Усилитель экстренного торможения bas

Вспомогательные системы торможения ABS и BAS

Безопасность у человека всегда бала на первом месте, поэтому в этом направлении активно развиваются технологии, в том числе и в автомобилестроении. За все время существования этой отрасли с каждым годом появлялись все более новые и надежные системы, направленные на исключение или, по крайней мере, смягчение аварийных ситуаций на дороге.

ABS BAS

Уже внедрен в производство целый список систем безопасности, которые обеспечивают эффективность торможения, и при этом автомобиль не ведет юзом. К таким системам относится abs и bas. Эти две системы всегда работают вместе и являются дополнением друг друга.

Что такое bas?

BAS (BrakeAssistSystem) это вспомогательная система экстренного торможения. Она была разработана немецким автоконцерном и впервые внедрена на автомобили марки Mercedes-Benz. Поначалу компании пришлось доказывать необходимость использования bas.

Для этого были проведены тесты с разными условиями торможения со 100 км/ч до полной остановки. Автомобиль остановился с тормозным путем на 15% меньшим по сравнению с машиной без этой системы.

А это оказалась впечатлительная цифра и сэкономленное расстояние может стать решающим для многих автолюбителей.

Как она работает?

Система вспомогательного торможения непосредственно входит в состав основной системы, и срабатывает при резком надавливании на педаль. При этом неважно, как сильно выжата она, bas обеспечивает максимально допустимое давление. Вследствие чего колеса моментально блокируются.

Это происходит за счет насоса высокого давления и датчиков положения педали. Конечно же, имеется свой центральный блок управления, который считывает данные с этого датчика и определяет скорость надавливания на нее.

По результатам полученных данных система формирует команду на включение насоса, который моментально нагнетает требуемое давление.

Применение

Использование системы bas, конечно, хорошо, но если покрытие будет скользким, то резкая блокировка всех колес приведет к неуправляемому движению автомобиля на юз. Это может привести к непредсказуемым последствиям, поэтому разработчики используют ее совместно с abs.

Это антиблокировочная система, которая обеспечивает неполную блокировку колес, что сохраняет автомобиль быть управляемым. Она включается на скользких покрытиях и активизируется совместно с нажатием педали тормоза. Этот процесс немного сложнее, чем при одной системе bas.

При резком надавливании на педаль тормоза активизируется сначала система abs, она не полностью блокирует колеса, а только снижает их скорость вращения. Это начало торможения.

Далее, компьютер сравнивает частоту вращения пройденного пути с момента нажатия на педаль и пройденного времени со скоростью самого автомобиля. Если линейная скорость вращения колес меньше чем автомобиля, то это говорит о скользком покрытии.

Если же обе скорости равны, то срабатывает bas, вспомогательная система торможения, и блокирует полностью вращение колес. Но конечно же, это не говорит о том, что автомобиль сам определит опасность на пути и затормозит вовремя. Поэтому бдительность водителя превыше всего.

ABS BAS в автомобиле

Обратите внимание

Следует отметить, что использование только лишь одной abs также не будет хорошей идеей. Это связано с тем, что колеса при ее срабатывании полностью не остановятся, и приведет в итоге к лобовому столкновению.

Чтобы избежать подобных ситуаций даже на новом автомобиле следует все системы безопасности регулярно проверять и диагностировать. Можно проверку осуществлять двумя способами, измерять свой тормозной путь на разных покрытиях или проверить автомобиль на диагностическом стенде с компьютерной диагностикой.

Подобные установки произведут измерения усилия сопротивления валиков и степень выталкивания автомобиля из зоны измерения.

Система торможения abs имеет уже более чем, 30-летний опыт успешной эксплуатации. А основной целью ее создания было предотвращение заноса автомобиля из-за разных показателей сцепления колес с дорожным покрытием.

Ведь при движении по дороге на ней не всегда одинаковые условия, под каким-то колесом будет хорошая и чистая поверхность, а под другим песок или лужа, а то лучше еще разлитое масло. То, разумеется, при блокировке на скользком месте колесо будет скользить, а на сухой поверхности будет затормаживаться.

Чтобы этого не происходило, система циклически опрашивает датчики скорости, находящиеся в колесах, и датчик педали тормоза. И прерывисто снижает давление, что выражается характерными стуками в саму педаль и толчками автомобиля.

Такие манипуляции позволяют усреднить значение сцепления с поверхностью, что снижает риск разворачивания машины или движения на юз.

Применение систем abs и bas значительно сокращает тормозной путь автомобиля на ровных и твердых покрытиях по сравнению с машинами без подобных устройств. Поэтому они стали обязательными, как и сама отдельно abs.

Другие технологии

Системы basсегодня устанавливаются на самые разнообразные марки автомобилей, и является обязательной. Но время не стоит на месте и на смену ей пришла более интеллектуальная, которая срабатывает не только при экстренном торможении.

Она компенсирует увод машины на скользком покрытии за счет изменения усилия торможения на разных колесах. Это достигается за счет использования сложных систем с распределительными устройствами контроля и управления VSC от компании TRW.

В ее основе лежит, конечно же, abs.

Вам понравилась статья? Она была полезной?

Источник - https://autodont.ru/safety/help-system/abs-bas

Brake assist система помощи при экстренном торможении

На сегодняшний день большинство автомобилей премиум-класса получают в базовом наборе оснащения Brake assist, BAS или EBA – система помощи при экстренном торможении.

Для тех, кто не силен в английском языке, буквальный перевод Brake assist – «помощь в торможении». Ее основная функция – уменьшить тормозной путь при непредвиденном торможении.

Исследования показывают, что данная система позволяет в среднем сократить его на пятую часть. Этого, порой, достаточно, чтобы спасти жизнь.

Важно

Существует две основных разновидности системы Brake Assist – помощь при экстренном торможении, и более современный вариант – автоматическое экстренное торможение.

Первая буквально дотормаживает за водителя, выпуская в контур тормозов максимальное давление (с учетом “антиблокировки”). Вторая выполняет схожую операцию, но уже практически без участия самого водителя.

Рассмотрим каждую более детально.

Система экстренного торможения Brake Assist

Обычно системы подобного рода принято разделять на гидравлические и пневматические. В основе данной классификации лежит принцип создания максимального давления в тормозных контурах.
Пневматический Brake Assist позволяет достичь максимальной эффективности для вакуумного усилителя.

К данным системам относятся:

  • BA (собственно сам Brake Assist),
  • BAS (практически то же название Brake Assist System),
  • EBA (Emergency Brake Assist) ставится в автомобилях Мерседес, Вольво, Тойота, БМВ,
  • AFU (l'aide au freinage d'urgence), ставится на «французах», на Ситроен, Рено, Пежо.

С конструктивной точки зрения они объединяют в себе специальный датчик, электромагнитный привод штока, а также блок управления всей системой. Практически в 100% случаев пневматическая вариация любого Brake Assist устанавливается на авто, оборудованные ABS.

«Помощник» начинает работать только в момент резкого (экстренного) нажатия на педаль. Специальный датчик считывает скорость нажатия на педаль тормоза, а затем эта информация попадает в вышеупомянутый блок управления.

Тот, в свою очередь, включает электромагнит, а вакуумный усилитель «дожимает» до упора педаль. Все это происходит еще до срабатывания ABS.

Гидравлическая разновидность рассматриваемой системы позволяет создать максимальное давление жидкости в контуре тормозов, используя конструктивные элементы ESP (система курсовой устойчивости).
Она также имеет множество исполнений: HBA, SBC, HBB, BA Plus, DBC. Принципы работы данных систем схожи, но лучше рассмотреть их более детально.

  • HBA (Hydraulic Braking Assistance) ставится на автомобилях Ауди, Фольксваген,
  • HBB (Hydraulic Brake Booster) также на Ауди, Фольксваген,
  • SBC (Sensotronic Brake Control) ставится на автомобилях Мерседес,
  • BA Plus (Brake Assist Plus) также на машинах марки Мерседес,
  • DBC (Dynamic Brake Control) своя аббревиатура для БМВ.

HBA также как и пневматический «коллега» распознает экстренную ситуацию по быстроте нажатия педали. Система использует датчик угловой скорости, выключатель лампочки «стопов» и манометр тормозного контура. Проанализировав данные, блок управления принимает решение о включении обратного насоса, который максимально повышает давление тормозной жидкости. Весь процесс происходит до включения ABS.

HBB иногда буквально дублирует работу обыкновенного вакуумного усилителя тормозов, например, при прогреве машины зимой.

Система использует данные, поступающие с манометра тормозной системы, выключателя сигналов «стоп» и датчика разрежения в вышеупомянутом вакуумном усилителе.

Если разрежения в нем недостаточно, то подается сигнал о включении насоса обратной подачи, который существенно повышает давление в тормозах.

SBC – продвинутая версия тормозного «помощника», которая учитывает целый ряд самых разнообразных характеристик и факторов, начиная от скорости переноса ноги с газа на тормоз, силы и скорости нажатия на педаль, и заканчивая типом дороги или динамическими параметрами. Исходя из всех этих факторов, высчитывается идеальное давление в тормозном контуре для каждой ситуации, возникающей на дороге.

BA Plus – нечто промежуточное между автоматическими и «ручными» помощниками. Программа считывает расстояния до встречных предметов (спасибо радарам Distronic), включая машины на дороге, сигнализирует водителю об опасности и требует сбросить скорость. Если торможение покажется ей недостаточным, BA Plus самостоятельно увеличит давление в контурах.

Система автоматического экстренного торможения

Данные системы технически более совершенны и устанавливаются только на очень дорогих авто в максимальных комплектациях. Органами «зрения» являются радары или видеокамеры. Система самостоятельно просчитывает расстояние до впередиидущего транспортного средства и снижает скорость.

Даже если это не предотвратит столкновение, урон значительно снизится. Обычно, данная система базируется на других комплексах безопасности, например, адаптивном круиз-контроле. Существует множество разновидностей помощника автоматического торможения, как правило, автопроизводитель сам дает ей имя.

Например, Pre-Safe Brake у Мерседес, или CMBS у Хонда.
Некоторые другие варианты:

  • City Brake Control на Фиат,
  • City Emergency Brake на Фольксваген,
  • ACS и Forward Alert на Форд,
  • FCM на Митсубиси,
  • City Safety и CWABrake на Вольво,
  • а также AEB от TRW и PEBS от Bosch.

Кроме очевидной функции, вышеупомянутые системы имеют ряд других возможностей, включая звуко-световую сигнализацию или приведение в готовность средств пассивной безопасности.

Источник - https://povozcar.ru/bas-eba-brake-assist.html

Что такое BAS в автомобиле?

BAS считается дополнительной системой, которая у разных производителей автомобилей носит разное название. BAS расшифровывается, как Brake Assist System. В некоторых марках она может называться EBS или же EBA. Система очень полезна в использовании автомобиля, так как она срабатывает при срочном затормаживании.

Полезное изобретение способствует быстрому и усиленному торможению. По большому счету эта система автоматически начинает давить на тормоз гидропневмопривода до самого большого возможного усилия. Эта дополнительная система способствует уменьшению аварийных ситуаций на дорогах либо уменьшить вред от полученной аварии.

Принцип работы BAS

Автоматическая система работает хорошо и быстро. Она за короткое время идентифицирует момент, когда нажатие на педаль осуществляет слишком резко, чем в других ситуациях. Ведь в таком случае нажатие проходит с недостаточным усилием, но очень резко. В случае, если система определяет торможение с высокой степенью опасности, то срабатывает экстренное торможение.

Установить такую систему можно на современные транспортные средства любой марки и модели, где также будет установлена автосистема ABS.

Главной ошибкой всех водителей является неправильное реагирование водителя на безотлагательную ситуацию. Большинство водителей не правильно нажимают на педаль тормоза, как требуется на самом деле.

Совет

Одни водители с недостаточным напряжением нажимают на тормозную педаль, другие же наоборот это делают медленно.

В том и другом случае система не может распознать этот сигнал и не включает BAS. Две эти проблемы приводят к тому, что самый высокий уровень давления медленно достигается, а должен как можно быстро. В результате тормозной путь увеличивается, а при нужном усилии он мог быть намного меньше.

Положительные стороны экстренного торможения

Система BAS хороша тем, что она способна распознать действия водителя и проанализировать их. Система анализирует поведения водителя. Она повышает уровень давления в системе. Вместе с антиблокировочной системой ABS эта система работает очень хорошо. Именно поэтому BAS и ABS в любом случае устанавливаются вдвоем.

Читайте также:  Проверка компрессии в цилиндрах двигателя

Если же скорость увеличения давления будет слишком высокой, то система также не правильно отреагирует на такое действие. Сигнальный блок поймет, что водитель хочет использовать экстренное торможение.

В результате модуль запускает автоматический электронасос, а он сам же способствует увеличению давления в системе торможения до самого большого.

Насос будет работать до тех пор, пока водитель не уберет свою ногу с педали.

Если автомобиль разогнался на большую скорость и быстро был нажат тормоз, то система начинает работать на полную силу. В этом случае не блокируется система ABS. BAS способна сработать за короткое время. Для полного анализа ей достаточно всего несколько долей секунд.

В механической системе экстренное торможение должно быть правильно определенно. Для этого требуется поставить границу и определиться с пороговым значением. Анализ торможения автоматической системы определяется отношением скорости нажатия на педаль тормоза к силе нажатия и усилия. В каждом автомобиле определить пороговое значение можно индивидуально.

Система экстренного торможения была разработана компанией Mercedes-Benz. Эта фирма уделила особое внимание безопасности на дорогах. После ряда испытаний ей удалось доказать всем, что BAS требуется устанавливать в каждой машине.

Ведь благодаря работе системы тормозной путь можно уменьшить на 45 % в случае экстренного быстрого торможения. Для каждого водителя ан дороге каждым фактором является безопасность. Именно поэтому система нужна в любом автомобиле.

Источник - http://shokavto.ru/chto-takoe-bas-v-avtomobile/

BAS – система помощи при экстренном торможении

Аварийные ситуации бывают разные. В одних случаях водитель может просто растеряться, и тогда его реакция на критическую ситуацию будет неадекватной либо вовсе отсутствовать.

Но очень часто печальные последствия ДТП происходят только потому, что находящийся за рулём тормозил недостаточно сильно, используя мощь тормозной системы на 70-80%.

Безусловно, сила нажатия на педаль тормоза зависит от нескольких факторов, но в любом случае эти недостающие 20-30% – это очень весомая величина, которая позволила бы спасти огромное количество жизней. И автопроизводители не могли пройти мимо столь важного фактора.

Обратите внимание

В результате появились первые устройства оказания помощи водителям при вынужденном экстренном торможении, предоставляющие возможность сокращения тормозного пути примерно на 25-40%.

Несмотря на впечатляющее количество реализаций таких систем, все они подразделяются на две большие подгруппы: те, которые помогают затормозить эффективнее посредством дожатия педали, и системы, притормаживающие автотранспортное средство самостоятельно, до момента полной его остановки.

Мы рассмотрим особенности каждого из этих подкатегорий.

Что такое BAS

Brake assistant – наиболее ёмкое название этих устройств – дословно переводится как «помощник (ассистент) при торможении».

Но с подачи автоконцерна Mercedes-Benz, впервые применившую такую систему в серийном автомобиле в 2005 году, за ними закрепилось более ёмкое название – Brake assist system, или сокращённо BAS.

Но это, так сказать, обобщённое название группы – каждый автопроизводитель именует свою систему по-своему.

В рамках устройств данного типа различают две подгруппы:

  • системы оказания помощи водителю при вынужденном резком нажатии на тормоз в результате возникновения аварийной ситуации;
  • автоматические ассистенты, производящие экстренное торможение ТС в автоматическом режиме, без участия водителя.

Задача первых – усилить резкое нажатие на тормоз (которое, как уже говорилось, редко когда бывает полным) до максимально возможного. Вторые выполняют практически ту же работу, но полностью автономно, не рассчитывая на реакцию водителя. Рассмотрим, что такое ассистент BAS в автомобиле, выбрав устройства первого типа.

Системы, усиливающие тормозное усилие, делают это посредством использования пневматического или гидравлического механизма.

Пневматическая система BAS

Её основные элементы располагаются в вакуумном усилителе. Собственно задача устройств пневматического типа сводится к увеличению КПД ВУ. Состав типичной пневмосистемы:

Как правило, пневматический ассистент работает в паре с ABS.

Принцип действия заключается в распознавании ассистентом характера торможения транспортного средства. Экстренность определяется при превышении скорости перемещения штока ВУ некоего порогового значения. Эта величина измеряется датчиком и передается в ЭБУ, который и принимает решение об активации BAS.

Происходит это посредством включения электромагнитного привода, толкающего шток до упора, причём скорость срабатывания системы выше, чем у ABS, что и позволяет усилить торможение до максимального, при котором, как уже отмечалось, тормозной путь сокращается минимум на четверть.

Гидравлическая система

Функционирование системы вспомогательного торможения гидравлического ассистента BAS основана на взаимодействии ассистента со штатным устройством курсовой устойчивости: рост усилия, прикладываемого к педали находящегося за рулём водителя до максимального уровня происходит за счёт увеличения уровня давления ТЖ в узлах системы ESC.

Состав гидравлического ассистента:

  • датчик давления, устанавливаемый в ТЦ;
  • датчик разрежения, устанавливаемый в ВУ (или датчик, измеряющий скорость вращения колёс);
  • реле-выключатель стоп-сигнала.

Анализируя информацию, поступающую от датчиков, бортовой компьютер при необходимости запуска экстренного торможения активирует гидронасос системы ESC, формируя максимальное давление в ТЦ в режиме реального времени, которое поддерживается до остановки транспортного средства.

Особенности функционирования автоматической системы BAS

В отличие от ассистентов, максимализирующих тормозное усилие, автоматическая система BAS оказания водителю экстренной помощи при выполнении торможения представляет собой более совершенное устройство, реагирующее не столько на нажатие педали, могущее оказаться запоздалым, сколько принимающая во внимание дорожную обстановку с помощью радаров и высокоскоростных видеокамер. В случае снижения расстояния между машиной и любым другим препятствием, расположенным перед камерами, начинается торможение авто с целью увеличения расстояния до безопасного. При критическом уменьшении расстояния торможение будет максимально возможным, вне зависимости от того, среагировал ли на ситуацию водитель.

Автоматический ассистент, кроме функции экстренного торможения, может выполнять и другую работу. Например, заранее предупреждать водителя о недопустимом сближении с впереди едущим автотранспортным средством, а также активировать срабатывание пассивных средств безопасности. Неслучайно системы подобного тира иногда именуют превентивными.

Работа автоматической системы BAS основана на использовании элементов других систем:

  • ACC (контроль за безопасным расстоянием до объекта, или адаптивный круиз-контроль);
  • ESC (устройство автоматического торможения, входящее в состав средства курсовой устойчивости).

С тоски зрения конструктивной реализации автономная система вспомогательного торможения, спроектированная по типу BAS, может иметь и гидравлический, и пневмопривод.

Единственная разница – в использовании большего количества информации, поступающей в ЭБУ, включая такие факторы, как расстояние до препятствия спереди.

В данном случае на бортовой компьютер приходится большая часть работы, поскольку он должен в режиме реального времени регулировать силу торможения в зависимости от дорожной обстановки.

В целом всё большее количество автопроизводителей оснащает свои машины такими активными средствами безопасности, позволяющими эффективно тормозить начинающим водителям, у которых отсутствует опыт правильного поведения в критических ситуациях, а также физически слабым людям (прежде всего – женщинам), которые в случае необходимости просто не могут до упора выжать тормозную педаль.

Отметим, что система BAS активации помощи при торможении, независимо от типа, наиболее эффективно срабатывает в связке с другими устройствами:

  • EBD, цель которой – распределение тормозного усилия, направляемого на отдельные колёса в зависимости от дорожной обстановки;
  • ABS, предотвращающей заносы при блокировке колёс.

Применение устройств экстренного торможения

Исторически первой внедрённой активной системой безопасности стала ABS, появившееся в конце 70-х годов прошлого столетия и первоначально устанавливающаяся исключительно на элитные модели.

Помощники типа BAS начали внедряться гораздо позже, когда антиблокировочные системы уже стали стандартом для среднего класса автомобилей.

Но со временем удешевление электронных компонентов и старт массового производства привели к тому, что и устройства, обеспечивающие экстренное торможение, сегодня уже далеко не редкость.

Важно

Этому способствовало и то обстоятельство, что, начиная с 2014 года, получить максимальную оценку в краш-тестировании, проводимому под эгидой EuroNCAP, невозможно, если автомобиль не оснащён системой экстренного торможения типа BAS, что заставило многих автопроизводителей заняться её внедрением на большей части моделей, за исключением наиболее бюджетного уровня.

Впрочем, только усиления нажатия на тормоз стало недостаточно, ведь нередко водители попадают в ситуации, когда просто не успевают, или не имеют возможности среагировать на неожиданное возникновение препятствия.

Такие ассистенты представляют собой достаточно сложные комплексы, оснащённые, кроме стандартных датчиков, устройствами, позволяющими определить расстояние до объектов по ходу движения транспортного средства (радарами, лазерными дальномерами, скоростными видеокамерами).

Для их нормальной работы к бортовому компьютеру предъявляются повышенные требования, ведь нагрузка на него с каждым годом увеличивается, как и количество различных датчиков, информацию от которых он должен обрабатывать фактически одновременно.

Многие автопроизводители дают таким устройствам оригинальные названия. В частности, в настоящее время существуют следующие системы BAS пневматического типа:

  • EBA (сокращение от Emergency Brake Assist) – такое наименование применяют на авто марок БМВ, Вольво, Мерседес-Бенц, Тойота;
  • AFU (сокращение от Aide Freinage d’Urgence) – устанавливается на легковые авто французского происхождения.

У систем BAS гидравлического типа тоже имеется несколько реализаций с разными наименованиями:

  • HBA (сокращение от Hydraulic Braking Assistance) – такую аббревиатуру используют для своих авто компании Ауди и Фольксваген;
  • HBB (сокращение от Hydraulic Brake Booster) – другая разновидность гидравлических ассистентов при торможении от брендов Ауди/Фольксваген;
  • SBC (сокращение от Sensotronic Brake Control) используется автоконцерном Мерседес;
  • BA Plus (аббревиатура, произошедшая от Brake Assist Plus) – очередная прерогатива бренда Мерседес;
  • DBC (сокращение от Dynamic Brake Control) – BAS, используемая автоконцерном БМВ.

Хотя в целом принцип работы таких помощников одинаков, их реализация может отличаться.

В частности, система SBC принимает во внимание не только скорость нажатия ногой на тормозную педаль, но и прикладываемое водителем усилие, а также состояние дороги и вектор движения автомобиля.

ЭБУ анализирует эту информацию, формируя наиболее эффективное тормозное усилие в конкретный момент времени, причём оно может быть разным для разных колёс.

Совет

Усилитель BAS экстренного торможения в варианте BA Plus умеет также определять расстояние до расположенного впереди объекта, предупреждая водителя о появлении опасности и в случае необходимости – дотормаживая машину.

Разумеется, подобными устройствами оснащают далеко не все модели – в основном только самые топовые комплектации. Остаётся надеяться, что в скором времени помощники торможения станут такими же обыденными, как подушки безопасности и системы АБС.

Еще более сложными и дорогими считаются автоматические BAS. На сегодня можно встретить следующие их модификации:

  • PSB (сокращение от наименования Pre-Safe Brake), разработка автоконцерна Mercedex-Benz;
  • CMBS (сокращение от наименования Collision Mitigation BrakingSystem), устанавливается на машины Honda;
  • CBC (сокращение от наименования City Brake Control), разработка инженеров компании Fiat;
  • ACS и FA (системы Activ City Stop и ForwardAlert) можно встретить на продукции автоконцерна Ford;
  • FCM (сокращение от наименования Forward Collision Mitigation) ставится на авто под маркой Mitsubishi;
  • CEB (сокращение от наименования City Emergency Brake) – разработка инженеров-конструкторов из Volkswagen;
  • CWAB и CS (Collision Warning AutoBrake, City Safety) – автоматические BAS от Volvo;
  • PEBS (сокращение от наименования Predictive Emergency BrakingSystem) – одно из немногих устройств, разработанных не автопроизводителем – немецкой компанией Bosch;
  • AEB (сокращение от наименования Automatic Emergency Braking) – помощник от TRW.

Во многих из представленных систем BAS для автомобиля, кроме функции автоматического включения экстренного торможения, наличествуют и другие возможности, включая оповещение водителя о ситуации, грозящей столкновением с другим объектом, а также активация пассивных СБ.

Обслуживание BAS

Состояние помощников типа Brake assist в принципе входит в базовую диагностику любой ЭБУ, поддерживающей работу таких систем.

На автомобилях марки Мерседес, если на дисплее появляется фраза «BrakeAssist visit workshop», вам следует обратиться в автосервис, о чем, собственно и говорит такая надпись, свидетельствующая о возникновении неисправности.

Читайте также:  Эконостат: технологический прорыв в экономичности автомобильных двигателей

Работа тормозной системы в этом случае не нарушена, речь идёт только об экстренном торможении.

Иногда после выключения/включения силового агрегата предупреждение исчезает, но в большинстве случаев со временем появляется вновь.

Самостоятельно выявить причину отказа достаточно сложно, особенно в случае наличия автоматизированной BAS. Дело в том, что здесь задействовано немалое количество датчиков, некоторые из которых проверить без наличия современного диагностического оборудования непросто или вовсе невозможно.

Наиболее точно установить причину отказа устройства экстренного торможения можно, анализируя коды ошибок, выдаваемых автосканером. При этом следует учесть, что подобный прибор может оказаться несовместимым с программным обеспечением, используемом в конкретной модели авто.

Источник: https://drivertip.ru/osnovy/bas-v-avtomobile-dlya-chego-nuzhen.html

Brake Assist (система экстренного торможения): принцип работы

Повышение безопасности во время движения в современных автомобилях обеспечивается за счет работы системы помощи при экстренном торможении, именуемой Brake Assist.

Впервые она появилась на машине марки Mercedes в 90-е годы прошлого столетия, потом инициативу по оборудованию ею транспортных средств подхватили такие известные и именитые производители, как BMW и Volvo.

Обратите внимание

Изначально система экстренного торможения автомобиля называлась BAS, сейчас можно встретить и другие обозначения, зависящие от бренда (EBA – в основном, так её именуют японские автопроизводители, HBB – используют такие компании, как Volkswagen, Audi и Skoda, AFU – название, приглянувшееся французам).

Вне зависимости от наименования, суть остаётся одной и той же: Brake Assist System является системой, увеличивающей эффективность работы тормозов и позволяющей полностью остановить автомобиль в случае наступления аварийной ситуации, вследствие чего вероятность возникновения ДТП уменьшается.

Как работает система экстренного торможения

Система Brake Assist представляет собой сочетание блока управления, датчиков (контролируют частоту вращения колёс и давление в тормозной системе) и стоп-сигнала.

Принцип работы заключается в следующем: электронный блок управления, непрерывно получая информацию от датчиков, основываясь на сложном алгоритме принимает решение о повышении давления в системе и увеличения нагрузки на педаль (говоря более простым языком, «дожимает» её вместо водителя).

Если рассматривать автомобили марки Mercedes, то система экстренного торможения запускается в работу лишь в том случае, когда скорость движения штока педали становится быстрее 9 сантиметров в секунду (включается ABS, педаль и руль продолжают быть активными, то есть для водителя остается возможность избежать заноса, но тормозной путь существенно сокращается).

Устройство, отвечающее за выполнение действий тормозного помощника, – привод штока: именно на него в автоматическом режиме приходит импульс, и педаль вне зависимости от желания человека, управляющим авто, вжимается в пол.

Французский вариант системы AFU работает по аналогичному принципу: экстренная ситуация или её отсутствие распознается электроникой по силе нажатия на тормозную педаль. Единственное отличие в том, что AFU – это вакуумная система, и если случается занос, то тормозить автомобиль будет за счёт блокировки одного или нескольких колёс.

Необходимость Brake Emergency Assist

Согласно проведенным исследованиям, большая часть водителей (если быть точнее, то порядка 90%) недостаточно сильно нажимает на педаль тормоза, когда этого требует обстановка на дороге.

После массового оснащения авто электронной системой экстренного торможения количество аварий уменьшилось больше чем на треть, соответственно, снизилось и количество смертей, возникших в результате столкновения машин друг с другом.

Прогресс не стоит на месте, и разработки в области улучшения параметров торможения и повышения безопасности продолжаются.

Важно

Автопроизводителем Мерседес проводятся испытания системы SBC, которая обладает расширенным набором функций: анализирует обстановку на дороге, распределяет тормозные усилия на каждое из колес в отдельности, повышает давление в системе, а также вычисляет опасные моменты, ориентируясь не только на силу нажатия на педаль, но и на скорость, с какой водитель переносит ногу с акселератора на тормоз и обратно.

Источник: https://moj-vnedorozhnik.ru/v-pomoshch-voditelyu/brake-assist-sistema-ekstrennogo-tormozheniya-princip-raboty

Система экстренного торможения bas: помощник или всё-таки тупой автомат?

Здравствуйте, постоянные подписчики, и гости блога! Все мы знаем, что тормоза придумали вовсе не трусы, а очень талантливые инженеры и разработчики. А вот например, как система экстренного торможения bas и аналогичные ей, вообще гениальное изобретение.

Из далёких 70-х…

Как вы уже знаете, одной из первых систем, помогающих водителю на торможении, стала в своё время ABS – антиблокировочная.

Безусловно, в те годы, а это был конец 70-х, АБС можно было считать революционной технологией, и, как водится, обладать ей могли только премиальные авто.

Системы экстренного торможения появились немного позже, и тоже поначалу имели отношение только к люкс-классу. Но время шло, электроника дешевела, а требования к безопасности машин повышались.

Эти факторы повлияли и на распространение вышеупомянутых систем.

Так, к примеру, с 2014 года организация EuroNCAP, проводящая краш-тесты транспортных средств, даёт высшую оценку только тем авто, которые оборудованы технологией экстренного торможения, что мотивирует производителей массово внедрять систему.

Вообще, на сегодняшний день известно две системы экстренного торможения:

  1. Помощь при торможении;
  2. Автоматическое экстренное торможение.

1. Когда нужна лишь помочь…

В принципе, смысл существования системы экстренного торможения понятен из её названия, но есть нюансы, о которых стоит знать.

Итак, технологию BAS (Brake Assist System), упомянутую нами в самом начале статьи, на самом деле правильнее назвать системой помощи при экстренном торможении, и эта оговорка очень важна!

Принцип её действия следующий – электроника вычисляет тот момент, когда Вы резко ударяете по педали тормоза (значит, случилось что-то неладное), и как бы додавливает её до максимума, увеличивая давление в магистрали до наибольшего возможного значения.

Совет

Благодаря этому автомобиль остановится быстро и без раздумий, свойственных человеку. Технология BAS лишь одна из многих вариаций такой системы, используемая на творениях Mercedes-Benz, BMW, Toyota, у других автопроизводителей.

Названия придумывает каждый автопроизводитель для своей системы, чтобы выделить свои интересы – AFU, EBA, HBA, SBC и так далее, так что названия разные, но принцип один.

Технически можно выделить два варианта исполнения системы помощи при экстренном торможении:

  • пневматические;
  • гидравлические.

Первый тип при фиксировании резкого нажатия на педаль тормоза, которая связана с вакуумным усилителем и его штоком, активирует специальный электромагнит, доводящий положение штока до крайнего положения.

Благодаря этому, давление в тормозной магистрали становится максимальным. Работает эта схема совместно с ABS, которая, в свою очередь, не допускает блокирования колёс.

У Mercedes-Benz, Toyota, BMW, Volvo применяются системы BA, BAS, EBA, у Renault,  Citroen, Peugeot — AFU.

Гидравлические варианты Brake Assist также отслеживают силу, с которой водитель жмёт на педаль, но иногда присутствуют и другие датчики, помогающие электронике более глубоко анализировать ситуацию. Максимальное тормозное усилие в этой разновидности достигается нагнетанием давления рабочей жидкости в магистрали насосами.

К системам экстренной гидравлической помощи при торможении относятся:

  1. Hydraulic Braking Assistance (HBA) — Audi и Volkswagen;
  2. Dynamic Brake Contro (DBC) — BMW;
  3. Hydraulic Brake Booster (HBB) — Audi и Volkswagen;
  4. Brake Assist Plus (BA Plus) — Mercedes-Benz;
  5. Sensotronic Brake Control (SBC) — Mercedes-Benz/

2. Когда пора брать всё в свои руки…

Согласитесь, помощники это, конечно, хорошо, но иногда бывают случаи, когда без вариантов тормозить нужно, мало ли что может случиться с водителем. И такие, честные системы экстренного торможения тоже существуют. Это довольно сложные комплексы, в состав которых входят различные лазерные дальномеры, видеокамеры и радары.

Все они завязаны на мощные бортовые компьютеры, обслуживающие также и другие навороты автомобиля, к примеру, круиз-контроль. Как правило, системы автоматического экстренного торможения не только вычисляют потенциальные опасности на дороге и останавливают в случае чего машину, но и заранее предупреждают водителя о возможных неприятностях.

Приведём для наглядности названия некоторых из этой когорты, которыми могут похвастаться автопроизводители: у Mercedes-Benz она именуется Pre-Safe Brake, у Volkswagen — City Emergency Brake, у Mitsubishi — Forward Collision Mitigation и т.д.

Обратите внимание

Вот так, дорогие мои читатели, машины умеют оберегать наше с Вами спокойствие. Не секрет, что многие из перечисленных в этой статье систем устанавливаются только на автомобили премиум-класса.

Хотя, будем надеяться, что не за горами то время, когда они станут такой же обыденностью, как и АБС или подушки безопасности.

Спасибо за внимание и до будущих встреч на страницах блога!

Источник: https://auto-ru.ru/sistema-ekstrennogo-tormozheniya-bas.html

Система экстренного торможения Brake Assist

Представьте себе такую ситуацию: в один из чудесных деньков вы решили съездить в гости к друзьям.

Вы направляетесь по шоссе, играет ваша любимая музыка, приятный теплый ветерок обдувает лицо, в общем, жизнь прекрасна.

И вот, вы, в распрекрасном настроении, едите, радуетесь жизни, как вдруг – автомобиль впереди вас резко тормозит. Вы, естественно, жмете педаль тормоза и уже готовитесь к самому худшему.


Дисковые тормоза

К счастью, все обошлось, ваша машина останавливается в нескольких сантиметрах от того самого автомобиля. Вы вздохнули с облегчением. Но все могло закончиться совершенно иначе, если бы в вашем авто не была установлена система Brake Assist.

По сравнению с современными электронными датчиками, у нас довольно медленная реакция, а Brake Assist и сопутствующие ей технологии помогают остановить автомобиль раньше – иногда эти доли секунды многое решают.

Итак, является ли Brake Assist действительно стоящей системой безопасности или это просто еще один умный рекламный ход для продажи большего количества автомобилей и очередное вымогание денег? Многочисленные исследования показали, что Brake Assist на самом деле стоящая вещь, поскольку ежегодно предотвращает тысячи крупных ДТП со смертельным исходом.

Зачем нужна система Brake Assist и как она работает

А что, если вся эта электроника, которая активизируют систему, будет слишком чувствительна и приведет к остановкам, сопровождающимися толчками каждый раз, как только водитель жмет на педаль тормоза? Автожурналы уже давно выступают против этих электронных “нянечек”.

Исследования показывают, что большинство водителей не могут справиться с тормозами в чрезвычайных ситуациях. По словам Mercedes-Benz, при аварийной ситуации 99 процентов водителей либо не нажимают на педаль тормоза с силой, либо нажимают, но слишком поздно.

Важно

Компания Mercedes представила технологию Brake Assist еще в конце 90-х годов, тогда же производитель заявил, что Brake Assist помогает сократить тормозной путь на 45 процентов. При этом даже у опытных водителей, при управлении автомобилем без этой вспомогательной системы, тормозной путь сокращается всего на 10 процентов. Чем короче тормозной путь – тем меньше шансов стать участником ДТП.

Автоинженеры называют Brake Assist адаптивной системой в помощь водителю (driver-adaptive system). Иными словами, электроника, которая контролирует работу Brake Assist, имеет связь с тормозной системой. Brake Assist различает остановку на светофоре и экстренное торможение, скажем, когда ребенок выбежал на дорогу.

Иногда автопроизводители отказываются от новых систем безопасности, поскольку их установка отражается на стоимости самого автомобиля. Как мы уже говорили, Mercedes-Benz, совместно с поставщиком запчастей TRW /LucasVarity разработали систему Brake Assist.

Впервые технология появились на потребительском рынке в 1996 году на Mercedes-Benz S-Class и SL-Class. В 1998 году компания стала предлагать систему во всех своих моделях в стандартной комплектации. Вскоре некоторые компании, такие как Acura, Audi, BMW, Infiniti, Land Rover, Rolls Royce и Volvo разработали собственные версии Brake Assist.

Теперь давайте представим еще одну ситуацию: вы едете по пустынной проселочной дороге в безлунную ночь, кругом лес, неожиданно на дорогу выбегает олень.

Как только ваша нога инстинктивно с усилием жмет на педаль тормоза, по реакции и силы нажатия на педаль, датчик моментально определяет, что это чрезвычайная ситуация. В течение долей секунды сенсор передает сигнал тормозам, а те в свою очередь – тормозным суппортам, включается антиблокировочная система (ABS), ход замедляется, автомобиль останавливается, ни один олень не пострадал.

Читайте также:  Проверка датчика детонации, за что он отвечает, как работает и его неисправности

На сегодняшний день существуют несколько видов Brake Assist.

Volvo предлагает “систему безопасности в городе” (City Safety system), которая функционирует, когда автомобиль движется на скорости до 30 км/ч, Mercedes-Benz разработала регулятор расстояния Distronic Plus, который поддерживает необходимое расстояние до впереди идущего автомобиля, Toyota предлагает систему, которая сочетает в себе Brake Assist и навигационные данные (Brake Assist срабатывает при экстренном торможении на светофоре).

Active Brake Assist – более новая технологическая разработка, которая способствует заполнению тормозной системы гидравлическим давлением за миллисекунды до предстоящего ДТП. Технология провоцирует резкое снижение скорости при торможении и автомобиль останавливается быстрее.

Совет

Bosch, немецкий поставщик запчастей, представил свою версию технологии – Predictive Brake Assist, которая работает в паре с адаптивным круиз контролем, чей радар распознает возможность столкновения. Система, определив расстояние до объекта впереди, начинает слегка прижимать колодки к дискам.

Компания заявляет, что это нововведение просто необходимо, поскольку в экстренной ситуации всего около трети водителей вовремя реагируют и нажимают на педаль с достаточной силой. В остальных случаях гидравлическая система помощи при торможении не срабатывает.

Brake Assist оказалась настолько эффективной и смогла предотвратить большое количество аварий, что Европейская Комиссия (ЕК) намерена объявить технологию обязательной для всех новых автомобилей продаваемых в Европе. ЕК считает, что технология сможет спасти до 1 100 жизней пешеходов в год.

Как и система контроля курсовой устойчивости и антиблокировочная система, Brake Assist является, одной из тех технологий, которые когда-то устанавливались исключительно на топовые модели, а сегодня входят в стандартную комплектацию всех автомобилей.

Насколько безопасным может стать вождение, если технология Brake Assist станет обязательной? По данным института дорожной безопасности США (Insurance Institute for Highway Safety или IIHS), в год происходит более 400 000 ДТП, которые приводят к 3000 случаев с летальным исходом. Неизвестно, какое количество аварий можно было бы избежать, если бы водитель смог затормозить на несколько секунд раньше.

IIHS называет пять относительно новых систем обеспечения безопасности включая Brake Assist: система предупреждения о фронтальном столкновении (Forward Collision Warning System), система предупреждения пересечения разметки (Lane Departure Warning), система контроля мертвой зоны (Blind Spot Detection) и адаптивные фары. По словам Института, если бы все автомобили были оснащены всеми пятью опциями, можно было бы предотвратить до 3,4 миллиона аварий в год и 20 777 смертей.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что в скором времени, при некоторых доработках, эти технологии приведут к тому, что появятся автомобили, которым не нужен водитель. Это может резко сократить количество столкновений.

Звучит неплохо, но готовы ли мы ради безопасности доверить управление своего автомобиля компьютеру? Но это все в будущем, а в настоящем, такие технологии, как Brake Assist продолжают делать вождение более безопасным.

Источник: Авто Релиз.ру.

При копирвании информации гиперссылка на сайт AutoRelease.ru обязательна.

Источник: http://autorelease.ru/articles/109-automobile/2435-sistema-ekstrennogo-tormozheniya-brake-assist-.html

Что такое система экстренного торможения автомобиля

За последние годы возросло количество аварий на дорогах. Этот факт заставляет задуматься, какие же средства защиты при аварийной ситуации может использовать водитель для предотвращения ДТП. Безусловно, главной такой защитой будет система экстренного торможения автомобиля.

Она значительно сокращает путь торможения на автомобиле. На английском языке эту систему называют Brake assistant. В переводе это значит “помощник в торможении”.

Какие бывают конструкции

Такие механизмы условно разделяют на два класса:

  • помощник в полном вжатии акселератора тормоза;
  • независимый помощник в торможении.

Если говорить о первом типе, то такой механизм создает полный зажим воздуха в педали тормоза автомобиля при натиске на нее водителем. Что это значит, говоря простым языком? То, что она “заканчивает торможение” автомобиля за водителя. Во втором случае торможение происходит в автоматическом режиме, и водитель в этом случае не принимает участия.

Типы системы стопора

Работа системы экстренного торможения автомобиля состоит в том, чтобы обусловить предельно сильное давление на педаль стопора в аварийной ситуации.

Делят такой механизм на два типа:

  • пневматический;
  • гидравлический.

Механизм пневматического типа

Такая система позволяет вакуумному твистрону КПД работать в усиленном режиме. Комплектуется из следующих элементов:

  • ЭБУ (электроблок питания);
  • электромагнитный штофной привод;
  • измеритель (встроен внутри усилителя вакуума).

Этот вариант устанавливают на машины с механизмом анти-блокировки оборудования. Механизм пневматического вида определит срочное торможение, определив стремительность натиска на педаль стопора. Сила нажима фиксируется специальным преобразователем, передающим команду в механизм стопора.

Если сила натиска превысила нормальный показатель, механизм вжимает педаль до самого упора, таким образом происходит срочное торможение автомобиля. Интересно, что так же устроена система экстренного торможения грузовика.

Пневматический тип стопора

Он подразделяется на:

  • BA – BAS (Assist System);
  • EBA (Emergency Brake Assist);
  • помещается на Volvo, BMW, Mercedes-Benz;
  • AFU – устанавливается на Peugeot, Citroën, Renault Group.

Гидравлический механизм. Такой вид механизмов как BA создаст предельно сильное влияние на тормозное вещество механизма при воздействии курсовки и устойчивого покрытия дороги.

Что входит в эту систему помощи при экстренном торможении?

    Электронный пульт регулировки.Кнопка стоп-коммуникатора.Регулятор, отвечающий за измерение давления в тормозной педали.Преобразователь, который считает количество оборотов колес.

За счет звуков из переключателей ЭБУ отключает гидромеханический насос механизма ESC и поднимает натиск на тормозном устройстве до самого максимального уровня.

Кроме скорости напора на рычаг тормозного механизма SBC, берется во внимание мощность давления на тормоз, покрытие дороги, направленность движения и остальные возможные причины.

Обратите внимание

В зависимости от определенных критериев ЭБУ развивает максимальное тормозное увеличение на все колеса.

Вариация BA Plus анализирует промежуток до автомобиля, движущегося впереди. Если есть угроза аварии, она подает сигнал водителю или же увеличивает давление на тормозную педаль за него, что существенно снижает риск ДТП.

Механизм непроизвольного экстренного торможения

Система предупреждения об экстренном торможении этого типа более усовершенствована. Она идентифицирует автомобиль, который едет впереди, и другую преграду при поддержке локатора и видеонаблюдения. Механизм сам определяет промежуток до препятствия и, если обнаружен высокий риск ДТП, понижает скорость автомобиля. Даже если случится авария, поломки будут не столь страшными.

Кроме автоматического неотложного торможения, механизм обеспечен и другими обязанностями. Например, он предупреждает водителя о риске возникновения аварии посредством сигнализации. Также включаются отдельные клапаны пассивной защиты, за счет чего механизм получил название «превентивный механизм безопасности».

Детально этот тип механизма неотложного стопора основывается на иных механизмах успешной защиты – адаптивного круиз-контроля (курсовой выносливости).

Анализ подтвердил – в большинстве машин в аварийных ситуациях тормоза срабатывают недостаточно быстро. А водители не зажимают рычаг с нужной силой в тех случаях, когда возникает острая потребность.

В поддержку пришла общая система Daimler-Benz и Lucas. А бортовой электронный вычислитель, по некоторым штатным данным, горазд вычислить и отметить стиль и силу торможения отдельного водителя. Если у него не все хорошо с реакцией, то пульт регулировки переместит фазы износа механизма на секунды быстрее.

Алгоритм манипуляций механизма БАС базируется на изучении последствий ДТП, проводившихся владельцами марки Mercedes-Benz.

Анализ

В ходе изучения установлено, что в аварийной обстановке, когда водителю нужно срочно остановить машину, тот зажимает стопор тормоза достаточно быстро, но не всегда этого оказывается достаточно. В этом случае на выручку придет система БАС. В ее функции входит постоянная слежка за давлением в педали, а пульт регулировки механизма без перерывов анализирует полученные данные.

Если нажатие рычага стопора превышает нормальный показатель, пульт регулировки дает сигнал электромагнитному поршню в вакуумном усилителе стопора, который объединяет одну из частей усилителя с атмосферами. Как следствие, вакуумный усилитель производит самое высокое напряжение и, таким образом, сила давления в стопорном механизме тоже поднимается до самого максимального уровня.

Источник

Источник: https://drive.temaretik.com/1525956171907467908/chto-takoe-sistema-ekstrennogo-tormozheniya-avtomobilya/

Ответы@Mail.Ru: Народ,что такое BAS в автомобиле??? В комплектации указано ABS+BAS!

BAS – система быстрого торможения. Тормозной ассистент (англ. Brake Assist System (BAS), в разг. речи «дотормаживатель» ) — автомобильная электронная система, анализирующая скорость прикладываемого водителем усилия к педали тормоза.

В случае, если к педали тормоза приложено резкое воздействие — это приводит к срабатыванию тормозного ассистента, который развивает максимально возможное усилие, вне зависимости от реакции человека.

Срабатывание данной системы воспринимается водителем, как «провал» педали тормоза.

Важно

Применение системы обусловлено результатами исследования, проведенными компанией Mercedes-Benz, в ходе которого обнаружилось, что в критичной ситуации водитель очень часто нажимает на педаль тормоза резко, но недостаточно сильно.

все что помогает выйти из заноса

Brake assistant (brake assist, BAS) Еще один помощник, появившийся в результате “борьбы” за безопасность, называется brake assistant. Его предназначение – максимально возможное сокращение тормозного пути автомобиля при экстренном торможении.

Как система этого добивается? Специальный датчик анализирует перемещение педали тормоза и силу давления на нее в момент торможения. “Придя к мнению”, что водитель пытается экстренно затормозить, или, другими словами, в панике ударил по педали тормоза, brake assistant за несколько миллисекунд увеличивает давление в тормозной магистрали.

Время торможения при этом значительно сокращается, а это – выигранные метры тормозного пути. Стоит лишь добавить, что система распознает действительно панические действия водителя, или если он долгое время давит на педаль тормоза. Даже при достаточно резких, но “прогнозируемых” торможениях BAS в работу не вступает.

Совет

В первую очередь эта система адресована слабому полу. Зачастую у женщин просто не хватает сил для экстренного торможения, и в нужную секунду руку помощи им подает BAS, “дожимая” педаль для максимального замедления.

Brake assistant (brake assist, BAS) Еще один помощник, появившийся в результате “борьбы” за безопасность, называется brake assistant. Его предназначение – максимально возможное сокращение тормозного пути автомобиля при экстренном торможении.

Как система этого добивается? Специальный датчик анализирует перемещение педали тормоза и силу давления на нее в момент торможения. “Придя к мнению”, что водитель пытается экстренно затормозить, или, другими словами, в панике ударил по педали тормоза, brake assistant за несколько миллисекунд увеличивает давление в тормозной магистрали.

Время торможения при этом значительно сокращается, а это – выигранные метры тормозного пути. Стоит лишь добавить, что система распознает действительно панические действия водителя, или если он долгое время давит на педаль тормоза. Даже при достаточно резких, но “прогнозируемых” торможениях BAS в работу не вступает.

Совет

В первую очередь эта система адресована слабому полу. Зачастую у женщин просто не хватает сил для экстренного торможения, и в нужную секунду руку помощи им подает BAS, “дожимая” педаль для максимального замедления.

Усилитель экстренного торможения. Электронная система которая срабатывает при резком нажатии на педаль тормоза.

боевая авто система самонаведения=)

система быстрого торможения очень полезная вещь

Ответы один похожий на другой! ))) скопировали все в ru.wikipedia.org А система BAS+ABS это своими словами системы помощи в торможении! BAS – Braking Assist System усилитель экстренного торможения, разработка немецкой компании Bosch, так же и другая система тоже является ее продуктом ABS – Anti-lock Braking System – устройство препятствующее блокировке колес при торможении. BA – Brake Assist – поднимает давление в тормозной системе при экстренной остановке, помогая водителю “сдавливает” педаль.

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/72220680

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector