Виды и периодичность технического обслуживания транспортных средств

Виды и периодичность технического обслуживания транспортных средств

Чтобы автомобиль не доставлял лишних проблем, необходимо регулярное проведение технического обслуживания. Контроль за состоянием машины позволит вовремя обнаружить появляющиеся проблемы и устранить их, пока они не переросли в нечто более серьезное. Таким образом, можно уберечься от лишних трат и сэкономить немало времени.

Техническое обслуживание транспортных средств, является совокупностью мер, которые автовладелец должен периодически предпринимать, чтобы поддерживать исправное состояние транспортного средства. Эти меры носят профилактический характер, т.к. направлены на предотвращение поломок, а не на их устранение, в отличие от ремонта.

Так, потратив полчаса на замену моторного масла, владелец автомобиля защищает себя от поломки мотора вследствие недостаточной смазки деталей. Конечно, вечный автомобиль пока никто не изобрел, и рано или поздно его все равно придется ремонтировать, но если пренебрегать техническим обслуживанием, ремонт придется производить в несколько раз раньше, а его стоимость будет несоизмеримо выше.

Почему это так важно

Необходимость регулярно проводить техническое обслуживание автомобильного транспорта, обусловлена элементарными физическими законами. В процессе эксплуатации все детали непрерывно изнашиваются.

Автомобиль подвергается воздействию солнечного света, влаги, пыли, постоянно испытывает перегрузки и вибрации. Это касается даже тех машин, владельцы которых ездят аккуратно и по хорошим дорогам. Единственное, что удается выиграть в этом случае – время, проведение технического обслуживания можно отложить на несколько тысяч километров.

Не стоит забывать и о том, что техническое состояние любого автомобильного транспорта постепенно ухудшается, причем это справедливо даже для тех машин, которые долгое время не эксплуатируются.

Обратите внимание

Разумеется, основная часть деталей таких автомобилей не страдает, ведь они не работают, но резиновые элементы, а именно всевозможные уплотнения, сальники, шины стареют и со временем приходят в негодность. То же касается моторного масла и прочих жидкостей. Так или иначе, в них попадает влага, в результате теряются важные свойства.

Поэтому в ситуации, когда машина с пробегом 3-4 тысячи километров простояла в течение года в гараже, прежде чем возобновить эксплуатацию, ей также необходимо провести техническое обслуживание.

Виды технического обслуживания автотранспорта

Принято выделять четыре основных вида технического обслуживания автотранспорта:

  • ЕО (ежедневное обслуживание);
  • ТО-1 (техническое обслуживание-1);
  • ТО-2 (техническое обслуживание-2);
  • СО (сезонно обслуживание).

Ежедневное обслуживание

Ежедневное обслуживание включает в себя контроль общего состояния автомобиля.

Перед каждой поездкой водителю рекомендуется проверить исправность осветительных приборов, указателей, датчиков, тормозной системы и рулевого управления.

Также к перечню ежедневного обслуживания машин относятся проверка давления в шинах, уровня масла и других жидкостей. Кроме того, не нужно забывать периодически мыть авто снаружи и изнутри.

Надежность современных машин выроста в разы за последние десятилетия, поэтому необходимости каждое утро вынимать масляный щуп, чтобы проверить уровень, или бегать вокруг автомобиля с манометром совсем не обязательно. Однако, хотя бы раз в две недели, уделять немного внимания железному коню все же нужно.

Техническое обслуживание-1

Техническое обслуживание легкового автомобиля номер один, в основном направлено на предотвращение случайных поломок, которые в дальнейшем, если их не выявить и не устранить,могут привести к куда более серьезным последствиям, начиная с увеличения расхода топлива и заканчивая выходом из строя какого-нибудь крупного агрегата.

Помимо работ, выполняемых в рамках ежедневного обслуживания, перечень ТО-1 включает в себя работы по очистке, смазыванию, контролю и диагностике оборудования, а также проверку резьбовых соединений.

Перечень мероприятий, которые включает первое техническое обслуживание автомобиля, для разных марок машин может немного отличаться, полностью его можно найти в инструкциях по эксплуатации конкретно взятого автомобиля.

Техническое обслуживание-2

По большому счету, второе техническое обслуживание автотранспорта преследует те же цели, что и первое, кроме того, оно включает в себя все работы, выполняемые в рамках ТО-1. Отличие заключается лишь в их объеме и сложности.

Ведь если первое техническое обслуживание легкового автотранспорта не предусматривает демонтаж деталей, то при выполнении ТО-2 некоторые детали с машин могут сниматься.

Диагностика производится при помощи специализированного оборудования на стендах.

Сезонное обслуживание

Как видно из названия, данный вид обслуживания предназначен для подготовки автомобиля к зимнему или летнему сезону.

В средней полосе России, где зимы относительно мягкие, а лето умеренно-теплое, предсезонное техническое обслуживание автотранспорта не доставляет особых хлопот. Нередко его проводят в рамках ТО-1 или ТО-2.

Из наиболее значимых работ можно выделить смену шин и жидкости стеклоомывателя, при необходимости также проводится антикоррозионная обработка днища кузова.

В регионах с суровым климатом, сезонное обслуживание дополняется сменой моторного масла по сезону, поскольку обычная «всесезонка», при сильных морозах приобретает консистенцию густого меда, и завести мотор попросту не удастся. Соответственно, перед наступлением летнего периода масло потребуется заменить на летнее или всесезонное, т.к. зимнее масло потеряет свои эксплуатационные свойства.

Как часто проводится техническое обслуживание автотранспорта

Периодичность технического обслуживания машин зависит от условий эксплуатации.

Из названия видов обслуживания понятно, что ежедневное обслуживание должно выполняться каждый день перед выездом из гаража, а сезонное проводится дважды в год в межсезонье.

Периодичность ТО-1 и ТО-2 устанавливает производитель, проводятся данные виды обслуживания либо при достижении определенного пробега, либо раз в год, если пробег небольшой.

Первое обслуживание автомобиля проводится, как правило, при пробеге от трех до пяти тысяч километров, второе и последующие с интервалом в 10-15 тысяч километров. Интервалы усредненные, и в зависимости от условий, в которых эксплуатируется машина, могут увеличиваться или уменьшаться.

Например, если автомобиль преимущественно ездит по сельской местности с большим количеством грунтовых дорог при высокой запыленности, необходимо более частое проведение технического обслуживания, то же самое относится и к агрессивной езде. И наоборот, если водитель ездит по городу или по загородным трассам, машину не насилует, техническое обслуживание легкового автомобиля можно проводить реже.

Источник - https://ZnanieAvto.ru/nuzhno-znat/texnicheskoe-obsluzhivanie-avtomobilya.html

Виды и периодичность технического обслуживания автомобиля

Виды и периодичность технического обслуживания автомобиля

Многие автовладельцы интересуются какой автомобиль самый надежный? Ответ прост. Автомобиль надежен тот , который должным образом и правильно технически обслужен. Главным отличием технического обслуживания автомобиля от ремонта является то, что оно является профилактическим мероприятием.

Поддержание автомобиля в исправном техническом состоянии поддержание его внешнего вида является главной задачей технического обслуживания автомобиля.

 Включает в себя комплекс планово-предупредительных работ цель которых заключается в уменьшения интенсивности износа деталей, предупреждения неисправностей, своевременного выявления и устранения их а также сохранения целостности внешнего вида автомобилей.

Техническое обслуживание автомобилей проводится:

-принудительно,

-в плановом порядке,

-после определенного пробега,

-независимо от технического состояния автомобиля.

“Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта” установлены следующие виды технического обслуживания которые отличаются объемом работ и периодичностью их выполнения:

  1. ежедневное обслуживание (ЕО);
  2. техническое обслуживание № 1 (ТО-1);
  3. техническое обслуживание № 2 (ТО-2);
  4. сезонное техническое обслуживание (СО).

Виды технического обслуживания автомобилей  включает в себя определенный объем обязательных для выполнения уборочно-моечных, смазочных, очистительных, заправочных, контрольных, крепежных и регулировочных работ.

Периодичность проведения  различных видов технического обслуживания автомобилей зависит от типа и марки авто и условий их эксплуатации. Тяжелые условия эксплуатации: городской трафик, езда по бездорожью, эксплуатация автомобиля в зимний период при низких и летом при высоких температурах окружающей среды заставляют чаще выполнять техническое обслуживание.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) проводят один раз в сутки, после длительной поездки автомобиля.

Оно заключается в приведении внешнего вида автомобиля и внутренних частей кузова в надлежащее состояние, в проверке заправке агрегатов и механизмов топливом, маслом, водой и воздухом, проверке укомплектованности и технической исправности всех агрегатов автомобиля, а также проверке состояния шин.

Первое техническое обслуживание (ТО-1) включает все работы, проводимые при ЕО, и, кроме того, ряд дополнительных смазочных, крепежных, контрольных и регулировочных работ, выполняемых, как правило, без снятия агрегатов и механизмов с автомобиля или их разборки и направленных на предупреждение неисправностей.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает все работы, выполняемые при ТО-1, а также дополнительно более углубленные работы по предупреждению неисправностей и уменьшению износов.

Первое и второе техническое обслуживание проводится после определенного пробега в зависимости от условий эксплуатации.

Техническое обслуживание автомобиля включает в себя следующие виды работ:

  • смазочные;
  • регулировочные;
  • контрольно-диагностические;
  • крепежные;
  • заправочные;
  • электротехнические.

Задача ежедневного ТО заключается в поддержании надлежащего внешнего вида автомобиля, контроля и проведении дозаправки топливом, проверка уровня масла в двигателе, проверка уровня торможной и охлаждающей жидкости, а также долив жидкости омывателя лобового стекла , а также контроле обеспечения безопасности дорожного движения.

Каждый раз перед поездкой водитель должен проверить:

-комплектность автомобиля и состояние его кузова;

-наличие и регулировку зеркал заднего вида;

-наличие и читаемость государственных регистрационных номерных знаков;

-исправность дверных замков, а также замков капота и багажника;

-исправность электрооборудования (приборы освещения и сигнализации, «дворники»);

-герметичность систем питания, смазки и охлаждения и наличие соответствующих расходных жидкостей;

-герметичность гидравлического привода тормозной системы;

-свободный ход рулевого колеса;

-работу контрольно-измерительных приборов.

Техобслуживание автомобиля

Еженедельные проверки

Несколько простых советов помогут сэкономить Вам и время и деньги. Еженедельно проводите регулярные проверки они не  требуют большого умения или специальных инструментов, на них уходит мало времени, и это окупается безотказной работой вашего автомобиля .

Шины:
следите за состоянием шин и давлением в них: это продлит их срок службы, к тому же ваша безопасность здесь играет не последнюю роль: внешними признаками нарушения и отклонения от нормы являются:

– боковой и центральный износ протектора шин . Причиной в данном случае является избыточное давление, проверьте и отрегулируйте давление в шинах в соответствии с нормой давления для вашего автомобиля (информацию можно найти на средней стойке кузова в районе водительской двери) средняя норма для легковых автомобилей составляет порядка 2-2,2 Атмосфер

-износ с обеих сторон: недостаточное давление либо частое и резкое прохождение поворотов на большой скорости – проверьте давление в шинах, спокойный стиль езды сохранит ваши шины (снижайте скорость!)

-износ с одной стороны: неправильный развал колёс (нарушение в связи с износом деталей подвески либо нарушена геометрия кузова в случае неправильного  восстановления автомобиля после ДТП ): проведите диагностику сход развала колес, отремонтируйте или замените, отрегулируйте детали подвески. Если автомобиль оказался “кривой” придется раскошелится на его ремонт. Внимательно осматривайте автомобиль при покупке (смотрите наши советы покупателю авто)

Электрическая система:
наиболее часто встречающиеся неприятности связаны с аккумулятором, при условии выполнения ряда проверок можно избежать большинства из них:

Читайте также:  Симптомы, причины и признаки прогорания прокладки головки блока цилиндров (гбц)

-перед тем, как приступать к  работам с аккумулятором, ознакомтесь с правилами техники безопасности!

-держите аккумулятор в чистоте, клеммы перед зимой смажьте консервирующей смазкой типа WD40

-удостоверьтесь, что лоток аккумулятора в хорошем состоянии: коррозию на лотке, зажимах и аккумуляторе можно удалить водным раствором соды, все металлические части, повреждённые коррозией необходимо обработать цинковой грунтовкой, затем покрасить.

-примерно каждые три месяца проверяйте степень заряженности аккумулятора и проверку уровня электролита (при низком уровне добавьте  в банки дистиллированную воды- это позволит избежать разрушения пластин и соответственно смерти АКБ)

Выполняя эти нехитрые советы у Вас никогда, даже в сильный мороз, не возникнет неприятная ситуация, что машина не завелась.

Тормоза:
лучше узнать об утечке тормозной жидкости при проверке её уровня в бачке, чем по внезапно отказавшим тормозам. Главная предосторожность: тормозная жидкость может повредить глазам и окрашенным поверхностям!

Проверяйте уровень тормозной жидкости при низком уровне добавьте до среднего уровня. Не используйте жидкость, которая стояла открытой в течение некоторого времени, тормозная жидкость способна поглощать влагу из воздуха, в результате чего может произойти потеря эффективности торможения.

Двигатель:
для хорошей работы двигателя необходимо регулярно совершать следующие проверочный действия:

– осмотр, проверка и очистка аккумулятора

– проверка всех заправленных в двигатель жидкостей

– проверка состояния и натяжения вспомогательных приводных ремней

– замена свеч зажигания – осмотр компонентов системы зажигания

– проверка состояния воздушного фильтра и замена его при необходимости

– проверка топливного фильтра, замена его при необходимости – проверка состояния всех шлангов, в том числе на предмет утечек

Уровень моторного масла:

-убедитесь, что автомобиль установлен на ровном месте

-уровень масла необходимо проверять перед запуском двигателя или по крайней мере через 5 мин. после его выключения

-современные двигатели очень требовательны к качеству масла – очень важно использовать подходящее дл вашего автомобиля масло

-если приходится часто добавлять масло, проверьте двигатель на утечки: поместите лист чистой бумаги под автомобилем на ночь и утром осмотрите его.

Важно

Если утечек обнаружить не удалось, то, скорее всего, двигатель сжигает масло что говорит об возможном износе масло-съемных поршневых колец или  масло-съемных колпачков.

Но в некоторых автомобилях “угар” масла в пределах до 1 литра на 1000 км является нормой конструкции двигателя, внимательно изучите инструкцию по эксплуатации, либо проконсультируйтесь со специалистом

-всегда поддерживайте уровень масла между верхней и нижней отметкой на щупе: если уровень будет слишком низким, то повредится двигатель при переливе масла может повредиться сальник.

Уровень охлаждающей жидкости:

-ни в коем случае не  снимайте крышку радиатора и  расширительного бачка на работающем двигателе а также до тех пор пока двигатель  остыл полностью! можно обжечься горячим паром и жидкостью (в некоторый автомобилях жидкость закачана под давлением в систему и во избежании неприятных последствий стоит обратиться на станцию технического обслуживания автомобилей). Доливку можно производить через расширительный бачок. Не оставляйте канистру с охлаждающей жидкостью открытой без присмотра – жидкость ядовита!

-регулярного добавления охлаждающей жидкости не требуется, если же систему охлаждения приходится часто дозаправлять, то, вероятно, имеется утечка – надо проверить радиатор, все шланги и места соединений, в случае выявления обратитесь на станцию технического обслуживания автомобилей

Уровень жидкости в гидроусилителе рулевого механизма:

-припаркуйте автомобиль на ровном месте

-при работающем на холостых оборотах двигателе несколько раз медленно проверните рулевое колесо из одного крайнего положения в другое, затем установите колёса в положение прямолинейного движения и заглушите двигатель

-чтобы точно определить уровень, рулевой механизм не должен вращаться во время проверки и двигатель должен быть прогрет до рабочей температуры

не оставляйте автомобиль с гидроусилителям руля припаркованным с выкрученными до полного колесами. Это может привести к поломке насоса ГУР стоимость которого может составлять не одну сотню $. На парковке установите руль в положение “0”

  • Важно помнить: Что при езде на автомобиле с уровнем технических жидкостей ниже нормы могут привести к повреждению двигателя, а стоимость его ремонта будет намного больше, чем затраты на своевременное обнаружение и устранение негерметичности соответствующей системы.И помните, своевременный осмотр , различные виды и периодичность  технического обслуживание автомобилей,  позволит Вам выявить вовремя неполадки и отложить ремонт автомобиля на долго.Удачи на дорогах.С уважением Акишин А.

Источник - http://spaexpert.ru/soveti/vidyi-i-periodichnost-tehnicheskogo-ob

Виды технического обслуживания автомобиля

Каждый знает, что необходимо проводить техническое обслуживание (ТО) транспортного средства. Рассмотрим, что же входит в ТО.

Техническое обслуживание – это определенный ряд действий, направленных на сохранение исправного состояния транспортного средства и на предупреждение повреждений и отказов в работе.

ТО является предупредительным мероприятием и проводится в плановом порядке. По видам и периодичности выделяют следующие ТО:

• ежедневное;

• ТО-1;

• ТО-2;

• сезонное.

Ежедневное обслуживание (ЕО)

Основная задача ЕО – обезопасить эксплуатацию транспорта путем контроля состояния его систем и узлов и привести в соответствие его внешний вид. Проводится ежедневное обслуживание непосредственно перед началом эксплуатации или после окончания работы. При ежедневном ТО исполняют следующие виды работ:

• контрольный осмотр;

• регулировочные работы;

• заправка топливом, антифризом, маслом, проверка на присутствие утечки горючего, масла, тормозной, амортизаторной и охлаждающей жидкости;

• очистительные работы;

• смазочные работы;

• крепежные работы.

Из вышеперечисленного становится ясно, что понятие “ежедневное обслуживание” говорит уже само за себя. А вот что же такое ТО-1 и ТО-2?

Техническое обслуживание-1 (ТО-1)

При проведении первого ТО-1 выполняют все действия, совершаемые при ежедневном обслуживании, а также комплекс дополнительных мероприятий, но не производят снятие и разборку узлов и механизмов. При ТО-1 будут актуальными:

• протяжка самых важных соединений;

• проверка состояния рулевого механизма, сальников, колес, тормозных колодок, свечей зажигания и т.п.;

• регулировка при нулевой нагрузке частоты вращения коленчатого вала;

• контроль за состоянием выхлопных газов.

Важно! ТО-1 и ТО-2 дополняют друг друга, а не исключают. Поэтому нужно четко соблюдать график прохождения ТО.

При последующих ТО-1 следует включить проверку работы аккумулятора, состояния креплений глушителя и подвески, герметичности системы охлаждения, очистку воздушных и замену масляных фильтров, регулировку фар.

Техническое обслуживание-2 (ТО-2)

Во время второго ТО выполняются все виды работ, что и при первом, но уже в большем объеме и с частичным демонтажем узлов и механизмов. Целью ТО-2 является выявление изношенных деталей, сбоев регулировки и возможных неисправностей.

Для выявления этих недочетов требуется больше опыта, чем при проведении ТО-1, необходимо наличие особого инструмента, а также обязательна диагностика транспортного средства на специальном оборудовании. Это может выглядеть так:

Километраж: 10 000; 20 000; 30 000; 40 000; 50 000; 60 000; 70 000; 80 000.

Тип ТО: ТО-1; ТО-2; ТО-1 (расширенное); ТО-2; ТО-1; ТО-2; ТО-1 (расширенное); ТО-2.

Важно! Чем хуже условия эксплуатации транспорта, тем чаще проведение ТО.

Сезонное обслуживание (СО)

В связи с переходом от зимнего к летнему периоду и наоборот проводят сезонное обслуживание транспорта.

При этом осуществляют промывку системы охлаждения, замену масла и смазки, соответствующих будущему сезону, проверку системы подачи топлива и промывку топливного бака, смену резины.

Перед началом холодного осенне-зимнего периода проверяют работу предпускового подогревателя и системы отопления. Проведение сезонного обслуживания можно совместить с проведением ТО-2.

При добросовестном выполнении и соблюдении периодов техобслуживания вы будете убеждены в безотказности работы и длительном сроке службы вашего транспорта.

Источник - https://auto.today/bok/5505-vidy-i-periodichnost-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-transportnyh-sredstv.html

Виды и периодичность технического обслуживания – Техническое Обслуживание и Ремонт Автомобилей

§ 1. Виды и периодичность технического обслуживания

Техническое обслуживание автомобилей  проводится по так называемой планово-предупредительной системе. Особенность этой системы заключается в том, что все автомоби­ли проходят техническое обслуживание по пла­ну-графику в обязательном порядке. Основная цель технического обслуживания — предупреж­дение отказов и неисправностей, предотвраще­ние преждевременного износа деталей, свое­временное устранение повреждений, препятст­вующих нормальной работе автомобиля. Та­ким образом, техническое обслуживание явля­ется профилактическим мероприятием.

Отказом называется нарушение работо­способности автомобиля, приводящее к времен­ному прекращению его нормальной эксплуата­ции (остановка на линии, нарушение расписа­ния движения и т. п.).

Все другие отклонения технического состоя­ния подвижного состава и его агрегатов от ус­тановленных норм являются неисправнос­тями.

Совет

В техническое обслуживание входят уборочно-моечные, контрольно-диагностические, кре­пежные, смазочные, заправочные, регулировоч­ные и другие работы, выполняемые, как прави­ло, без разборки агрегатов и снятия с автомо­биля отдельных узлов.

Согласно действующему положению  тех­ническое обслуживание по периодичности, объему и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

первое техническое обслуживание (ТО-1);

второе техническое обслуживание (ТО-2);

сезонное техническое обслуживание (СО).

Ежедневное техническое об­служивание включает уборочно-моечные работы, а также общий контроль за состоянием автомобиля, направленный на обеспечение без­опасности движения и поддержание надлежа­щего внешнего вида.

Выполняя ежедневное техническое обслу­живание, производят уборочно-моечные рабо­ты, контрольный осмотр, заправку топливом, охлаждающей жидкостью и маслом. Работы по ЕО выполняют после окончания работы ав­томобиля на линии и перед выездом на линию.

Первое техническое обслуживание включает все работы, выполняемые при ежедневном обслуживании. Кроме того, в него входит ряд дополнительных крепежных, смазочных и контрольно-регулировочных ра­бот, производимых без снятия агрегатов и при­боров с автомобиля и их разборки.

Второе техническое обслужива­ние помимо комплекса операций, входящих в ТО-1, предусматривает выполнение контроль­но-диагностических и регулировочных работ большего объема с частичной разборкой агре­гатов. Отдельные приборы снимаются с авто­мобиля и проверяются на специальных стендах и контрольно-измерительных установках.

Сезонное обслуживание проводит­ся два раза в год и предусматривает выполне­ние работ, связанных с переходом от одного сезона к другому, при этом его стараются сов­местить с очередным ТО-2. Характерными ра­ботами для СО являются: промывка системы охлаждения, замена масла в двигателе и смаз­ки в картерах других агрегатов соответственно наступающему сезону; проверка системы топливоподачи и промывка топливного бака. Пе­ред началом осенне-зимней эксплуатации проверяют работу пускового подогревателя и си­стемы отопления в кабине автомобиля.

Периодичность выполнения работ по техни­ческому обслуживанию подвижного состава устанавливается по величине пробега в зависи­мости от условий эксплуатации.

Обратите внимание

В табл. 1 приведены данные о периодичнос­ти ТО-1 и ТО-2 различного подвижного состава для трех категорий условий эксплуатации со­гласно ГОСТ 21624—76 (с 1 января 1977 г.).

Читайте также:  Tesla s враг окружающей среды

1. Периодичности технического обслуживания автомобилей

Категория усло­вий эксплуатации Периодичности технического обслуживания для автомобилей разных типов, км
 легковых  автобусов  грузовых
ТО-1 ТO-2 ТО-1 ТО-2 ТО-1 ТО-2
I 5000 20000 4000 16000 3500 14000
II 4000 16000 3200 12800 2800 11200
III 3000 12000 2400 9600 2100 8400

2. Характеристика категорий условий эксплуатации

Категория условий эксплуа­тации Типичные группы условий работы автомобиля Техническая категория дороги
I 1. Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытием за пределами приго­родной зоны I, II, III
2. Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытием в пригородной зоне, улицы небольших городов (с на­селением до 100 тыс. жителей) I, II, III
II
  1. Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытием в горной местности
  2. Улицы больших городов
  3. Автомобильные дороги с щебеночным или гравийным покрытием

  4. Автомобильные грунтовые       профилированные и             лесовозные дороги 

 I, II, III IV, V   V
III
  1. Автомобильные дороги с щебеночным или гравийным по­крытием в горной местности
  2. Непрофилированные доро­ги и стерня
  3. Карьеры, котлованы и вре­менные подъездные пути
IV, V  –  –

Категория условий эксплуатации подвижно­го состава зависит от технической характери­стики дороги, типа и состояния покрытия, а также интенсивности движения (табл. 2).

Рейтинг:  5 / 5

Источник: https://toira.ru/tekhnicheskoe-obsluzhivanie-avtomobilya/organizatsiya-tekhnicheskogo-obsluzhivaniya/vidy-i-periodichnost-tekhnicheskogo-obsluzhivaniya.html

Виды технического обслуживания автомобиля

Виды технического обслуживания и периодичность их проведения

Виды технического обслуживания:

  • контрольный осмотр (КО) автомобиля перед выездом в рейс, в пути и после возвращения из рейса;
  • текущее обслуживание (ТеО);
  • техническое обслуживание № 1 (ТО-1);
  • техническое обслуживание № 2 (ТО-2);
  • сезонное обслуживание (СеО).

Контрольный осмотр автомобиля включает:

  • осмотр автомобиля и места его стоянки, при этом на месте стоянки можно выявить следы подтекания масла, охлаждающей, гидравлической жидкости и топлива;
  • проверку наличия и уровней: масла в картере двигателя (по меткам щупа), охлаждающей жидкости в расширительном бачке, гидравлической жидкости в дополнительных бачках сцепления и тормозной системы, жидкости в бачке омывателя, гидравлической жидкости в гидроприводе усилителя руля. При необходимости нужно долить соответствующую жидкость до необходимого уровня;
  • проверку наличия топлива в топливном бачке (по прибору на передней панели автомобиля) и отсутствие подтеканий топлива;
  • проверку функционирования приборов освещения, сигнализации и контрольно-измерительных приборов;
  • проверку исправности звукового сигнала;
  • проверку люфта рулевого колеса (для легковых автомобилей он должен быть не более 10 градусов);
  • проверку исправности подвески (при импульсном нажатии на капот или багажник автомобиля кузов должен совершить не более двух — трех колебаний);
  • проверку состояния колес и давления шин (не допускается эксплуатация, если шины имеют порезы, разрывы, оголяющие корд, расслоение каркаса, отслоения протектора и боковины, когда остаточная высота рисунка протектора менее 1,6 мм);
  • проверку действия сцепления, коробки передач, тормозной системы на ходу автомобиля;
  • проверку функционирования стеклоочистителя и омывателя стекол;
  • наличие обязательного оборудования автомобиля: знака аварийной остановки или красного мигающего фонаря, медицинской аптечки и огнетушителя.

Контрольный осмотр на остановках в пути включает:

  • проверку на ощупь нагрева тормозных барабанов или дисков, ступиц колес;
  • проверку отсутствия подтеканий топлива, масла, охлаждающей и гидравлической жидкости;
  • проверку давления шин внешним осмотром.

Контрольный осмотр после возвращения из рейса включает:

  • устранение недостатков, обнаруженных в пути;
  • проверку уровней масла, охлаждающей и гидравлической жидкостей, жидкости в бачке омывателя, наличия топлива и если нужно дозаправку автомобиля;
  • состояние колес и шин;
  • внутреннюю уборку и мойку автомобиля.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) включает контрольный осмотр автомобиля, работы, которые нужно провести по недостаткам, обнаруженным при контрольном осмотре, а также заправочные и уборочно-моечные работы.

Кроме того, дополнительно проводятся через каждые 500-600 км пробега проверка давления в шинах, через каждые 2500-3000 км проверка уровня электролита в аккумуляторной батарее.

ТО-1 проводится через каждые 6,10 или 15 тыс. км пробега (или один год эксплуатации) в зависимости от марки автомобиля и условий эксплуатации, при этом выполняются работы, указанные в «Пособии по эксплуатации» данной марки автомобиля. Некоторые автопроизводители (например, Oпель) устанавливают периодичность проведения ТО-1 — 15 000 км или после одного года эксплуатации.

При ТО-1 обычно проводится:

  • замена масла и масляного фильтра, проверка уровня охлаждающей жидкости в двигателе;
  • проверка плотности низкозамерзающей жидкости;
  • проверка и корректировка уровня жидкости в усилителе руля;
  • чистка и смазка клемм аккумулятора;
  • проверка состояния рулевого управления, подвески, тормозной системы, шаровых опор, ШРУСов и их пыльников;
  • очистка свечей от нагара, проверка и при необходимости регулировка зазоров между электродами;
  • замена центрального салонного фильтра;
  • проверка и при необходимости восстановление уровней гидравлической жидкости в бачках гидравлических приводов сцепления и тормозов;
  • регулировка натяжения ремня (цепи) привода газораспределительного механизма;
  • проверка износа тормозных колодок, дисков и барабанов;
  • компьютерная диагностика двигателя;
  • проверка состояния и обслуживание наконечников аккумуляторной батареи и хомутов проводов;
  • проверка уровней масла в картерах коробки передач и главной пере-дачи;
  • проверка наружного и внутреннего освещения и подсветки приборов;
  • проверка функционирования стеклоочистителя и стеклоомывателя;
  • проверка состояния тормозных колодок;
  • проверка и при необходимости регулировка стояночного тормоза;
  • проверка отсутствия подтеканий топлива, масла, жидкостей;
  • проверка и смазка замков, петель, защелки капота и ограничителей положения дверей;
  • проверка в движении исправного действия всех узлов и агрегатов автомобиля.

Кроме того:

  • каждые 2 года, независимо от пробега, требуется замена гидравлической жидкости в приводе тормозной системы и сцепления;
  • каждые 6 лет или 60 тыс. км:
  • о замена свечей зажигания;
  • о замена фильтрующего элемента воздухоочистителя;
  • каждые 100 тыс. км — замена ремня ГРМ;
  • каждые 4 года или 120 тыс. км — замена топливного фильтра.

ТО-2 проводится через каждые 12,20,30,40 тыс.

км в зависимости от конкретной марки автомобиля, при этом выполняются все работы ТО-1 и в дополнение к ним следующие:

  • смазка подшипников ступиц колес;
  • обслуживание стартера (проверка степени износа щеток, состояния коллектора, смазка винтовых шлицов вала, втулки, шестерни стартера и др.);
  • замена масла в картерах коробки передач и главной передачи.

Через каждые 60 тыс. км пробега или через 2 года эксплуатации:

  • замена охлаждающей жидкости;
  • обслуживание генератора (проверка степени износа щеток, состояния контактных колец и др.);
  • проверка и корректировка уровня гидравлической жидкости в гидроусилителе руля;
  • проверка технического состояния рулевого управления и тормозной системы.

Сезонное обслуживание проводится 2 раза в год для перевода автомобиля на весенне-летнюю или осенне-зимнюю эксплуатацию. При этом выполняются следующие работы:

  • сезонная установка крышки воздушного фильтра (зима-лето);
  • замена масла двигателя в зависимости от сезона эксплуатации автомобиля;
  • замена жидкости в бачке омывателя;
  • корректировка плотности электролита аккумуляторной батареи;
  • корректировка плотности охлаждающей жидкости;

•   замена колес в соответствии с сезоном эксплуатации.

Источник: https://avto-opel.com/texnicheskoe-obsluzhivanie-avtomobilya/

Техническое обслуживание автомобиля и уход за ним

Техническое обслуживание автомобиля – это комплекс профилактических мероприятий, предписываемых к исполнению производителем машины. Задача технического обслуживания – не допустить отказов и неисправностей, вероятность появления которых в определённый период достаточно высока. Проще говоря: лучше предупредить заранее, чем потом долго и дорого ремонтировать.

Техническое обслуживание (ТО) обычно включает проведение обязательных операций (например, замену масла в двигателе после пробега 15 тысяч километров) и операций, выявленных в ходе диагностических операций (как с использованием специального оборудования, так и без него – по результатам визуального контроля),

По результатам проведения контрольно-диагностических операций и принимается решение о выполнении дополнительных работ (долив жидкостей, замена пришедших в негодность элементов и т.д.).

Виды технического обслуживания автомобилей

Объём и содержание операций, входящих в техобслуживание автомобиля определяется маркой и моделью машины, а также такими факторами, как текущий пробег, сезонность и достижение определённого срока хранения, если машина в течение этого срока не эксплуатировалась.

Особую важность соблюдения регламента обслуживания придавали в советское время, когда с одной стороны автомобили были не такими совершенными и надёжными, как сейчас, а с другой поддерживалась (особенно в организациях) дисциплина эксплуатации транспортных средств.

Правило осмотра транспортного средства перед выездом в рейс и устранения выявленных недочётов является обязательным для каждого водителя и автомобиля. И такое требование, особенно для грузовых машин и автобусов полностью оправдано: перевозка людей и крупногабаритных грузов требует повышенных мер безопасности.

Классификация видов техобслуживания в России сохранилась с советских времён в «Планово-предупредительной системе технического обслуживания автомобилей» и включает следующие основные позиции:

  • ежедневное техническое обслуживание автомобиля;
  • первое техническое обслуживание автомобиля – ТО-1;
  • второе техническое обслуживание автомобиля – ТО-2;
  • сезонное техническое обслуживание автомобиля.

То есть, для легковых машин виды и нумерация ТО может выглядеть следующим образом:

  • ежедневное техническое обслуживание;
  • нулевое техническое обслуживание – ТО-0;
  • периодическое техническое обслуживание (номерное) – ТО-1…ТО-10 (ТО-12);
  • сезонное техническое обслуживание.

Регламент технического обслуживания, межсервисные интервалы и содержание операций по каждому виду ТО определяются производителем автомобиля и указываются в сервисной книжке.

Для ТО-0 (ТО-1 по общепринятой классификации) верхний предел пробега составляет, как правило, 2-2,5 тыс. км. Межсервисные интервалы между последующими ТО обычно составляют от 10 до 20 тыс. км.

Ежедневное техническое обслуживание автомобиля

Ежедневное техническое обслуживание – ЕТО (для легковых автомобилей скорее осмотр перед поездкой) предусматривает контрольно-осмотровые операции основных узлов и агрегатов машины, прежде всего тех, которые влияют на безопасность на дороге. При этом проверяют:

  • осмотром – наличие течей тормозной системы, гидроусилителя, двигателя (охлаждающая жидкость, моторное масло), трансмиссии;
  • осмотром – уровни жидкостей в бачках и картерах основных узлов и агрегатов. При необходимости производят долив;
  • осмотром и опробованием – работу электрооборудования, указателей и индикаторов приборной панели;
  • осмотром – состояние шин. При необходимости производят подкачку (смотрите таблицы давления в шинах);
  • опробованием – запуск двигателя, пробная проверка при трогании тормозов, рулевого управления, сцепления, коробки переключения передач.

Первое техническое обслуживание

Первое техническое обслуживание ТО-1 включает операции, входящие в ежедневное ТО, а также дополнительно следующие работы:

  • мойка кузова, уборка салона;
  • контрольно-диагностические и осмотровые работы (дополнительно к осмотру ЕТО): проверка эффективности торможения, стояночного тормоза, привода тормозов, свободного хода рулевого колеса, зазоров механизма рулевого управления, защитных чехлов деталей ходовой системы, проверка состояния пружин, рычагов, штанг и стоек подвески, свободного хода педалей сцепления и тормоза, натяжения приводных ремней навесного оборудования двигателя;
  • регулировочные работы: свободный ход педалей, натяжение приводных ремней, стояночный тормоз, свободный ход рулевого колеса, зазор соединений рулевого привода, карбюратор (для карбюраторных двигателей);
  • крепежные (проверка и подтяжка при необходимости): крепление двигателя, коробки передач, рулевого механизма, рулевых тяг, поворотных рычагов, дисков колёс, деталей выхлопной системы, крепления тормозных механизмов;
  • заправочные: замена масла в двигателе (с заменой масляного фильтра);
  • электротехнические: проверка и при необходимости очистка от пыли и грязи аккумулятора и приборов электрооборудования, проверка состояния изоляции, замена при необходимости перегоревших ламп или предохранителей.

Второе техническое обслуживание

Второе техническое обслуживание – ТО-2 включает операции, входящие в ТО-1, а также дополнительно работы по углублённому диагностированию основных систем, узлов и агрегатов автомобиля.

Помимо большего объёма контрольно-диагностических работ при ТО-2 происходит больше заправочных операций. Кроме замены масла в двигателе в зависимости от пробега или срока хранения меняется:

При заданном пробеге в ТО-2 регламентируются обязательные замены определённых элементов. Для легковых автомобилей – это:

  • Топливные фильтры,
  • Воздушные фильтры,
  • Фильтры салона,
  • Фильтр коробки передач (если она автоматическая),
  • Свечи зажигания,
  • Ремень и ролики ремня газораспределительного механизма (если привод ГРМ ремённый) и дополнительного оборудования.

Крепежные работы при ТО-2 также выполняются в большем объёме, чем при ТО-1. К ним относят проверку затяжки крепления:

  1. Головки блока цилиндров,
  2. Радиатора,
  3. Крышки ГРМ,
  4. Поддона картера двигателя,
  5. Впускного и выпускного коллекторов,
  6. Топливного бака,
  7. Крышки редуктора заднего моста,
  8. Замков и петлей дверей.

Из регулировочных работ необходимо отметить регулирование:

  • Клапанов двигателя,
  • Натяжения усилия привода ГРМ,
  • Зазора между тормозными колодками и дисками,
  • Зазора подшипников ступиц передних колёс.

Конкретные операции ТО-2 зависят от марки, модели и межсервисного интервала, рекомендуемого конкретным автопроизводителем.

Сезонное техническое обслуживание

Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится для подготовки автомобиля к эксплуатации в наступающий зимний или летний сезон.

Дело в том, что резкое изменение температуры окружающей среды сказывается на характеристиках работы деталей, узлов и агрегатов автомобиля: в холодное время года, например, требуются смазочные материалы с меньшей вязкостью, снижается пусковая способность аккумулятора, требуется обеспечить безотказную работу системы отопления, ухудшается сцепление колес с дорожным покрытием.

Обычно автолюбители сезонное ТО, включающее как основную операцию по замене шин, стараются совместить с одним из регламентных номерных ТО (по классификации планово-предупредительной системы ТО-2).

Можно ли сэкономить на техническом обслуживании автомобиля?

Техобслуживание (кроме ЕТО) – процедура платная и многие автолюбители задаются вопросом: «Можно ли вообще не проходить его, сэкономив, таким образом деньги?». К тому же производители современных автомобилей уверяют, что их качество и надежность растёт, при том, что межсервисные интервалы ТО также увеличиваются.

У этого вопроса две стороны: формальная и фактическая.

  1. Формально, если речь идёт о новом автомобиле, отсутствие отметки о прохождении ТО полностью лишает владельца права на гарантийное обслуживание.
  2. Фактически же межсервисные интервалы последние 15-20 лет практически не изменились и даже автопроизводители с мировым именем не создали ещё полностью необслуживаемого автомобиля.

Значит, периодическое ТО необходимо не только новым автомобилям, но и, даже в большей степени, автомобилям с пробегом.

Если машина на гарантии, тогда необходимо ознакомиться с соответствующим пунктом сервисной книжки о гарантийных обязательствах производителя.

Подавляющее большинство автопроизводителей указывает, что одно из условий поддержания гарантии – прохождения ТО в авторизованных дилерских центрах (известных высокими ценами на свои услуги).

И хотя это вопрос более чем спорный, основная масса автолюбителей подчиняется этому требованию.

Экономия при прохождении ТО в гарантийный период возможна за счёт выбора дилерского центра, предлагающего более дешёвые услуги и за счёт закупки материалов для техобслуживания в стороннем магазине (иногда это вдвое дешевле, чем у дилера, но предоставление собственных материалов необходимо заранее согласовать).

Кроме того, следует обратить внимание на перечень операций ТО в предварительной калькуляции. Иногда дилер включает туда работы, не предусмотренные производителем (проверить это просто – по той же сервисной книжке).

Важно

Если автомобиль вышел из гарантийного срока, то возможности сэкономить на техническом обслуживании становятся шире. Дело в том, что ряд операций ТО вполне может быть выполнен самостоятельно (особой квалификации здесь не требуется): замена масла и масляного фильтра, воздушного и топливного фильтров, свечей зажигания, тормозных колодок, колёс в сборе.

Более сложные операции (например, замена ремня ГРМ) можно выполнять в независимых автосервисах с хорошей репутацией. Как правило, услуги таких сервисов ощутимо дешевле, чем у официальных дилеров.

Видео: рекомендации эксперта по техобслуживанию

Источник: https://unit-car.com/tehnicheskoe-obsluzhivanie/11-tehnicheskoe-obsluzhivanie-avtomobilya.html

3.2. Виды, периодичность и трудоемкость проведения технического обслуживания автомобилей

Согласно действующему
положению техническое обслуживание
автомобилей по периодичности, объему
и трудоемкости выполняемых работ
подразделяется на следующие виды:

ежедневное
техническое обслуживание (ЕО),

первое техническое обслуживание (ТО-1),

второе техническое обслуживание (ТО-1),

сезонное техническое обслуживание (СО).

Кроме,
того, предусмотрено обязательное
проведение ежегодного технического
осмотра органами Госавтоинспекции.

Ежедневное
техническое обслуживание включает
уборочно-моечные работы, а также общий
контроль за состоянием автомобиля,
направленный на обеспечение безопасности
движения и поддержание надлежащего
внешнего вида. Выполняя ТО, производят
уборочно-моечные работы, контрольный
осмотр, заправку топливом, охлаждающей
жидкостью и маслом.

Работы
по ТО выполняет водитель после окончания
работы автомобиля на линии и перед
выездом на линию в гараже хозяйства.

Номерные
виды технического обслуживания автомобиля выполняется строго по
графику, в обязательном порядке, после
установленного нормативами пробега, в
полном объеме работ.

Первое техническое
обслуживание включает все работы,
выполняемые при ТО. Кроме того, в него
входит ряд дополнительных крепежных,
смазочных и контрольно-регулировочных
работ, производимых без снятия агрегатов
и приборов с автомобиля и их разборки.
ТО-1 производится в межсезонное время
в профилактории хозяйства силами
слесарей по ТО.

Второе
техническое обслуживание помимо
комплекса операций, входящих в ТО-1,
предусматривает выполнение
контрольно-диагностических и регулировочных
работ большого с частичной разборкой
агрегатов. Отдельные приборы снимаются
с автомобиля и проверяются на специальных
стендах. и контроль- измерительных
установках.

ТО-2 проводится в рабочее время со снятием
автомобиля с линии на 1 рабочий день на
станциях централизованного технического
обслуживания и ремонта автомобилей.
РАПО. Обычно во время проведения ТО-2
проводятся и необходимые работы по
текущему ремонту, причем если обнаруживаются
трудоемкие ремонтные работы, то автомобиль
переводится с поста 10 в зону ремонта.

Сезонное
техническое обслуживание проводится
два раза в год и предусматривает
выполнение работ, связанных с переходом
от одного сезона к другому, при этом его
стараются совместить с очередным ТО-2.

Совет

Характерными работами для СО являются:
промывка системы охлаждения, замена
масла в двигателе и смазки в картерах
других агрегатов соответственно
наступающему сезону,, проверка системы
топливо- подачи и промывка топливного
бака.

перед началом осенне-зимней
эксплуатации проверяют работу пускового
подогревателя и системы в кабине
автомобиля.

Перед ТО-1 и ТО-2
автомобили проходит диагностирование
и выявление неисправности устраняют
текущим ремонтом, выполняемым в
зависимости от его объема и характера
или до ТО, или совместно с ТО.

Периодичность
выполнения работ по техническому
обслуживанию автомобилей устанавливается
по величине пробега в зависимости от
условий эксплуатации. В сельском
хозяйстве в основном имеют место условий
эксплуатации 2 категории, нормативный
пробег по которым приведен в таблице
1.

Таблица1.

Периодичность
технического обслуживания автомобилей.

Тип автомобиля

Периодичность технического обслуживания, км

ТО-1

То-2

1

ЕТО – один раз в смену

2

3

Автомобили легковые

3000

12000

Автомобили грузовые выпуска

2500

10000

Автобусы

2800

11200

Специальные автомобили на шасси грузовых выпуска после 1963г

1500

6000

Сезонное

2 раза в год

Примечание:

1.
В тех случаях, когда месячный пробег
автомобилей меньше норматива периодически
до ТО-1 (спец. машины или внутрихозяйственные
перевозки), то график обслуживания
составляется из расчета выполнения
ТО-1 два раза в месяц, а ТО-2 один раз в
два месяца.

2.Прицеп
и полуприцепы обслуживаются по графику
автомобилей, с которыми они эксплуатируются.

В
таблице 2 приведены нормативы трудоемкости
на одно ТО по автомобилям .

Таблица
2. Нормативы трудоемкости ТО и ТР
автомобилей выпуска

после 1972 года

Тип подвижного состава

Марка и модели подвижного состава

Нормативы трудоемкости, чел-ч

ЕО

ТО-1

ТО-2

Тр на 1000км. пробега

1

2

3

4

5

6

Легковые автомобили

Малого класса (рабочий объем двигателей от 1,2- 1,8., сухая масса автомобиля 850-1150 кг)

Среднего класса (1,8-3,5 л., 1150-1500кг)

ВАЗ

(кроме 2121)

Москвич-2138

ГАЗ-24-01

ГАЗ-24-07

ГАЗ-24-27

0,3

0,35

0,5

0,5

2,3

2,5

2,9

3,3

9,2

10,5

11,7

12,3

2,8

3,0

3,2

3,4

Автобусы

Особо малого класса (для нардо 5м)

Малого класса 6,0-7,5м)

Среднего класса (8,0-9,5м)

Большого класса (10,5-12,0м)

РАФ-2203

ПАЗ-672

КавЗ=685

ЛАЗ-695Н

ЛАЗ-697Н

ЛАЗ-697Р

ЛАЗ-695НГ

ЛиАЗ-677М

ЛиАЗ-677Г

0,5

0,7

0,7

0,8

0,95

1,0

1,15

4,0

5,5

5,5

5,8

6,6

7,5

7,9

15,0

18,0

18,0

24,0

25,8

31,5

32,7

4,5

5,3

5,5

6,5

6,6

6,8

7,0

Грузовые автомобили

Общетранспортного назначения

Малой грузоподъемности

(полезная нагрузка до 3,0 т)

0,4 т

1,0 т

Средней грузоподъемности (от 0,3 до 5,0 т) 4 т

4 т

Большой грузоподъемности (от 5,0 до 0,8 т)

5,0 (6,0 т)

7,5т

Особо большой грузоподъемности (от 8,0 т и более)

8,0 т

ИЖ-2751

КрАЗ-762А

УАЗ-451М,ДМ

ГАЗ-52-04

ГАЗ-52-07

ГАЗ-52-27

ГАЗ-53А

ГАЗ-53-07

ГАЗ-53-27

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130Х

ЗИЛ-138

ЗИЛ-138А

КАЗ-608

УРАЛ-377

МАЗ-5335

МАЗ-500А

КаМАЗ-5320

КрАЗ-257

0,2

0,3

0,03

0,4

0,55

0,55

0,42

0,57

0,57

0,45

0,45

0,6

0,6

0,35

0,55

0,3

0,3

0,5

0,5

2,3

1,4

1,5

2,1

2,5

2,9

2,2

2,6

3,0

2,7

2,2

2,9

3,5

3,5

3,8

3,2

3,4

3,4

3,5

7,2

7,6

7,7

9,0

10,2

10,8

9,1

10,3

10,9

10,8

10,8

11,8

12,6

11,6

16,5

12,0

13,8

14,5

14,7

2,8

2,9

3,6

3,6

3,8

4,2

3,7

3,9

4,1

4,3

3,9

4,2

4,0Х

4,6

6,0

5,8

6,0

8,5

6,2

Прицепы и полуприцепы

Одноосные прицепы, малой и средней грузоподъемности (полезная нагрузка до 3 т)

Двухосные прицепы средней и большой грузоподъемности (до 0,8 т)

Двухосные

прицепы особо большой грузоподъемности (от 8,0 т и более)

Полуприцепы особо большой грузоподъемности (8,0 т и более)

всех моделей

всех моделей

всех моделей

всех моделей

0,1

0,2-0,3

0,3-0,4

0,2-0,3

0,4

0,8-1,0

1,3-1,6

0,8-1,0

2,1

4,4-5,5

6,0-6,1

4,2-5,0

0,4

1,2-1,4

1,8-2,0

1,1-1,45

Х Приведены варианты для автомобиля ЗИЛ –130 выпуска с 1980 г.

3.3
Перечень работ, выполняемых при
техническом обслуживании автомобилей

Перед
проведением операций ТО-1 и ТО-2 необходимо
автомобиль очистить и вымыть.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1839013/page:2/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector