Соллерсу в формате ОЭЗ будет тесно во Владивостоке – эксперт
Особая экономическая зона (ОЭЗ) на базе “Соллерс-ДВ” может просто не поместиться во Владивостоке. Без большой территории и налаженной самим государством инфраструктуры привлечь инвесторов в ОЭЗ будет достаточно трудно. Такое мнение в ходе беседы с корр.
РИА PrimaMedia высказал директор ОАО “Международный морской перегрузочный терминал” Виктор Покотилов. Однако в самом “Соллерсе-ДВ” уверены, что недостаток территории у самого предприятия не станет помехой для создания автомобильного кластера.
Разговоры о создании особой экономической зоны (ОЭЗ) на базе “Соллерс” начались еще в 2013 году. Проект создания ОЭЗ “Соллерс” предполагал наладку серийного выпуска автокомплектующих, предназначенных для реализации не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. В том же году его одобрил совет по привлечению инвестиций в регион.
В итоге 18 августа 2014 года премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о создании во Владивостоке очередной ОЭЗ промышленно-производственного типа.
В свою очередь, деловое издание “Коммерсант” в одной из своих публикаций сделало вывод, что речь идет об ОЭЗ преимущественно под нужды автомобильной промышленности.
В первую очередь, зона будет ориентирована на совместные инвестиции Mazda и группы “Соллерс” (более 90% ожидаемых вложений).
Речь идет об ОЭЗ преимущественно под нужды автомобильной промышленности, Тематическая иллюстрация. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia
РИА PrimaMedia обратилось к директору ОАО “Международный морской перегрузочный терминал” Виктору Покотилову, который в 90-х годах принимал участие в создании проектов свободной экономической зоны в Находке, с просьбой прокомментировать решение премьер-министра.
– Хочется надеяться, что у “Соллерса” есть маркетинговые исследования и разработки, которые способны доказать, что они конкурентоспособны и смогут подтянуть финансы, технологии и инвесторов кроме себя и государства.
Но я бы хотел, исходя из нашего прошлого опыта, поделиться сомнениями – на базе одного предприятия и его инфраструктуры промышленные парки не рождаются.
Если мы говорим, что промышленный парк – это особая экономическая зона, тогда это территория, на которой действуют особые налоговый, таможенный и административный режимы для размещения независимых или технологически связанных предприятий. Они либо выпускают товары на экспорт, либо нацелены на импортозамещение.
Если говорить о “Соллерсе”, с этой точки зрения территория в центре Владивостока не перспективна, потому что там все застроено, а арендовать или выкупать цеха, ранее построенные совсем для других целей, не всякому инвестору интересно.
Ему нужна чистая площадка и свое проектное решение, минимум ограничений для размещаемого производства. Если это площадка в чистом поле, то вложения во внешнюю инфраструктуру и обустройство внутри этой площадки по объему своих вложений просто огромны.
Есть ли они сегодня у государства? И насколько эти вложения целесообразны?
Организационно для управления ОЭЗ или промышленным парком нужна специальная администрация (управляющая компания), которая обладает многими правами. Например, регистрации в качестве предприятия ОЭЗ, заключения договоров долгосрочной аренды на земельный участок, услуги инженерной и коммунальной инфраструктуры и прочие административные услуги.
Передадут ли частной компании такие административные функции? Наверное, нет.
А как быть с генпланом развития Владивостока, если окажется, что в этом месте не предусмотрена территория для ОЭЗ? Есть и еще одно важное ограничение – размер санитарно-защитной зоны для тех производств, которые планируется разместить на площадке промышленного парка, – считает Виктор Покотилов.
“Соллерсу” в формате ОЭЗ может быть тесно во Владивостоке, Тематическая иллюстрация. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia
Кроме того, по мнению собеседника агентства, идея создания автопромышленной ОЭЗ во Владивостоке вызывает ряд вопросов относительно рынков сбыта произведенной продукции и желания инвесторов перенести на Дальний Восток так называемое производство глубокой переработки или не крупноагрегатной сборки.
Эксперт считает, что для экспорта такой продукции в Юго-Восточную Азию ожидания инициаторов напрасны, так как на этом рынке очень тесно. Значит, ориентироваться нужно внутренний рынок, но на Востоке от Урала живет не более 19 млн человек, и их доходы невелики. Этим объясняется постоянный и увеличивающийся спрос на подержанное авто.
– В странах-лидерах автопрома сегодня большие проблемы со сбытом продукции и сохранением объемов производств. Захотят ли они сократить свои рабочие места дома и открыть их в Приморье – это большой вопрос. Ну, может быть, переместив сюда часть своих трудовых ресурсов? Тогда насколько это интересно нам?
Вопрос о трудовых ресурсах для наполнения создаваемых производств для Приморья и всего Дальнего Востока – очень больной вопрос. Существующие предприятия сегодня не могут укомплектовать свои производственные линии квалифицированными кадрами в достаточном количестве.
Значит, для новых производств в ОЭЗ этот ресурс будет таким же дефицитом, и тогда для запуска предприятий есть только два пути: первый – уровнем зарплаты переманивать с существующих производств. Или второй – завозить недостающих специалистов. Хорошо, если это будут наши сограждане из западных регионов, а не специалисты и рабочие из-за рубежа.
А как быть тогда существующим в обычном режиме производствам, для которых нет льготных режимов?
Мы очень сильно опоздали с созданием особых экономических зон. Тем более, сейчас, когда правительство вряд ли согласится дать большие налоговые льготы.
Это и раньше было проблематично доказывать в Москве. В середине 90-х мы сохраняли привлекательность для инвестора за счет дешевой рабочей силы, низких внутренних цен на сырье, большого количества неиспользуемых технологий и изобретений, огромного количества незадействованных и хороших специалистов из сокращаемой оборонки. Сейчас этого нет.
Так что же станет привлекательным для инвестора? Я не говорю об административных препонах, несогласованности и пробелах в законодательстве, коррупции и протекционизме и других проблемах, о которых бизнес говорит очень давно.
Для всего этого, что закроют территории ОЭЗ? И это только часть тех вопросов, которые сегодня вызывают сомнения при анализе деклараций о неких точках развития, – рассуждает Виктор Покотилов.
“Соллерс-ДВ” ориентируют на импортозамещение , Тематическая иллюстрация. Автор фото: Балашов Антон, PrimaMedia
Как рассказала пресс-секретарь “Соллерс-ДВ” Варвара Насырь, если площадкой для развития ОЭЗ будет выбран “Соллерс”, его расположение в черте города не повлияет на развитие технопарка. Однако собеседница агентства заметила, что до момента подписания соглашения о создании ОЭЗ нельзя говорить о чем-то конкретно.
– Особая экономическая зона может состоять из трех частей, которые не связаны территориально друг с другом. Соответственно, в дальнейшем развитии производства могут участвовать предприятия, расположенные в разных точках.
Кроме того, нужно подчеркнуть, что речь в любом случае идет о развитии автомобильного кластера, а не конкретно “Соллерса”. Вообще, у многих почему-то сложилось впечатление, что “Соллерс” – это что-то одно.
На самом деле здесь несколько юридических лиц, особо не связанных друг с другом, – рассказала собеседница агентства.
Варвара Насырь также отметила, что “Соллерс” планирует работать на импортозамещение и не видит проблем с потенциальными российскими покупателями, обозначенных Виктором Покотиловым.
– У нас один завод на всю Россию. Поэтому так же, как здесь покупают Тайота Камри, люди по всей России будут покупать наши машины. Производство рассчитано на весь российский рынок, а он пока показывает положительную динамику.
Что касается построенной “Соллерсом” инфраструктуры, то ей действительно пользуются предприятия, не имеющие к нам никакого отношения.
Тем не менее, если в сентябре будет подписано соглашение о создании ОЭЗ, часть инфраструктуры на будущей площадке должно будет построить государство, – сказала Варвара Насырь.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Особую экономическую зону во Владивостоке переориентировали на автопром
Полпред президента в ДФО: Завод “Соллерс” во Владивостоке не останется без господдержки
Особую экономическую зону во Владивостоке можно создать раньше 2016 года
“Соллерс” создает льготную зону во Владивостоке
17196
Источник - https://primamedia.ru/news/382177/
Оэз «соллерс» грозит пересмотр стратегии
Toyota опустила автопроизводителя в зону риска
Дальневосточное СП «Соллерс-Буссан» по производству внедорожников Toyota Land Cruiser Prado прекратило выпуск машин, соглашение о сотрудничестве расторгнуто.
В Toyota причиной закрытия проекта называют «экономическую нецелесообразность». Эксперты считают, что и другие сборочные СП «Соллерс» во Владивостоке находятся в зоне риска.
А будущее особой экономической зоны промышленно-производственного типа на базе завода «Соллерс» становится призрачным.
Сборка Toyota Land Cruiser Prado на заводе «Соллерс-Буссан» (СП Mitsui&Co. и «Соллерса», у партнеров по 50%) во Владивостоке остановлена 26 июня, обновленная модель будет завозиться из Японии.
Решение было принято по соглашению четырех сторон — «Соллерса-Буссана», Mitsui&Co., «Соллерса» и Toyota.
Стороны рассмотрели различные сценарии развития бизнеса, в том числе и переход к сборке полного цикла, но не нашли эти решения жизнеспособными в средне- и долгосрочной перспективе.
«Все автомобильные проекты нашего времени базировались на трех китах: растущий спрос, стабильная валюта и защита от импорта с помощью пошлин, — рассказал корр. «К» Андрей Третельников, аналитик Rye, Man&Gor Securities.
— Со спросом все стало ясно после замедления экономики — валюта упала, и автомобили с низкой локализацией стали проигрывать в конкурентной борьбе на падающем рынке. Пошлины скоро совсем отменят в процессе перехода к правилам ВТО.
Таким образом, если объем продаж небольшой и большая часть комплектующих зависит от курса, вы просто не заработаете никаких денег».
«Соллерс» давно находится в сложной ситуации. Партнер концерна SsangYong, чьи автомобили также собираются во Владивостоке, был на грани разрыва отношений с компанией. А многообещающий проект СП с Ford не принес отечественному концерну ожидаемой синергии.
Деятельность СП не успевает «отбить» вложенные в него инвестиции, скорее, наоборот — затраты на предприятие только ухудшили положение материнской компании по итогам 2014 г. Консолидированный убыток группы «Соллерс» по результатам года достиг $84 млн, и СП с Ford внесло немалую лепту в этот показатель.
Дело в том, что девальвация рубля стала серьезной проблемой для этого подразделения, поскольку 60% его затрат номинировано в рублях, а остальные — в иностранной валюте. В этой ситуации закономерно было повышение цены на модельный ряд, которое обернулось падением продаж, продолжающимся и до сих пор. Только за январь-март 2015 г.
объемы реализации автомобилей Ford в России сократились примерно на 70% при общем падении рынка на 36%.
Поскольку заградительные санкции в отношении России продлены и экономика страны находится в удручающем состоянии, то на рост внутреннего рынка новых автомобилей не стоит рассчитывать.
В особенности, если в качестве ориентира выбирать незамутненные экономическим кризисом годы. В отношении «Соллерса» данное утверждение нужно трактовать как сокращение продаж, которое станет определять результаты операционной деятельности концерна.
В любом случае предприятие не сможет превентивно реагировать на меняющийся спрос и сбрасывать или наращивать производственные мощности по ситуации. Не зря «Соллерс — Дальний Восток» в 2014 г. выпустил на 1 тыс.
автомобилей меньше, чем в 2013-м, и в марте этого года сократил 198 человек, работающих на автосборочном предприятии, что составляет более 25% от общей численности штата.
В связи с этим ряд аналитиков прогнозирует, что Toyota может стать только первой ласточкой, а дальнейшее расторжение договоров и с другими партнерами «Соллерс» (кроме SsangYong, есть еще и Mazda) не заставит себя долго ждать.
«Если экономическая ситуация будет находиться на текущем уровне еще пару лет, проекты по сборке небольшого объема просто не выживут, а иностранным игрокам легче будет завозить авто в Россию напрямую», — уверен Третельников.
Кардинальный пересмотр может ждать и проект по созданию ОЭЗ промышленно-производственного типа на базе завода «Соллерс» во Владивостоке. Автором ОЭЗ, как известно, стало ООО «Соллерс — Дальний Восток», а УК — принадлежащее «Соллерсу» АО «Владивосток Индастриал Сервис», которое было создано в марте этого года.
В настоящее время денежные средства на строительство объектов особой зоны предусмотрены в федеральном и краевом бюджетах. Общий объем инвестиций из федерального бюджета составит более 5 млрд руб., в бюджете края на эти цели предусмотрено 300 млн руб.
Частные инвесторы должны были направить на развитие зоны за весь период реализации проекта около 10 млрд руб.
Повлияют ли столь нерадужные перспективы на реализацию проекта ОЭЗ на базе завода «Соллерс» во Владивостоке? В пресс-службе «Соллерс-Дальний Восток» на этот вопрос корр. «К» дали однозначный ответ: «Нет». Но от дальнейших объяснений отказались. Не высказались по этому вопросу и представители дилерского центра Toyota.
Комментарий
Виталий Веркеенко, генеральный директор группы компаний «Сумотори»: «Не вижу никакой катастрофы в том, что с российского рынка ушло производство одной конкретной модели Toyota.
Мне неизвестны глубинные причины разрыва отношений, но, понимая экономику и имея опыт работы с иностранными партнерами, я склоняюсь расценивать это как обычный экономический шаг.
«Соллерс» ведет переговоры и с другими игроками из различных сфер, и именно под их запросы создавалась особая экономическая зона.
Сама же ОЭЗ пока оставляет больше вопросов, чем ответов, — ввиду того, что аналогичные таможенный и налоговый режимы создаются в ТОРах. К тому же все южное Приморье входит в режим свободного порта, который начнет действовать с октября.
В связи с транспортными сложностями для развития проектов новых резидентов ОЭЗ «Соллерс», на мой взгляд, целесообразно обдумать возможность пересмотра стратегии развития ОЭЗ.
Например, перенос в ту же ТОР «Надеждинская» или район бухты Суходол, где есть перспективы развития порта».
Источник - https://konkurent.ru/article/13261
Ford Sollers – все? Работникам разослали письма с предложением уволиться добровольно
В конце прошлой недели сотрудники завода в Набережных Челнах получили рассылку по корпоративной почте. Разглашать содержимое сообщения строжайше запретили, но один из работников на условиях анонимности рассказал «Вечерке»: в письме им предлагалось уволиться по собственному желанию в обмен на выплату пяти окладов. Альтернатива — сокращение.
— Понимаете, добровольный уход оказывается выгоднее, ведь при сокращении платят только три оклада, — поделился наш собеседник. — Всем было известно, что предприятие убыточное, но никто не думал, что конец настанет так быстро.
В Набережных Челнах завод Ford Sollers был запущен в декабре 2014 года и стал третьим предприятием холдинга в России. Первые два завода— в Ленинградской области и Елабуге.
По официальным данным, дела на Ford Sollers в прошлом году шли весьма неплохо — компания увеличила объем экспортных поставок более чем в 4 раза.
За 2016 год Ford Sollers экспортировала в общей сложности 880 автомобилей Ford российского производства.
Увеличению объема экспортных поставок способствовало расширение географии экспорта на три рынка, а ассортимента экспортируемых моделей – на всю гамму автомобилей Ford российского производства, а также спецверсии на базе Ford Transit. В 2016 году компания, начала экспортировать автомобили на рынки Беларуси и Армении, вслед за Казахстаном, поставки на рынок которого стартовали в 2014 году.
Тем временем, многие рядовые работники увольнялись с завода в Челнах, жалуясь на сокращение заработной платы.
— Когда я увольнялся, меня уговаривали остаться, говорили как скоро будет хорошо. На деле же с иностранными специалистами руководство не продлевало контракты, срок которых уже истекает, — рассказал «Вечерке» бывший сотрудник, Михаил. — Тогда стало понятно, что дела плохи.
Специалисты указывают на истинное положение вещей — затяжное падение спроса на легковые автомобили в нашей стране. По сравнению с рекордным для России 2012 годом рынок сократился вдвое, а продажи Ford – втрое.
Сегодня информацию о запуске программы добровольного увольнения «Ведомостям» подтвердил представитель предприятия. Работникам действительно выплатят пять окладов, если они напишут заявление «по собственному» с 1 по 13 февраля. Правда, собеседник издания уточнил, что касается это лишь офисных должностей.
«Мы продолжаем приводить штат и структуру бизнеса в соответствие с текущим спросом и нашим ожиданием по рынку в среднесрочной перспективе», — сообщил он газете, отметив, что на данный момент в компании работают порядка 4,5 тыс. человек (данные по всем трем заводам).
Цель программы добровольного ухода-сократить треть офисных сотрудников, на которых приходится четверть общей численности Ford Sollers, пояснил один из собеседников «Ведомостей». Однако представитель компании эту информацию опроверг. По его словам, программа добровольная. На вопрос, насколько компания хотела бы сократить офисный персонал, пресс-секретарь Fоrd Sollers отвечать отказался.
Источник «Вечерних Челнов» рассказал, что в нашем городе «предложение, от которого трудно отказаться» получили свыше 400 сотрудников.
СПРАВКА
ООО «Форд Соллерс Холдинг» — официальный дистрибьютор автомобилей, запасных частей и аксессуаров FORD в Российской Федерации. Также компания отвечает за российское производство автомобилей Ford.
В СП Ford Sollers Набережные Челны входят производственные площадки в Республике Татарстан (г. Набережные Челны и Особая экономическая зона «АЛАБУГА»).
Источник - http://v-chelny.ru/news/ford-sollers-vse-rabotnikam-razoslali-pisma-s-predlozheniem-uvolitsya-dobro/
Организация производства автокомпонентов в автопроме РФ
За короткий исторический период отрасль автокомпонентов в Российской Федерации была фактически создана заново. Существенную роль в ее формировании и в географии размещения новых производств сыграли иностранные компании.
Сегодня созданы все условия для привлечения на территорию РФ производителей автокомпонентов.
В том, как изменилась отрасль за прошедшие несколько лет, и почему местом размещения таких производств становятся Особые экономические зоны, разбирался наш корреспондент.
У экспертного сообщества не осталось сомнений – рано или поздно Россия станет крупнейшим автомобильным рынком Европы. Несколько лет назад говорилось о том, что это событие произойдет в 2016-2017 гг. Затем, в связи с начавшимся кризисом, прогнозы стали корректировать, и теперь сроки перенесены на 2018-2019 гг.
Так или иначе, российский авторынок имеет огромный потенциал роста. У нас низкий уровень автомобилизации, не перешедший знаковый порог в 300 легковых автомобилей на 1000 жителей, и чрезвычайно старый по возрасту автопарк. Это два базовых показателя, на которых строятся многочисленные прогнозы экспертов и аналитиков.
Аналогичного мнения придерживаются и автопроизводители.
С начала 2000-х годов на территории РФ построено 18 предприятий по сборке автомобилей. Текущий объем производственной мощности позволяет выпускать на них до 3 млн автомобилей ежегодно.
В 2005 году правительство предложило иностранным автопроизводителям подписать соглашения о промышленной сборке в обмен на обнуление пошлин на автокомпоненты. Условиями заключенного соглашения должны стать автосборочные производства мощностью не менее 25 тысяч автомобилей в год и достигнутый уровень локализации (30%).
В 2011 году, в преддверии завершения переговоров о вступлении РФ во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), правительство ужесточило требования к автопроизводителям, предложив подписать новые соглашения по промсборке. На них согласились только АвтоВАЗ, Renault, Nissan, Volkswagen, Ford, General Motors.
Согласно этим требованиям, не позднее 2020 года необходимо выйти на мощности в 350 тыс. автомобилей в год, а уровень локализации довести до 60%.
Логика тут понятна. Государство обязалось перед вступлением в ВТО снизить ввозные пошлины на автомобили, а без них любое производство мощностью менее 50 тыс. автомобилей в год будет проигрывать импорту, учитывая такой факт, что производство на территории Российской Федерации обходится на 5-10% дороже, нежелт на сборочных заводах Европы.
Причинами такого положения называют высокие тарифы на энергетику и перевозки, затраты на логистику и низкую конкуренцию. В числе негативных факторов называют даже коррупцию. Некоторые эксперты полагают, что после 2020 года, когда защитные таможенные пошлины перестанут работать, многие производства с объемами выпуска менее 50 тыс.
легковых автомобилей в год могут быть закрыты из-за экономической нецелесообразности.
Локализация в автопроме
Открыв сборочное производство автомобилей Ford Focus в 2002 году во Всеволожске (Ленинградская область), американский автопроизводитель столкнулся с проблемой поиска отечественных поставщиков автокомпонентов.
Продукция, предлагаемая российскими предприятиями, характеризовалась низким качеством и не устраивала Ford по цене – то есть, не отличалось в лучшую сторону от импортного аналога.
В результате автопроизводителя устроили только резиновые коврики для салона отечественного производства и несколько видов технических жидкостей. Достичь приемлемого уровня локализации за счет местных поставщиков оказалось затруднительно.
Впрочем, полноценная локализация выпуска автокомпонентов возможна только при полномасштабном потреблении комплектующих на сборочных производствах.
Сегодня, по данным аналитического агентства «Автостат», средний уровень локализации выпускаемых на отечественных сборочных предприятиях автомобилей на начало прошлого года достигал 45%.
Уровень локализации популярных бюджетных легковых автомобилей остановился на следующих показателях: Renault Logan – 76,5%, Lada Largus – 72%, Volkswagen Polo sedan – 60%, Hyundai Solaris – 47%, Peugeot 408 – 36,3%. При этом локализация собственно производства автокомпонентов не превышает 20%.
Показатель локализации рассчитывается по добавленной стоимости, в которую входят различные затраты, в том числе зарплата персонала, коммунальные платежи, аренда земельного участка и т.д.
Для того, чтобы довести этот показатель до 17-20%, можно использовать в производстве автомобиля простые автокомпоненты (третьего уровня) местного производства.
Использование узлов и более сложных компонентов (второго уровня), таких как штамповка, системы выхлопа, позволяет довести этот уровень до 30%. В свою очередь, использование сложных модулей и механизмов первого уровня обеспечит 70%-ую локализацию.
Проблема заключается в том, что мощности автосборочных производств в России, которые работают по старым правилам промсборки, недостаточны для развертывания полноценного производства автокомпонентов. Самые маломощные производства могут «выжить» при заказах на уровне 100 тыс. штук в год.
Это выпуск подголовников, сидений, обивки, систем выхлопа. Для достижения безубыточного производства механических коробок передач и ремней безопасности необходимы заказы объемом до 200 тыс. штук в год. Для производства шасси, сцеплений, сложных изделий из пластмасс – до 400 тыс. штук.
В новых соглашениях о промсборке предусмотрена локализация производства двигателей и трансмиссий для выпускаемых в России автомобилей. Сегодня в стадии реализации находятся три таких проекта. В Калуге начат предсерийный выпуск бензиновых двигателей ЕА211 на новом моторном заводе Volkswagen производственной мощностью 150 тыс. агрегатов в год.
Инвестиции в проект составили 150 млн евро. На другом моторном заводе, СП Ford-Sollers, серийное производство начнется в конце года. Предприятие по производству двигателей расположено в Татарстане, заявленная производственная мощность 105 тыс. моторов в год. Объем инвестиций оценивается в $272 млн.
По новым условиям промсборки треть выпускаемых автомобилей Ford должны комплектоваться моторами местного производства.
На АвтоВАЗе работает линия по выпуску французских бензиновых моторов (индекс автопроизводителя К4 и К7)мощностью 300 тыс. силовых агрегатов в год, планируемый процент локализации – 22%. Это один из приоритетов производственной программы АвтоВАЗа на 2015 год. Кроме того, существуют планы по организации сборки двигателей H4 японской компании Nissan на площадке АвтоВАЗа.
Особые экономические зоны
Локализация выпуска автокомпонентов имеет свои законы в плане размещения предприятий. Как правило, такие специализированные производства находятся на территории автомобильных кластеров – это позволяет существенно экономить на логистических операциях.
За последние шесть лет карта российского автопрома претерпела значительные изменения. До 20% автомобилей собирается в Центральном округе (Калуга, Москва), Треть объемов производства приходится на Северо-Запад (Санкт-Петербург и Калининград).
Высок вклад Поволжского округа. Здесь стоит обратить внимание на две Особые экономические зоны – в Тольятти и в Республике Татарстан. ОЭЗ «Алабуга» является относительно новым развивающимся автомобильным кластером на карте автостроения страны.
В ОЭЗ создаются специальные льготные условия: льготный размер ставки за аренду земли, льготное налогообложение на имущество, землю, транспорт, пониженные ставки налога на прибыль, таможенные льготы и т.п.
Особая экономическая зона “АЛАБУГА”
Алина Селянина, специалист отдела маркетинга Особая экономическая зона «Алабуга»
Сегодня особая экономическая зона «Алабуга» занимает площадь 4 тыс. га и предоставляет инвесторам полностью подготовленную промышленную, инженерную, транспортную и таможенную инфраструктуры, а также ряд налоговых и таможенных льгот для реализации проектов в области промышленного производства.
При размещении производства на территории ОЭЗ «Алабуга» до 2055 года действует льготная ставка по налогу на прибыль и таможенным льготам. При выборе локализации производства немаловажна и транспортная доступность.
Так транспортировка грузов может осуществляться воздушным путем – в 45 км от ОЭЗ «Алабуга» расположен международный грузопассажирский аэропорт Бегишево; на территории ОЭЗ «Алабуга» функционируют железнодорожная ветка, интегрированная в сеть федеральной железной дороги, а также в 500 м от ОЭЗ «Алабуга» проходит автомобильная магистраль федерального значения М 7 (Москва Казань Уфа Челябинск).
На сегодняшний день «Алабуга» является крупнейшей ОЭЗ в России. Здесь зарегистрированы 42 компаниирезидента, представляющих различные отрасли производства.
Среди них такие мировые бренды как Ford, SaintGobain, 3М, Armstrong, Air Liquide, Rockwool, Sisecam, Hayat Group и ряд крупных российских компаний, среди которых автостроительная компания «Соллерс».
На площадке ОЭЗ формируется мощный кластер по производству автомобилей и автокомпонентов.
Самым первым резидентом, который разместил свое производство на площадке ОЭЗ стала компания «Соллерс».
На сегодняшний день «Форд Соллерс Елабуга» производит не только автомобили, в планах компании производство двигателей Ford, открытие завода запланировано на декабрь этого года.
Компания «Алабугамоторс», начавшая производство спецтехники и автобусов на площадке ОЭЗ в 2014 году, планирует с конца 2015 г. приступить к сборке китайских автомобилей. Компания готова перейти к сварке и окраске кузовов в течение двух лет.
Завод «Джошкуноз Алабуга» является первым зарубежным инвестиционным проектом по созданию штамповочного производства в Республике Татарстан.
Компания «Джошкуноз Холдинг», один из лидеров турецкой промышленности, на своем новом заводе «Джошкуноз Алабуга» происходит производство штампованных кузовных деталей автомобилей для совместного предприятия Ford Sollers, созданного компаниями Ford Motor Company и ОАО «Соллерс».
ООО «Джошкуноз Алабуга» был выбран победителем в номинации лучший инвестиционный проект автомобильного сектора в России в 2013 году.
Жюри приняло во внимание рекордно короткие сроки реализации проекта и рекомендовало проект в качестве оптимального кейса для других инвесторов.
Всего за 1,5 года было зарегистрировано юридическое лицо, завершены правовые процедуры и соответствующие процессы и построен завод на территории Особой экономической зоны «Алабуга».
ОАО «Аутомотив Гласс Альянс Рус» проект реализуется совместно компаниями «Trakya Cam Sanayii A.S.» (Турция) и «Saint Gobain» (Франция). Компании планируют производство автомобильного стекла. В будущем мощность завода может быть увеличена до одного миллиона комплектов после первых 5 лет.
Источник: http://automediapro.ru/osobaya-zona-komponentov/
«Алабужский квартет»: от производства спецтехники «Форд» до воска «Бородачей»
Один из проектов, формально тоже стартовавший, в действительности сорвал срок ввода в эксплуатацию завода
Накануне президент Татарстана, побывав с визитом в ОЭЗ «Алабуга», открыл сразу четыре производства. Для этого ему и сопровождавшим его чиновникам и бизнесменам не пришлось суетливо кататься по огромным площадям ОЭЗ, так как все четыре завода открылись в рамках индустриального парка «Синергия».
Среди них компания-«спутник» «Форд Соллерса» «СТ Алабуга», где будут собирать спецтехнику (от скорой помощи до инкассаторских машин Сбербанка). Рустаму Минниханову показали и самый экзотический проект компании «Русский воск», деньги на который дал миллиардер-шоумен, владелец «Технониколя», один из богатейших в мире людей Игорь Рыбаков.
Одновременно он начал делать бизнес-реалити-шоу «Бородачи», посвященное сложностям, неудачам, успехам и ошибкам начинающих бизнесменов, в котором жестко и нелицеприятно критикует отставание в сроках: так, завод должен был открыться еще два месяца назад.
Основатели компании рассказали «Реальному времени» о причине срыва старта проекта (и сегодня проект не стартовал…). А Рыбаков грозит, если ребята не достигнут оборота в $10 млн, отнять производство.
Рустам Минниханов на открытии всех четырех проектов заявил, что хотя и открывает, «может быть, не такие большие производства», но общий объем инвестиций в них составит 1 млрд рублей, а число новых рабочих мест планируется свыше 200.
«У нас есть еще планы открыть два более крупных предприятия в ОЭЗ «Алабуга», — пообещал он. — Но я считаю, любой, даже небольшой бизнес должен разрастись благодаря площадке «Синергия», и предприниматели должны принимать решение о дальнейшем расширении.
Тем более в будущем у нас есть возможность увеличить площади индустриального парка. Спасибо за инвестиции, сделанные на этой площадке!»
Благодарность получили, во-первых, авторы проекта компании ООО «СТ Алабуга» в цехах площадью 2,2 тыс. кв. м (в будущем компания займет 6,5 тыс. кв. м.) по выпуску микроавтобусов, грузового транспорта и спецтранспорта, инвестором проекта стала компания «СТ Нижегородец».
Нижегородская головная компания — крупное предприятие РФ по производству автобусов, грузового и спецтранспорта на базе фургонов и шасси авто зарубежных («Форд», «Ивеко», «Фиат», «Мерседес-Бенц») и отечественных (ГАЗ) марок, основанное в 2006 году, ныне производит до 10 тыс. машин в год.
Алабужский проект станет партнером СП Ford Sollers, площадки которого расположены в непосредственной близости от цеха «СТ Алабуга», что снизит затраты на логистику. В планах — производство спецтранспорта до 4 тыс. машин в год.
Как сообщили в компании Адиля Ширинова, после модификации на площадках «СТ Алабуга» спецтранспорт будет возвращаться на завод Ford Sollers для прохождения основных этапов проверки качества по стандартам Ford.
Стартует производство пока с выпуска 1115 единиц техники в год (целевого показателя планируют достичь в 2022 году, тогда же число рабочих мест должно составить 150 человек, пока работают 52). Сегодня производится около 15 моделей, включая пять моделей автобусов различной вместимости.
До трети выпуска составят пассажирские автобусы, от 30 до 40% — транспорт для грузоперевозок, остальное — спецтранспорт (инкассаторские, авто скорой помощи, школьные автобусы, машины для «Почты России» и прочие). Согласно бизнес-плану, если в 2018 году выручка составит 219 млн рублей, то к 2022 году компания достигнет планки в 935 млн рублей.
https://www.youtube.com/watch?v=dxzauJM2dj0
Алабужский проект станет партнером СП Ford Sollers, площадки которого расположены в непосредственной близости от цеха «СТ Алабуга», что снизит затраты на логистику
При этом сам «Форд Соллерс» не является совладельцем ни головной компании, ни его алабужского филиала, тем не менее представители этой компании, как и «СТ Алабуга», заверили, что новый проект прошел международный аудит по глобальной программе Ford Qualified Vehicle Modifier, получив признание концерна Ford за качество выпускаемого спецтранспорта, и будет считаться сертифицированным кузовостроителем, пользуясь поддержкой R&D-центра Ford Sollers, участвующего в разработке новых спецверсий. В «Форд Соллерсе» особо отметили, что «СТ Алабуга» не является продавцом автомобилей, компания представляет собой лишь производственную площадку, «помогающую делать «Форду» спецавтомобили».
Инвестиции в проект должны составить порядка 170 млн рублей — конечная цифра зависит от продаж «Фордов»
По словам гендиректора «СТ Алабуга» Сергея Лимонникова, с «СТ Нижегородец» власти Татарстана сотрудничают уже несколько лет, приобретая у компании спецавтомобили: так, именно машинами «Нижегородца» обновлялся парк службы скорой помощи в РТ, в дальнейшем сотрудничество с Татарстаном планируют продолжать и в рамках филиала.
Виктор Зорников, исполнительный директор «Форд Соллерса», объяснил, что необходимость дополнительной для «Форд Соллерса» компании была вызвана разностью сборки обычного массового автомобиля и спецтранспорта: «Собирать на конвейере физически невозможно, так как если для сборки обычной машины требуется 2—5 минут, то для сборки скорой помощи понадобится одна смена!» В итоге работники «Соллерса» на своем заводе готовят авто под необходимую конверсию (покраска в нужный цвет, дополнительные отверстия, люки и прочее), затем его отправляют на площади «СТ Алабуга», после чего возвращают обратно для проверки качества. Как рассказал корреспонденту «Реального времени» Сергей Лимонников, десятилетний объем инвестиций, с 2017-го по 2028 год, должен составить порядка 170 млн рублей.
— А на рентабельность когда собираетесь выходить?
— К концу года уже выходим! — заверил нас Лимонников. — К настоящему моменту мы вложили уже 50 млн рублей, до конца года вложим еще 14 млн рублей. В 2019 году — 20 млн рублей.
Мы идем с опережающим графиком инвестиций, потому что время вносит коррективы, структура продаж меняется: в этом году, например, по «Форду Транзит» они [компания «Форд Соллерс»] приросли на 50%.
Увеличение объемов производства на «Форд Соллерсе» требует от нас и роста инвестиций, и расширения производственных площадей.
Адиль Ширинов на открытии производства не мог поверить в то, что с момента работы «Форд Соллерса» в «Алабуге» прошло уже более 11 лет («Такая трансформация произошла в экономической зоне — грандиозная, конечно!»):
— Главное, это даже не новое производство по сборке машин, а развитие интеграции в ОЭЗ, развитие инфраструктуры, партнерства. «СТ Алабуга» позволит снизить наши логистические затраты. В течение следующих трех лет мы обещаем вам, Рустам Нургалиевич, занять до 50% всех площадей ИП «Синергия», — уверенно заявил он.
Адиль Ширинов на открытии производства не мог поверить в то, что с момента работы «Форд Соллерса» в «Алабуге» прошло уже более 11 лет
Как президенту РТ пытались продать пассажирские автобусы
Ширинов же с Сергеем Лимонниковым стали главными экскурсоводами, водившими вдоль вереницы спецтехники президента Татарстана, у которого новые «машинки» вызвали по-настоящему мальчишеский ажиотаж: он залезал чуть ли не в каждую вторую модель, сзади, спереди, сбоку, не говоря уже о том, чтобы заглядывать в окна.
Цех при этом не прекращал работать: что-то жужжало, хлопало, визжало, дрожало, трещало. Особенно любопытство Рустама Минниханова вызвали машина-инкассатор для Сбербанка, школьный автобус, скорая помощь и авто для «Почты России» («Красивая какая….» — протянул он).
Интересно, что пару минут он провел и в пассажирском автобусе на базе «Ивеко», который не производится в «Алабуге», а собирается в «СТ Нижегородец»: судя по всему, так представители компаний попытались продать Татарстану серию таких машин.
Удалось ли провернуть сделку, пока неизвестно.
С помощью татарстанского завода «ростонер» собирается занять 15% рынка тонера, до сих пор полностью импортного
После экскурсии по «СТ Алабуга» Рустам Минниханов с вереницей гостей прошел на вторую площадку — в компанию ООО «Ростонер», площади которой уже заняли более 6 тыс. кв. м. Здесь начали производить тонер и картриджи для копировально-множительной техники.
Официально инициатором проекта стала российская компания ООО «МЭЙКОР», поставщик услуг в области аутсорсинга ИТ и бизнес-процессов (работают 5 тыс. человек, выручка в 2015 году составила 9 млрд рублей).
В «Алабуге» объем производства «Ростонера» составит почти 3 млн картриджей и 380 тонн тонера в год. Для сравнения: емкость рынка тонера в РФ — 4,5 тыс. тонн, при этом на 100% он импортный. «Ростонер» собирается занять 15% рынка, выпуская до 600 тонн тонера в год.
В свою очередь, рынок совместимых картриджей оценивается в 12,5 млн единиц (всего же — 60 млн), «Ростонер» собирается занять 16% рынка, выпуская до 2 млн подобных картриджей.
При этом выпускать продукцию будут только «строго под заказ». Первыми клиентами алабужской компании станут РЖД, «Ростелеком», «Воентелеком», «Почта России», «Ростех» и Сбербанк.
Только на второй год работы компания выйдет на рынки B2B и B2C (коммерческие взаимоотношения между организацией и частным, так называемым «конечным» потребителем). Число рабочих мест в конечном счете составит 81 (пока работают 13).
В проект предполагается вложить почти 620 млн рублей (95 млн придется на «МЭЙКОР», 224,7 млн — банковские кредиты, 300 млн выдаст Фонд развития промышленности).
Компания с ожидаемой прибылью в 100,1 млн рублей в 2018 году планирует к 2023 году получить прибыль уже почти в 1 млрд рублей (при выручке в 2,3 млрд рублей) и отчислить налогов на 438,1 млн рублей, из них 57 млн рублей пойдут в бюджет РТ. Окупить проект планируют через 27—29 месяцев.
Интересно, что в проекте фактически участвует и «Корпорация МСП», выдавшая компании гарантий и поручительств на 150 млн рублей. Выглядит это производство, к слову, больше похожим на молочный комбинат — конвейер из белых бутылок (напоминающих бутылки из-под молока, выпускаемые в СССР), которые автоматически заполняются красящим веществом для ксерокса, принтера и т.д.
В «Алабуге» объем производства «Ростонера» составит почти 3 млн картриджей и 380 тонн тонера в год
Миллиардер Игорь Рыбаков инвестировал в «Русский воск» 150 млн рублей, но не просто так…
Третьей компанией, стартовавшей сегодня, которую почтил своим присутствием президент РТ, стала самая, наверное, экзотическая из «алабужского квартета» в «Синергии». В «Русском воске», венчурном проекте, собираются производить полиэтиленовый воск — ежегодно до 9,5 тыс. тонн.
Это будет первый подобный проект в РФ, до сих пор этот воск закупали за рубежом. Основатели компании утверждают, что будут способны создать отечественное конкурентоспособное производство, что позволит провести импортозамещение полиэтиленового воска на российском рынке.
Для этого создадут в «Алабуге» 36 рабочих мест и разместятся во все той же «Синергии», но на втором этапе собираются переезжать в собственное здание.
Инвестором проекта стал совладелец корпорации «Технониколь» Игорь Рыбаков, один из богатейших людей мира по версии «Форбс», его состояние оценивается в 1,2 млрд долларов. Рыбаков, очарованный проектом, инвестировал в него 157 млн рублей.
Во всяком случае, таковы официальные цифры, предоставляемые компанией, — сам Рыбаков говорит, что вложил 30 млн рублей. Пока на алабужском заводике будут работать 23 человека, в 2021-м — 36.
Выручка с 2019-го по 2023 год должна вырасти с 413 млн рублей до 1,37 млрд (налоговые отчисления должны будут составить 118,7 млн рублей).
…а открыв на «Ютьюбе» реалити-шоу «Бородачи», у которых бизнес Рыбаков отнимет, если оборота в $10 млн они не достигнут
Игорь Рыбаков не только один из успешнейших российских бизнесменов, но и известный видеоблогер, поэтому когда к нему пришли два москвича, «бросивших хорошую работу, чтобы построить свой бизнес и больше ни от кого не зависеть», загоревшись идеей воскового импортозамещения, не только выдал им нужную сумму, но и основал на «Ютьюбе» «самый брутальный стартап», «бизнес-реалити-шоу «Бородачи» (см. страницу реалити-шоу на YouTube) о ходе строительства, неудачах, успехах, ошибках алабужского производства: основатели компании действительно оба носят бороды (как и Рыбаков, хотя и не такую впечатляющую).
Получить представление о шоу можно уже по названиям выкладываемых миллиардером видеороликов: так, 8 августа Рыбаков выложил ролик под названием «Огромные потери в выручке! Бородачи снизили себе зарплату! Рыбаков встревожен! Головы отрубаю!»; 15 августа — «Аудит русского воска! Визит топ-менеджера «Технониколь» на производство. Спор с бородачами»; в день открытия и визита президента РТ — ролик под названием «Последние штрихи перед запуском! Успеют или нет? Рыбаков насторожен!».
Рыбаков отчасти прав: к моменту открытия завода на производстве и конь не валялся — кроме столика с сырьем и воском больше ничего нет
Сам Игорь Рыбаков показывает себя шоуменом и очень критично относится к бизнес-действиям создателей компании «Русский воск», «бородачам» Никите Симонову и Юрию Полосухину. В одном из видео он в самом начале заявляет: «Смотрю на то, как развивается проект, и вроде в целом все нормально. За исключением того, что запуск завода просрочен на два месяца».
После критики он в итоге отправил следить за «бородачами» экс-топ-менеджера компании «Технониколь» Дениса Рогалева. Цель проекта — «бородачи должны сделать годовой оборот в 10 млн долларов». Если сделать это у них не получится, производство «аннексирует» инвестор, то есть сам Игорь Рыбаков.
Минниханову «бородачи», не стесняясь, показали одно из видео Рыбакова, которое президента РТ изрядно повеселило, но, главное, показали продукт — тот самый полиэтиленовый воск. Что характерно, Рыбаков отчасти прав: к моменту открытия завода на производстве и конь не валялся — кроме столика с сырьем и воском больше ничего нет.
Оставшееся необходимое «вот-вот завезут», а запустить производство «бородачи» обещают — «кровь из носа» — через 10 дней.
Как «бородачи» объясняли «Реальному времени» отставание в сроках запуска завода
— На самом деле, честно говоря, была небольшая задержка, — смущенно признался Юрий Полосухин. — Факт форс-мажора. Машина в Нижнем Новгороде сломалась, ждали запчасть. Потому что, оказывается, закладывать времени на логистику надо побольше.
— Кто основные потребители вашей продукции? — поинтересовались мы у «бородачей».
— Производители емкостей ПВХ, мастербатчей, древесная типография, производители композитов, автохимия, нефтехимия, производители оружейной смазки, вплоть до свечей, — перебивая друг друга, рассказали Юрий с Никитой.
— На самом деле, на нашу продукцию есть потенциальные потребители в Европе из-за падения рубля относительно доллара, — добавил Юрий Полосухин. — Сырье при этом мы получаем с нижнекамского завода. Отсюда минимальная логистика и максимальная продуктивность.
— А для экспорта очень удобно — таможня здесь рядом находится! — порадовался Никита Симонов.
— Когда компания станет уже рентабельной? — спросили мы обоих.
— В этом году мы планируем, — ответили оба. — Но не хотим загадывать…
— Тем более у нас и так сегодня есть определенное отставание по срокам, — печально заметил Симонов.
— А случилось оно потому, что 2 июля все оборудование было упаковано, собрано. Но мы решили провести испытание на заводе-производителе и получить качественный продукт. Чтобы сюда привезти не кота в мешке, а приехать и показать, что мы собираемся производить! Вот и получилось отставание по срокам… — оправдывался Полосухин.
Гк «смит» при помощи алабужского завода нарастит долю на рынке труб ппу в 2 раза
Четвертый проект — компании «СМИТ» — предполагает организацию производства предварительно изолированной пенополиуретаном (ППУ) трубной продукции для нужд теплоснабжения и нефтегазодобывающей отрасли. Это тоже филиал, учредителем его стала группа компаний «СМИТ», крупнейший в СНГ производитель ППУ-изоляции, занимающая порядка 20% рынка.
После ввода в эксплуатацию алабужской площадки в компании намерены нарастить долю до 40%. В настоящий момент у «СМИТа» два завода: в Могилеве (Белоруссия) и Ярцево (Россия). Объем продаж в 2015 году составил 2,6 млрд рублей. Вместе с 30 сотрудниками «СМИТ» собирается производить ППУ-трубы диаметром 1,2 тыс. мм.
На первом этапе ежемесячно — до 4,2 тыс. м. Цифры инвестиции и даты окупаемости проекта в компании не называют.
Но если вычесть из названной президентом РТ цифры общего объема инвестиции в 1 млрд рублей известные объемы трех других компаний (в общей сумме 950 млн рублей), получается, что «СМИТ» инвестирует в свое производство порядка 50 млн рублей.
Источник: https://realnoevremya.ru/articles/110240-v-oez-alabuga-otkrylos-4-proizvodstva
«Соллерс» хочет управлять Особой экономической зоной во Владивостоке
Управлять Особой экономической зоной, которую планируется создать во Владивостоке, хочет группа «Соллерс».
Как рассказал газете «Ведомости» губернатор Приморского края Владимир Миклушевский, также рассматривается вариант привлечения к управлению «одного из японских торговых домов, у которого есть успешный опыт работы с экономическими зонами и индустриальными парками в Тихоокеанском регионе».
Скорее всего, это Mitsui, у которой есть СП с «Соллерсом» во Владивостоке («Соллерс-Буссан», выпускает внедорожник Toyota Land Cruiser Prado), рассуждает партнер King & Spalding Илья Рачков.
Представитель Минэкономразвития говорит, что заявка на создание ОЭЗ, поданная в конце октября, «оперативно дорабатывается» администрацией Приморского края с учетом замечаний министерства: уточняются финансово-экономические показатели, вопросы привлечения внебюджетных средств на создание инфраструктуры, определяется управляющая компания и т. д. В целом министерство, по его словам, поддерживает данный проект. «Соллерс» надеется, что постановление правительства о создании ОЭЗ и соглашение между Минэкономразвития и администрацией края будут подписаны в I квартале. Тогда ОЭЗ может заработать уже в середине 2014 года, подчеркивает представитель компании.
На первом этапе основой ОЭЗ станет участок, где расположено автомобильное производство «Соллерса», а также участок, где строится новый корпус. Земля принадлежит «Соллерсу».
По словам представителя Минэкономразвития, в границы ОЭЗ планируется включить семь участков общей площадью около 13 га. Участки будут как в частной собственности («Соллерс»), так и в региональной, добавляет В.Миклушевский.
Из краевого бюджета на выкуп части земель для ОЭЗ планируется потратить около 390 млн. рублей. Сколько инвестирует «Соллерс», не раскрывается.
Резидентами ОЭЗ станут производители автомобильных компонентов, отмечает В.Миклушевский: это позволит увеличить уровень локализации выпускаемых в Приморье автомобилей, а также наладить экспортные поставки компонентов.
По словам представителя «Соллерса», переговоры идут «с рядом производителей автокомпонентов из Японии и Кореи».
Резидентами зоны также могут стать расположенные во Владивостоке автозаводы по производству Mazda, SsangYong (СП «Мазда Соллерс мануфэкчуринг рус»), Toyota (СП «Соллерса» с Mitsui), а также контейнерный терминал, отмечает собеседник «Ведомостей».
Как говорит представитель Минэкономразвития, резиденты ОЭЗ получат таможенные преференции, льготы по налогу на имущество на 10 лет (как правило, нулевая ставка. – «Ведомости»), по земельному и транспортному налогам на пять лет (0%) с возможностью продления, региональной части налога на прибыль (обычно 2% в течение первых нескольких лет, затем ставка поэтапно возрастает).
Источник: https://www.autostat.ru/news/15147/
«Соллерс» просит льгот для Владивостока
«Соллерс» решил получить дополнительные льготы для своего сборочного завода во Владивостоке — компания предложила создать там особую экономическую зону (ОЭЗ).
Скорее всего, ОЭЗ освободит завод от большинства налогов на пять-десять лет, за счет этого «Соллерс» рассчитывает привлечь в регион автокомпонентщиков из Японии.
Государство уже поддерживает дальневосточное производство «Соллерса» — компания бесплатно перевозит автомобили в другие регионы.
Автопроизводитель «Соллерс» предложил создать в Приморском крае промышленно-производственную ОЭЗ, сообщила в пятницу пресс-служба администрации края. Проект создания ОЭЗ «Соллерс» уже одобрил совет по привлечению инвестиций в регион. Заявка на создание зоны пока находится в стадии подготовки, но в «Соллерсе» рассчитывают, что она будет завершена «в течение месяца».
Затем регион должен внести ее на рассмотрение Минэкономики. Резидентами зоны станут «Соллерс — Дальний Восток» (выпускает автомобили SsangYong), СП с Mazda «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус», СП с Mitsui «Соллерс-Буссан» (выпускает Toyota Land Cruiser Prado) и «Пасифик Лоджистик». Но в «Соллерсе» отмечают, что «главная цель» ОЭЗ — привлечение «японских производителей автокомпонентов».
«Соллерс» с 2010 года собирает машины во Владивостоке: внедорожники SsangYong (мощность производства — более 30 тыс. автомобилей в год), автомобили Mazda (около 50 тыс.) и Toyota Land Cruiser Prado (около 12 тыс.).
Налоговые льготы и преференции в рамках ОЭЗ определяют региональные власти.
Так, в ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане (там находится «Соллерс-Елабуга», выпускает Ford) резиденты на первые пять лет с момента выкупа участка освобождаются от земельного налога и на десять — от налога на имущество и транспортного налога. Налог на прибыль первые пять лет составляет в «Алабуге» 2%, затем он на пять лет увеличивается до 7%, а потом еще десять лет составляет 15,5%.
Резиденты ОЭЗ не платят таможенные пошлины при ввозе оборудования и комплектующих. Источник „Ъ“, знакомый с ситуацией, говорит, что «Соллерс» рассчитывает, что условия в Приморье будут «аналогичны льготам в Татарстане» и «резиденты будут освобождены от основных налогов на десять лет».
«Максимальные преференции возможны, поскольку проект реализуется на Дальнем Востоке, в развитии которого заинтересовано государство»,— уточняет он.
На сегодня единственная особая экономическая зона, действующая на Дальнем Востоке, находится на территории Хабаровского края — в Советской Гавани. Впрочем, в созданной в декабре 2009 года ПОЭЗ до сих пор не зарегистрирован ни один резидент.
Предложения о создании ОЭЗ в Приморском крае выдвигались несколько раз на протяжении последнего года. В сентябре 2012 года замминистра экономического развития Олег Савельев говорил о возможном создании ОЭЗ производственного или портового типа на припортовой территории Владивостока. Финансирование планировалось выделить из федерального бюджета, так как у региона средства отсутствовали.
Однако конкретной информации о проекте так и не появилось. В апреле правительство края планировало подать заявку в Минэкономразвития на создание ОЭЗ в порту Восточный и бухте Троица. В пресс-службе правительства Приморского края вчера не успели рассказать „Ъ“, поданы ли заявки.
Источники „Ъ“ на рынке отмечают, что проекты «Соллерса» на Дальнем Востоке «традиционно поддерживает государство», из-за того что это «проблемный регион». Например, бюджет субсидирует 100% железнодорожного тарифа на перевозку автомобилей в другие регионы России.
Другой источник „Ъ“ говорит, что налоговые льготы позволят привлечь во Владивосток производителей компонентов, необходимых для высокой локализации. «Большинство из них,— добавляет он,— запустят производство только к 2015 году, и льготы по сути компенсируют отсутствие соглашений о промсборке компонентов».
Егор Попов, Герман Костринский
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2239635