автомобиля. Также было немного рассказано про современные средства обеспечения безопасности. В частности, это система ABS. Она используется как дополнительная опция, но все чаще ее можно увидеть даже на бюджетных автомобилях стандартной комплектации.
Кроме того, к тормозной системе можно отнести круиз-контроль, различные усилители для экстренного торможения, механизмы курсовой устойчивости, антипробуксовочную конструкцию, блокировку дифференциала.
Все привыкли видеть гидравлические тормоза, но имеются конструкции, в которых используется не давление жидкости, а сжатый воздух.
Они идентичны с гидравлическими, только надежность у них оказывается намного выше. Элементы, используемые в пневматических тормозах, должны выдерживать очень большое давление. Правда, оно сопоставимо с тем, которое находится в гидравлическом приводе. Необходимо только внедрять ресивер для хранения сжатого воздуха. Существуют также электромеханические тормоза.
Они приводятся в движение электродвигателями и специальными тросами.
Источник - https://www.syl.ru/article/202725/new_shema-tormoznoy-sistemyi-vidyi-i-printsip-rabotyi-tormoznoy-sistemyi
Тормозная система ВАЗ 2114
Безопасность при вождении автомобиля обеспечивается несколькими системами, однако, основная роль возложена все-таки на систему тормозов автомобиля.
Своевременное торможение спасает от дорожно-транспортных происшествий, а ручной (стояночный) тормоз помогает зафиксировать автомобиль на наклонной поверхности. Именно этим элементам авто нужно уделять особое внимание.
Своевременная диагностика и ремонт помогут обезопасить вас и ваш автомобиль.
Исправная тормозная система – залог безопасности
Устройство тормозной системы
Как и любой другой механизм вашего автомобиля, тормозная система состоит из нескольких, слаженно работающих, элементов. Тормозная система ВАЗ не исключение. Она гораздо проще как по строению, так и по функционалу чем в популярных иномарках, однако внимания тоже заслуживает.
Основными ее элементами являются:
- Тормозные конструкции передних колес;
- Трубопроводы (с обоих сторон);
- Основной цилиндр гидравлического привода;
- Бачок;
- Усилитель, который имеет вакуумное строение;
- Механизмы торможения, которые расположены на задних колесах;
- Два рычага регулирования давления;
- В гидравлической системе также имеется регулятор, который управляет давлением;
- Педаль;
- Шланги из гибкого материала.
Система устроена так, чтобы при отказе одного из контуров, второй обеспечил безопасное торможение. Это сделано с целью максимально обезопасить езду. Тормозная система ваз 2115 работает по тому же принципу.
Ручной тормоз состоит из:
- Рычага с кнопкой фиксации;
- Троса в защитной оболочке;
- Гайки регулировки;
- Уравнителя;
- Контргайки;
- Защитного чехла.
Слабое место ручного тормоза – тросик. Он требует постоянного внимания. Его растяжение или разрыв могут привести к плачевным последствиям. Также стоит помнить о постоянно стирающихся (особенно при активном использовании) колодках. Важно обращать внимание и на регулятор тормозных усилий ВАЗ 2113.
Схема тормозной системы переднеприводного автомобиля ВАЗ ( устройство)
Вот из этих элементов и состоит тормозная система ВАЗ 2114. Все достаточно просто, как в ремонте, так и в профилактическом обслуживании. Любые настройки также производятся без особых усилий.
Например, отрегулировать ручник можно за пол часа самостоятельно, а регулировка регулятора давления тормозов ваз 2114 не вызовет ступора даже у новичка.
Это ключевые особенности отечественного автопрома – все легко и просто.
Как отрегулировать давление в гидравлике
Как известно, гидравлические приводы используют жидкости и давление в системе вместо привычной механики, где любое усилие прилагается либо напрямую, либо через передаточные механизмы. Залог четкой отзывчивости гидравлики в наличии в системе необходимого количества тормозной жидкости и конечно в правильно отрегулированном давлении.
Для правильной регулировки давления в приводе необходимо найти помощника. Выполнять эти работы в одиночку крайне неудобно, да и для финального теста понадобится взгляд со стороны.
Регулятор давления тормозов ВАЗ 2114 позволяет отладить работу тормозов да необходимого уровня. Для этого необходимо лишь проделать определенные действия:
- Для начала необходимо загнать машину на яму и покачать её заднюю часть. Это приведет подвеску в среднее положение, а именно этого и надо добиться;
- Затем слегка откручиваем передний болт на креплении регулятор давления тормозов ВАЗ;
- При помощи отвертки делаем небольшой зазор (2 мм) между рычагом и пружиной. Для удобства туда вставляет проволоку или то что есть под рукой. Специальный выступ на рычаге позволяет перемещать его для достижения желаемого зазора;
- Ранее послабленный болт затягиваем.
Теперь необходимо проверить, правильно ли все сделано. Разгонитесь до 35-40 км/ч и затормозите. Если машину не уводит, значит все сделано отлично. К тому же, нужно проверить последовательность блокировки колес.
Тут нужен второй человек, который посмотрит, насколько слаженно работают тормоза ваз 2114. Все дело в том, что при правильной работе, передние колеса должны блокироваться немного раньше задних.
Если так и происходит, то система настроена на ура.
Если передние колеса блокируются позже, то необходимо увеличить зазор. Также возможно, что задние колеса будут сильно запаздывать, в этом случае зазор уменьшаем. После выполнения всех работ, надежно закручиваем крепление регулятора.
Важно учитывать то, что все тесты нужно проводить не на спущенных колесах. От этого зависит результат, и соответственно можно неправильно настроить тормозную систему. Давление в колесах ВАЗ 2114 должно соответствовать требованиям, указанным в документации к автомобилю.
Устройство тормозных механизмов
Многие задаются вопросом, в чем же отличие тормозных механизмов передних колес от задних. Дело в том, что на них при торможении идет разная нагрузка, да и срабатывают они не синхронно. Но не это основная причина различий.
Передние механизмы состоят из:
- Тормозного диска классической конструкции;
- Колодки направления;
- Суппорта;
- Непосредственно самих колодок;
- Цилиндра;
- Поршня;
- Кольца для уплотнения;
- Кожуха защиты;
- Пальца направления;
- И его чехла, который выполняет защитную функцию.
Устройство передних тормозов немного проще чем задних, однако, это не значит, что они играют меньшую роль в торможении. Ведь именно эти механизмы срабатывают первыми.
Тормозной механизм заднего колеса состоит из:
- Гаек, которыми крепится ступица;
- Собственно, самой ступицы;
- Пружины стяжения (нижней и верхней);
- Колодки торможения;
- Пружины направления;
- Колесного цилиндра;
- Разжимной планки;
- Пальца рычага ручного тормоза;
- Рычага ручника;
- Кожуха механизма.
Как мы видим, такая разница в конструкции вызвана наличием в заднем механизме элементов стояночного тормоза. Поэтому и сама деталь выглядит гораздо массивнее. Принцип работы гидравлической части такой же, как и спереди. Устройство задних тормозов отличается лишь этим.
Простая схема тормозной системы ВАЗ 2114 позволяет с легкостью производить любой ремонт своими руками. Запчасти на отечественные авто стоят недорого и довольно распространены, что значительно упрощает эксплуатацию и ремонтные работы. Именно поэтому автомобили ВАЗ пользуются таким спросом и составляют неплохую конкуренцию иномаркам.
Источник - https://autovaz-2114.ru/brake-system/tormoznaya-sistema-vaz-2114/
Тормозная система ваз 2109. Схема, устройство и возможные неполадки
Тормозная система ваз 2109 такая же, как и у всех автомобилей, выпущенных в далекие 90-ые. До сегодняшнего дня она так и не претерпела значительных изменений.
Систему можно считать уже классической, по той простой причине, что в ней используется гидравлический привод и двухконтурная конструкция.
Главным недостатком такой системы можно считать большое давление, которое требует использование надежно армированных шлангов и металлических трубок. В случае пренебрежения этими элементами, может произойти утечка жидкости.
Преимуществом является то, что если оборвется один шланг, то это не повлияет на торможение и оно будет проводиться так же в два колеса. Это позволяет избежать аварийных ситуаций, а в крайнем случае появляется возможность использовать стояночный тормоз.
Схема
Схема тормозной системы ваз 2109 достаточно проста и не имеет каких-то сложных деталей. Это упрощает ее ремонт и делает идеальной машиной для начинающих автовладельцев.
Если говорить обобщенно, то она состоит из:
- Основного тормозного цилиндра;
- Рабочего механизма тормоза;
- Усилителя тормозов пневмовакуумного типа;
- Контактных трубопроводов с высоким давлением;
- Расширительной емкости, в которую заливают тормозную жидкость;
- Тормозных дисков колес, расположенных на оси спереди;
- Барабаны тормоза колес, расположенных на оси сзади.
Ниже представлен чертеж тормозной системы ваз.
Главные элементы тормозной системы
Тормозная система автомобиля ваз 2109 включает в себя множество вспомогающих деталей, но главными элементами конструкции являются:
- ГТЦ. Главный тормозной цилиндр. Самая важная часть системы, которая создает давление в трубах. Этот элемент сделан из поршня, двигающегося по идеальной, плоской поверхности. Резиновые кольца используются для того, чтобы уплотнить соединения между составными частями.
На заметку, эти кольца необходимо менять во время ремонта независимо от того, целые они или нет.
- Тормозная жидкость, которая заливается в ГТЦ достаточно агрессивна. В ее состав входит множество присадок. Но именно они гарантируют качественную работу двигателя. Минус такой системы в том, что составные части этой жидкости быстро улетучиваются. Поэтому лучше менять тормозную жидкость хотя бы раз в год;
- Усилитель вакуума. Он расположен между салоном и отсеком, где расположен мотор. Представляет собой большую емкость, формы цилиндра. Усилитель соединен с главным тормозным цилиндром и усилителя протянут шланг к системе впрыска горючего (карбюратор).
- Функция этого элемента – сделать проще управление транспортным средством. А заключается это упрощение в снижении усилия, требующего для нажатия на педаль тормоза.
На заметку. Если вы считаете, что этот элемент тормозной системы не особо важный, то проедьтесь на “Жигули” старого образца, в которых отсутствует усилитель вакуума. Разница просто огромная, как в удобстве управления, так и в эффективности торможения;
- Тормозные суппорты. Функция этих суппортов – прижимания тормозной колодки к верхней части диска. При ремонте автомобиля модели ваз 2109 суппорты заменяют очень в редких случаях по той причине, что ресурс их использования очень большой. Конструкция состоит из корпуса, сделанного из алюминия, в котором есть два отверстия. В одно из отверстий подключается трубка при помощи шланга. В другое – вставляется штуцер. Внутри самого устройства есть поршень, сделанный из стали, который активирует колодки;
- Регулятор давления. Элемент, предназначение которого является повышение эффективности тормозной системы. Весь процесс торможение на 70-80 процентов делается колесами передней оси. Остальной процент торможения выполняет задняя тормозная система ваз 2109. Конечно, этот параметр условный и зависит от множества факторов вроде нагрузки на автомобиль и т.д. Поэтому разработчики сделали так, чтобы тормозная система модели ваз 2109 смогла, независимо не от кого, регулировать усилия на суппортах колес передней и задней оси.
Эта простая технология позволяет снизить давление в трубе, подающей жидкость к задним колесам.
Все о тюнинге автомобилей читайте здесь, актуальные новости в мире седанов тут.
Возможные неисправности тормозной системы
Неисправности тормозной системы ваз 2109 могут носить разный характер и их достаточно много. В этом пункте мы разберем самые основные:
- Неисправность педали тормоза. В этом случае она может не только не работать, но и работать не так, как нужно. Имеется в виду, что при нажатии на педаль повышается нагрузка. То есть водитель слабо нажимает, но торможение происходит слишком резко. При такой поломке автомобиль может тормозить скачками;
- Длительный путь торможения. В этом случае, при нажатии на тормоз, само торможение не происходит или в несколько раз увеличивается тормозной путь автомобиля;
- Колеса тормозят не одновременно. Этот случай достаточно редкий, но если он происходит, то тормозной путь транспортного средства возрастает в несколько раз и автомобиль начинает при торможении вилять.
- Что касается стоимости ремонта этих неисправностей, то тут все неоднозначно. Ведь цена тормозной системы ваз 2109 может зависеть как от региона проживания автовладельца, так и от сервиса, которым вы пользуетесь.
За капитальный ремонт в среднем уходит около 10-15 тысяч, с учетом замены/ремонта всех деталей.
Несмотря на свою простоту и относительно устаревшую конструкцию, тормозная система ваз 2109 имеет больше преимуществ, чем недостатков. Следует отметить дешевизну ремонта тормозной системы, что позволяет обслуживать машину людям даже с небольшим уровнем достатка. На нашем сайте вы также можете посмотреть видео о тормозной системе ваз 2109.
Источник - http://topauto24.ru/remont-i-obsluzhivanie/tormoznaya-sistema/tormoznaya-sistema-vaz-2109
Ваз 2114 тормозная система
Тормоза ВАЗ 2114 – жизненно важная система автомобиля. Это не громкие слова и каждый водитель согласится с этим. Также каждый водитель знает, что своевременный, качественный ремонт тормозной системы ВАЗ 2114 – залог ее безотказной работы.
Тормозная система на ВАЗ 2114 состоит из двух основных частей:
- Колесные механизмы – непосредственно воздействуют на крутящиеся с колесом элементы и замедляют его вращение.
- Привод – система передачи усилия от нажатой педали на колесные механизмы.
На «четырнадцатой» установлена двухконтурная система с гидравлическим приводом. Это означает, что усилие, созданное нажатием на педаль, создает давление жидкости (гидравлика) во всей системе. Это же давление заставляет работать колесные цилиндры.
Понятие «двухконтурная» означает, что усилие педали передается по двум независимым друг от друга линиям (контурам) на пары колес. Контуры имеют диагональное распределение: заднее правое колесо работает совместно с передним левым, заднее левое – с передним правым колесом.
При отказе одного из контуров такое решение позволяет сохранить устойчивость автомобиля при торможении, особенно на скользкой дороге и повороте.
Важно: главное условие работоспособности системы – ее герметичность. Поэтому крайне опасно эксплуатировать автомобиль с подтеканием жидкости. Также крайне опасно попадание воздуха в систему.
По своим физическим свойствам воздух при сжатии многократно уменьшается в объеме, в отличии от жидкости, которая сдавливаясь практически не меняет объем.
При торможении автомобиля с негерметичной системой педаль может «провалиться» и тормоза ВАЗ 2114 не сработают.
Схема тормозной системы ВАЗ 2114
Схема тормозной системы ВАЗ 2114 имеет классическую компоновку, аналогичную как вазовским моделям, так и автомобилям многих мировых брендов.
- Главный тормозной цилиндр.
- Металлические патрубки 1-го контура.
- Гибкий шланг передних механизмов.
- Бачок для жидкости.
- Вакуумный усилитель тормозов.
- Металлические патрубки 2-го контура.
- Цилиндры задних колес.
- Рычаг привода регулятора давления тормозов.
- Гибкий шланг задних механизмов.
- Регулятор давления.
- Кронштейн регулятора давления.
- Педаль.
Главный тормозной цилиндр ВАЗ 2114
Общий вид главного тормозного цилиндра (ГТС) под капотом автомобиля с бачком для жидкости и вакуумным усилителем.
Главный тормозной цилиндр создает давление в системе, распределяет его по контурам и передает на цилиндры колес. Состоит из двухсекционного корпуса, внутри которого движется поршень, приводимый педалью. Давление жидкости, созданное в ГТС, передается по контурам в колесные механизмы.
Вакуумный усилитель уменьшает усилие, прикладываемое к педали. Это делает систему более эффективной. Работа вакуумника напрямую зависит от работы двигателя. Вакуумный усилитель гибким резиновым шлангом связан с впускным коллектором двигателя. Разрежение (вакуум) в усилителе создается путем создания низкого давления во впускном коллекторе от движения поршней двигателя на такте впуска.
Регулятор давления задних тормозов изменяет усилие, прикладываемое к тормозным механизмам в зависимости от нагрузки на заднюю часть автомобиля. Он уберегает автомобиль от раннего или запоздалого замедления задних колес и повышает его устойчивость.
Устройство переднего тормозного механизма
Устройство переднего тормозного механизма на ВАЗ 2114
Передний тормозной механизм состоит из таких составляющих:
- Тормозной диск. Непосредственно связан со ступицей колеса и вращается вместе с ним. Замедление вращения и остановка диска приводит к замедлению и остановке колеса.
- Направляющая колодок. Служит обоймой для колодок и основанием для направляющих пальцев.
- Суппорт. Объединяет в единый узел колодки, цилиндр, поршень и обеспечивает равномерную передачу усилия от обеих колодок на диск.
- Тормозные колодки. Непосредственно воздействуют на диск, сжимая его с двух сторон и замедляя движение.
- Цилиндр. Герметичная полость, в которой движется поршень.
- Поршень. Под воздействием давления гидравлической жидкости прижимает колодку к диску. Благодаря системе «плавающая скоба», синхронно прижимается и вторая колодка. Это обеспечивает равномерный износ их накладок, диска и гарантирует эффективное торможение.
- Кольцо для уплотнения. Предотвращает утечку жидкости и обеспечивает герметичность системы
- Чехол для защиты направляющего пальца от попадания грязи, что дает беспрепятственное перемещение колодок.
- Направляющий палец. Позволяет колодкам равномерно перемещаться и прилегать к диску всей плоскостью.
- Защитный кожух. Защищает диск от попадания дорожной грязи.
Колеса спереди оборудованы дисковыми тормозами. Они автоматически регулируют зазор от колодки до диска. Суппорт и цилиндр образуют плавающую скобу, что создает одинаково равномерное усилие на обеих колодках. Этим достигается равномерный износ накладок. Для контроля их износа на внутренней колодке есть сигнализатор.
Тормозное устройство заднего колеса
Тормозное устройство заднего колеса на ВАЗ 2114
- Ступичная гайка
- Фланец ступицы. К ней крепится тормозной барабан
- Нижняя стягивающая пружинка
- Левая колодка
- Упорная пружина
- Цилиндр
- Верхняя стягивающая пружинка
- Направляющая планка
- Эксцентрик
- Правая колодка
- Накладка колодки
Совет: при движении по глубоким лужам или через речку вброд, тормозные механизмы намокают. Это резко снижает эффективность торможения. Сразу после преодоления водного препятствия на прямом участке и малой скорости несколько раз затормозите. Накладки колодок, диски и барабаны нагреются и высохнут. Эффективность системы восстановится.
В целом тормозная система ВАЗ-2114 простая и надежная. Для человека, имеющего опыт управления автомобилей других марок, ее обслуживание на «четырнадцатке» не составит проблем.
Но и те водители, кто впервые сел за руль автомобиля, легко смогут разобраться с принципом работы и особенностями эксплуатации тормозной системы ВАЗ-2114.
Но помните: обслуживать тормозную систему лучше на гарантийных СТО у опытных мастеров.
Рекомендуем
- Как проверить уровень масла в КПП ВАЗ 2114
- Как правильно завести машину с толкача
- Причины перегрева двигателя на ВАЗ 2114
- Давление в шинах зимой и летом
Принципы работы тормозной системы на ВАЗ 2114
В любом автомобиле есть те аспекты, без которых нельзя говорить о полноценной безопасности водителя и находящихся в салоне машины людей. Исправная тормозная система будет названа одной из приоритетных в этом плане. Для того чтобы иметь представление об её работе, нужно знать основные составляющие и их функционал. Каждый из элементов имеет свое предназначение.
На Ваз 2114 тормозная система, как и на любом другом автомобиле, создана с целью изменения скорости движения.
Еще одной её задачей будет удерживание транспорта на месте это происходит за счет того, что используется тормозная сила, которая возникнет при взаимодействии колеса и дороги.
Её призваны создавать соответствующие механизмы. Система тормозная в каждом авто представлена в рабочем, стояночном и запасном варианте.
Принцип действия
Тормоз в ваз 2114 будет работать по гидравлическому принципу: во время нажатия жидкостное давление увеличится и сработают механизмы тормозов.
Как итог начинают более медленно вращаться колеса и появляется сила в месте контакта шины с дорожным покрытием. И чем сильнее надавлена педаль, тем быстрее пойдет процесс.
Давление нагнанной в этом случае будет достигать от 10 до 15 Мпа. Увеличится оно и в самом приводе: это переместит колодки к колесным дискам.
Особенности работы
Как в Модели авто ваз 2114, так и в аз 2115, применяется тормозная система, имеющая диагональное разделение контуров. Каждый из них несет ответственность за свой участок работы: один отвечает за деятельность диагональных систем.
В том случае, когда отказывает один из контуров, другой призван обеспечить эффективную остановку автомобиля. Здесь же следует отметить, что система для стояночного тормоза ваз 2113, 2114, 2115 будет иметь привод на механизмы для задних колес.
Элементы системы
Гидропривод тормозов у ваз 2114, 2115 будет включать в себя следующие составляющие:
- механизм тормозной от переднего правого колеса;
- трубопровод от контура тормозов передний левый-задний правый;
- диагональная им пара;
- главный цилиндр гидропривода;
- бачок от него;
- усилитель вакуумный;
- механизм тормозов для задних колес;
- упругий рычаг, регулирующий давление;
- регулятор давления;
- простой рычаг для привода регулятора давления;
- педаль;
- шланги для передних и задних тормозов.
Особенности настройки педали
Водитель управляет всем этим сложным собранием при помощи одной педали. Именно поэтому очень важно следить за состоянием указанных механизмов и вовремя исправлять ошибки. Необходимо обращать внимание на следующие особенности:
- Каждый владелец указанного транспорта должен помнить о том, что при неработающем двигателе у педали должен быть свободный ход. Провести регулировку можно в выключенном состоянии транспорта. Провести её можно перемещением выключателя стоп-сигнала, если опустить его гайки.
- При том, когда выключатель у стоп-сигнала очень приближен к самой педали, это чревато тем, что она не вернется в исходное состояние. Но и здесь есть вероятность только частичного растормаживания колес при отпущенной педали.
- Когда не удалось исправить ошибки при помощи стоп-сигнала и устранить неполное растормаживание, можно просто отсоединить главный цилиндр у привода тормозов и перепроверить, чтобы болт регулировочный не сильно отступа от плоскости, к которой крепится фланец этого цилиндра (разница может составлять от 0,2 до 0,25 мм). Такой размер будет оптимальным для регулировки педали.
Похожие темы
Тормозная система ВАЗ 2114
Безопасность при вождении автомобиля обеспечивается несколькими системами, однако, основная роль возложена все-таки на систему тормозов автомобиля.
Своевременное торможение спасает от дорожно-транспортных происшествий, а ручной (стояночный) тормоз помогает зафиксировать автомобиль на наклонной поверхности. Именно этим элементам авто нужно уделять особое внимание.
Своевременная диагностика и ремонт помогут обезопасить вас и ваш автомобиль.
Исправная тормозная система — залог безопасности
Устройство тормозной системы
Как и любой другой механизм вашего автомобиля, тормозная система состоит из нескольких, слаженно работающих, элементов. Тормозная система ВАЗ не исключение. Она гораздо проще как по строению, так и по функционалу чем в популярных иномарках, однако внимания тоже заслуживает.
Основными ее элементами являются:
- Тормозные конструкции передних колес;
- Трубопроводы (с обоих сторон);
- Основной цилиндр гидравлического привода;
- Бачок;
- Усилитель, который имеет вакуумное строение;
- Механизмы торможения, которые расположены на задних колесах;
- Два рычага регулирования давления;
- В гидравлической системе также имеется регулятор. который управляет давлением;
- Педаль;
- Шланги из гибкого материала.
Система устроена так, чтобы при отказе одного из контуров, второй обеспечил безопасное торможение. Это сделано с целью максимально обезопасить езду. Тормозная система ваз 2115 работает по тому же принципу.
Ручной тормоз состоит из:
- Рычага с кнопкой фиксации;
- Троса в защитной оболочке;
- Гайки регулировки;
- Уравнителя;
- Контргайки;
- Защитного чехла.
Слабое место ручного тормоза – тросик. Он требует постоянного внимания. Его растяжение или разрыв могут привести к плачевным последствиям. Также стоит помнить о постоянно стирающихся (особенно при активном использовании) колодках. Важно обращать внимание и на регулятор тормозных усилий ВАЗ 2113.
Схема тормозной системы переднеприводного автомобиля ВАЗ ( устройство)
Вот из этих элементов и состоит тормозная система ВАЗ 2114. Все достаточно просто, как в ремонте, так и в профилактическом обслуживании. Любые настройки также производятся без особых усилий.
Например, отрегулировать ручник можно за пол часа самостоятельно, а регулировка регулятора давления тормозов ваз 2114 не вызовет ступора даже у новичка.
Это ключевые особенности отечественного автопрома – все легко и просто.
Как отрегулировать давление в гидравлике
Как известно, гидравлические приводы используют жидкости и давление в системе вместо привычной механики, где любое усилие прилагается либо напрямую, либо через передаточные механизмы. Залог четкой отзывчивости гидравлики в наличии в системе необходимого количества тормозной жидкости и конечно в правильно отрегулированном давлении.
Для правильной регулировки давления в приводе необходимо найти помощника. Выполнять эти работы в одиночку крайне неудобно, да и для финального теста понадобится взгляд со стороны.
Регулятор давления тормозов ВАЗ 2114 позволяет отладить работу тормозов да необходимого уровня. Для этого необходимо лишь проделать определенные действия:
- Для начала необходимо загнать машину на яму и покачать её заднюю часть. Это приведет подвеску в среднее положение, а именно этого и надо добиться;
- Затем слегка откручиваем передний болт на креплении регулятор давления тормозов ВАЗ;
- При помощи отвертки делаем небольшой зазор (2 мм) между рычагом и пружиной. Для удобства туда вставляет проволоку или то что есть под рукой. Специальный выступ на рычаге позволяет перемещать его для достижения желаемого зазора;
- Ранее послабленный болт затягиваем.
Теперь необходимо проверить, правильно ли все сделано. Разгонитесь до 35-40 км/ч и затормозите. Если машину не уводит, значит все сделано отлично. К тому же, нужно проверить последовательность блокировки колес.
Тут нужен второй человек, который посмотрит, насколько слаженно работают тормоза ваз 2114. Все дело в том, что при правильной работе, передние колеса должны блокироваться немного раньше задних.
Если так и происходит, то система настроена на ура.
Если передние колеса блокируются позже, то необходимо увеличить зазор. Также возможно, что задние колеса будут сильно запаздывать, в этом случае зазор уменьшаем. После выполнения всех работ, надежно закручиваем крепление регулятора.
Важно учитывать то, что все тесты нужно проводить не на спущенных колесах. От этого зависит результат, и соответственно можно неправильно настроить тормозную систему. Давление в колесах ВАЗ 2114 должно соответствовать требованиям, указанным в документации к автомобилю.
Схема действия тормозной системы ВАЗ 2114
Устройство тормозных механизмов
Многие задаются вопросом, в чем же отличие тормозных механизмов передних колес от задних. Дело в том, что на них при торможении идет разная нагрузка, да и срабатывают они не синхронно. Но не это основная причина различий.
Передние механизмы состоят из:
- Тормозного диска классической конструкции;
- Колодки направления;
- Суппорта;
- Непосредственно самих колодок;
- Цилиндра;
- Поршня;
- Кольца для уплотнения;
- Кожуха защиты;
- Пальца направления;
- И его чехла, который выполняет защитную функцию.
Устройство передних тормозов немного проще чем задних. однако, это не значит, что они играют меньшую роль в торможении. Ведь именно эти механизмы срабатывают первыми.
- Гаек, которыми крепится ступица;
- Собственно, самой ступицы;
- Пружины стяжения (нижней и верхней);
- Колодки торможения;
- Пружины направления;
- Колесного цилиндра;
- Разжимной планки;
- Пальца рычага ручного тормоза;
- Рычага ручника;
- Кожуха механизма.
Как мы видим, такая разница в конструкции вызвана наличием в заднем механизме элементов стояночного тормоза. Поэтому и сама деталь выглядит гораздо массивнее. Принцип работы гидравлической части такой же, как и спереди. Устройство задних тормозов отличается лишь этим.
Простая схема тормозной системы ВАЗ 2114 позволяет с легкостью производить любой ремонт своими руками. Запчасти на отечественные авто стоят недорого и довольно распространены, что значительно упрощает эксплуатацию и ремонтные работы. Именно поэтому автомобили ВАЗ пользуются таким спросом и составляют неплохую конкуренцию иномаркам.
Источники: http://nadomkrat.ru/tormoznaya-sistema/tormoznaya-sistema-vaz-2114, http://autodont.ru/brake-system/tormoznaya-sistema-na-vaz-2114, http://autovaz-2114.ru/brake-system/tormoznaya-sistema-vaz-2114/
Источник: https://ladafakt.ru/vaz-2114-tormoznaya-sistema.html
О тормозах и торможении
“Руссо-Балт с24/30” (1909 год) с длинным ручным тормозным рычагом.
Вентилируемые тормозные диски устанавливают на современных скоростных автомобилях и микроавтобусах.
Схемы двухконтурных гидравлических тормозных систем автомобилей разных моделей.
‹
›
Не каждый автомобилист знает, что с помощью тормозов можно не только остановить и удержать машину на месте, но и преодолеть скользкий участок, опасный поворот, развернуться и даже перескочить неширокую канаву или выбоину. Большинство автолюбителей думают, что после нажатия на педаль тормоза эффективное торможение продолжается до полной остановки автомобиля. На самом деле это не так.
Максимальное замедление достигается тогда, когда колеса еще вращаются, но уже находятся как бы на грани срыва в скольжение. В этот момент их сопротивление качению достигает максимума. Когда же колеса останавливаются и начинают скользить по дороге, сила трения падает и тормозной путь увеличивается.
Мастерство торможения заключается, таким образом, в том, чтобы остановить автомобиль одновременно с прекращением вращения колес. Но прежде чем дать практические рекомендации, как этого добиться, нелишне напомнить о том, какие бывают тормоза и как они работают.
Эволюция тормозов
Надежные тормоза появились не сразу.
Довольно долго для замедления хода на автомобиле использовали специальные “башмаки”, которые прижимались к шинам задних колес. Системы эти были капризными, а их механический привод – ненадежным. К тому же, чтобы тормоза работали эффективно, нужно было прикладывать к рычагам или педалям очень большие усилия.
Из-за этого почти на всех первых автомобилях тормоза приводили в действие длинными рычагами.
На смену “башмакам” в начале 1910-х годов пришли ленточные трансмиссионные тормоза. Конструкция трансмиссии была дополнена тормозным барабаном, к которому при помощи специального механизма прижималась лента, чаще всего стальная.
В ленточных тормозах привод был тоже механический, но усилий для их срабатывания требовалось меньше. Тогда-то и появились педали тормоза на сравнительно коротких рычагах. У ленточных тормозов есть очень существенный недостаток: они практически не работают при езде задним ходом.
А главное, с ними, как со всеми тормозами с механическим приводом, невозможно добиться равномерного и одновременного срабатывания тормозов на всех колесах. Тем не менее трансмиссионные тормоза используются и сейчас, в основном на большегрузных автомобилях, но вместо ленты в них ставят фрикционные колодки.
В легковых машинах такие системы применяются только в стояночных тормозах (например, в “Волге” ГАЗ-21).
В начале века тормозами с механическим приводом оборудовали только задние колеса автомобилей. Тогда считалось, что машина с передними тормозами будет “клевать носом” и даже может перевернуться.
На самом деле проблема заключалась в другом: конструктивно было практически невозможно поставить механический привод тормозов на управляемые колеса. Аналогичные современным тормоза с гидравлическим приводом на передних колесах появились лишь в 1924 году на автомобилях “Крайслер”.
С тех пор автомобилестроители всего мира перешли на системы тормозов с гидравлическим приводом, которые используются и сегодня. Гидравлическая система гарантирует одновременное срабатывание и равномерное усилие тормозных механизмов всех четырех колес и обладает помимо этого высокой надежностью.
Тормозные системы
Легковой автомобиль обычно оснащается четырьмя тормозными системами: рабочей, запасной (дублирующей), стояночной и вспомогательной (ею может служить, например, двигатель, работающий в режиме торможения). Каждая тормозная система состоит из механизмов, создающих тормозные усилия, и привода, в который входят все устройства управления тормозами.
Рабочая система придает машине отрицательное ускорение – замедляет ход, но иногда во время ее работы возникают боковые ускорения. Такое явление принято называть заносом, хотя это и не всегда правильно. (Подробнее о заносе см. “Наука и жизнь” № 6, 1999 г.) Запасная система нужна в тех случаях, когда выходят из строя рабочие тормоза.
Для удержания машины в неподвижном состоянии предназначена стояночная тормозная система. Но иногда в критической ситуации стояночным тормозом приходится пользоваться как рабочим – для более эффективного торможения и совершения маневров, например, на переднеприводном автомобиле с его помощью можно развернуться на месте.
Процесс торможения занимает некоторое время, которое складывается из времени реакции и принятия решения (в зависимости от квалификации, возраста и состояния водителя оно может составлять от 0,1 до 2 секунд) и времени срабатывания механизмов (оно зависит от конструктивных особенностей и технического состояния тормозной системы и составляет около 0,2 секунды).
Их сумма дает время запаздывания. Легко подсчитать, что если оно равно двум секундам, то при скорости 90 км/ч автомобиль успеет пробежать до начала замедления хода 50 метров.
О том, как работают тормоза, принято судить по длине тормозного пути. У машин с обычной тормозной системой он хорошо виден по черным следам на асфальте и его легко измерить рулеткой.
У машин с антиблокировочными системами (АБС) измерить тормозной путь на асфальте невозможно – правильно настроенная АБС следов не оставляет. Не менее важным показателем работы тормозов считается равномерность тормозных усилий, от нее зависит устойчивость машины.
Дисковые тормоза
В современных легковых автомобилях на передние колеса устанавливаются, как правило, дисковые, а на задние -_ барабанные тормозные механизмы.
При нажатии на педаль тормоза в дисковых тормозах колодки сходятся и зажимают тормозной диск, а в большинстве конструкций барабанных тормозов колодки расходятся и прижимаются к внутренней цилиндрической поверхности барабана. Возникающая сила трения замедляет вращение колес, и они останавливаются (блокируются).
В тормозном механизме сила трения зависит от скорости движения барабана или диска относительно колодок (чем ниже скорость, тем сила трения больше) и от температуры (чем она выше, тем меньше сила трения). В большой степени на силу трения влияет состояние колодок и дисков (барабанов). Замасленные или влажные колодки не способны остановить колесо.
Дисковые тормоза обладают существенными преимуществами перед барабанными. Главные из них – стабильность работы, лучшие условия охлаждения и очистки, более высокая эффективность, меньшие вес и размеры. Но есть и недостатки. Площадь колодок у дисковых тормозов меньше, чем у барабанных, поэтому для них нужны большие усилия на приводе и соответственно более высокое давление в гидросистеме.
Существуют два основных вида конструкций дисковых тормозов: с неподвижной скобой (заднеприводные модели ВАЗ и “Москвич-2140”) и с плавающей (переднеприводные модели ВАЗ, “Нива”, “Москвич-2141”). Первые снабжаются двусторонними гидроцилиндрами, вторые – односторонними.
Системы с плавающей скобой компактнее, в них меньше риск перегрева, зато ход поршня почти вдвое больше, чем в системах с неподвижной скобой, да и по жесткости они уступают двусторонним.
Чтобы улучшить охлаждение, в дисковых тормозах часто используют так называемые вентилируемые диски с воздушными каналами, проходящими от центра к периферии.
Летом на мощных скоростных машинах без таких дисков не обойтись, а вот зимой с ними бывают неприятности. Когда в каналы набивается снег, он тает, а вода не успевает вытечь. Если же на морозе она замерзнет, то диск может разорвать. Чтобы этого не случилось, после выезда из сугроба нужно очистить передние тормоза от снега или по крайней мере проехать на небольшой скорости метров 100-200.
Вентилируемые диски тормозов устанавливаются в новые “Волги” (ГАЗ-3110), ВАЗ-2110, микроавтобусы “Соболь”, многие иномарки.
В подавляющем большинстве современных автомобилей используются гидравлические приводы тормозов. Они удобны, поскольку гидравлические трубки можно проложить в любом месте, а главное, обладают высоким кпд – до 95%.
К недостаткам гидравлических систем можно отнести, пожалуй, лишь необходимость их прокачки (удаления воздуха) и некоторую чувствительность к температуре. При низкой температуре вязкость тормозной жидкости увеличивается, а при высокой жидкость может закипеть, и тогда тормоза потеряют работоспособность.
Для того чтобы уменьшить усилие на педали тормоза и одновременно увеличить усилие на колодках, в систему привода тормозов современных машин встраивают усилитель. (Впервые механический усилитель тормозов запатентовал Луи Рено в 1923 году.) На отечественные автомобили ставят вакуумные усилители, работающие за счет разрежения во впускном коллекторе двигателя.
На многих зарубежных машинах, в особенности на американских, используют гидравлические усилители, в которых дополнительное усилие создается специальным насосом и гидроаккумулятором.
Надежность тормозной системы
В случае выхода из строя одного из механизмов тормозной системы она все равно должна обеспечивать эффективное торможение автомобиля.
Для повышения надежности в гидравлических тормозных системах используют дублирование и разделение контуров. Отдельные контуры имеют, например, передние и задние тормоза автомобилей ВАЗ-2106. Если поломка случится в одном из контуров, то автомобиль будет тормозить за счет другого.
Но если выйдет из строя передний контур, ехать на машине опасно, поскольку задние тормоза работают менее эффективно, чем передние.
Более надежная, но в то же время и более сложная тормозная система установлена на “Москвиче -2141”, где один контур приводит в действие тормоза только передних колес, а другой – всех четырех.
Если выходит из строя основной (передний) контур, второй (задний) способен работать достаточно эффективно.
На автомобилях “Нива” схема похожая, но в рабочих механизмах передних колес установлено по три цилиндра. Два из них работают только в переднем контуре, а третий включен в общий контур с задними тормозами.
Неравномерный износ передних колодок на “Ниве” может служить косвенным показателем того, что задний контур тормозного механизма работает неправильно.
На переднеприводных моделях “Жигулей” и на “Тавриях” использована так называемая диагональная схема, когда в один контур объединены левый передний и правый задний тормозные механизмы, а в другой – правый передний и левый задний.
Если один из контуров выходит из строя, оставшийся даст возможность без больших проблем доехать до станции техобслуживания или гаража.
Торможение будет эффективным и безопасным, когда передние тормоза срабатывают более эффективно и несколько раньше, чем задние. Для того чтобы тормоза работали именно так, в систему встраиваются регуляторы давления.
Они изменяют и распределяют тормозные усилия между передними и задними колесами в зависимости от загруженности автомобиля и нагрузки на оси. Простой механический регулятор давления работает как клапан, который перераспределяет подачу тормозной жидкости между передними и задними тормозными цилиндрами.
Если нагрузка на заднюю ось увеличивается, клапан открывается и тормозная жидкость поступает в задние цилиндры, а если уменьшается, например при резком торможении, когда машина “клюет носом”, клапан закрывается и в задние тормозные цилиндры жидкость практически не поступает. Это препятствует соскальзыванию задней оси в занос.
Некоторые автолюбители убирают регулятор давления из тормозной системы своего автомобиля, мотивируя это тем, что он, де, работает неправильно и часто течет. Делать этого, конечно же, не следует. Во-первых, не согласованные с заводом-изготовителем изменения в конструкции тормозной системы запрещены, а во-вторых, регулятор давления нужно просто правильно настроить, для этого достаточно провести под автомобилем 10 минут. Справедливости ради заметим, что регуляторы давления на всех отечественных машинах установлены неудобно и работать с ними трудно. Но нужно!
Антиблокировочные системы, которые устанавливают на многих современных импортных автомобилях, нужны для того, чтобы исключить блокировку одного или нескольких колес при торможении на скользкой дороге. Особенно это важно в тех случаях, когда колеса одного борта катятся по сухому твердому покрытию, а колеса противоположного борта скользят, например по льду. На таком покрытии резкое торможение на машине с обычной тормозной системой неизбежно приведет к заносу из-за того, что силы трения колес на асфальте будут неизмеримо больше, чем на льду, и машину резко выбросит в сторону асфальта. Если на автомобиле есть АБС, она отслеживает движение колес, и как только одно из них начинает замедляться интенсивнее других (или вовсе останавливается), в его тормозном цилиндре автоматически понижается давление, и колесо вновь начинает вращаться. Антиблокировочная система существенно повышает эффективность торможения, особенно на скользком покрытии. Поэтому, следуя за современной иномаркой по скользкой дороге, стоит держать увеличенную дистанцию, ведь в случае резкого торможения машина с АБС остановится в полтора-два раза быстрее наших “Жигулей”.
В следующем номере мы продолжим разговор о тормозах: дадим несколько полезных советов по технике торможения и по уходу за тормозами, расскажем о неисправностях тормозной системы и о том, как их ликвидировать.
(Окончание следует.)
Источник: https://www.nkj.ru/archive/articles/9606/