Роль смазки в работе двигателя
Движок автомобиля представляет собой непростой агрегат, состоящий из огромного количества деталей и узлов, часть их которых – трущиеся.
Невзирая на то, что поверхности всех скользящих деталей при изготовлении кропотливо обрабатываются, на их, все же, остаются невидимые глазу шероховатости, из-за которых увеличивается сила трения. Трение, в свою очередь, приводит к сильному нагреву и увеличенному износу деталей.
Для предотвращения данного явления предназначена система смазки мотора. Масло делает узкую пленку на поверхностях деталей, в итоге чего они просто скользят.
Кроме произнесенного предназначение системы смазки заключается в:
- охлаждении трущихся частей;
- удалении нагара и товаров износа;
- предотвращении возникновения коррозии.
Устройство системы смазки
Независимо от типа мотора, система смазки содержит в себе последующие главные части:
- поддон картера;
- маслозаборник;
- маслорадиатор;
- масляный насос;
- масляный фильтр;
- датчики давления,
- уровня и температуры масла;
- масляный щуп;
- перепускной клапан;
- масляную магистраль и масляные каналы.
Роль резервуара для хранения моторного масла делает поддон картера ДВС. В неработающем моторе туда стекает практически все масло, кроме маленького количества, которое остается в фильтре и на деталях.
Активным элементом системы смазки является насос, обеспечивающий непрерывную циркуляцию рабочей воды. В действие он приводится от коленчатого, распределительного либо дополнительного приводного вала.
Обычно, в ДВС используются насосы шестеренчатого типа.
Масляный фильтр предназначен для чистки масла от нагара и товаров износа деталей. Это сменный элемент, который изменяется с определенной периодичностью зависимо от типа мотора, критерий эксплуатации и советов производителя.
В процессе работы мотора его детали, а вкупе с ними и масло, безизбежно разогреваются. Моторное масло при достижении определенной температуры способно утратить свои эксплуатационные свойства, потому его нужно охлаждать. С этой целью система смазки мотора вооружена масляным радиатором, который охлаждается жидкостью из системы остывания.
Контроль уровня масла
Во избежание поломки агрегата нужно повсевременно держать под контролем уровень масла в поддоне картера. Проверка проводится масляным щупом при заглушенном моторе. Щуп имеет две метки: малое и наибольшее количество рабочей воды. Обычный уровень масла находится меж ними.
При недостающем уровне трущиеся детали не получат нужного количества смазки, в итоге возрастет износ. При лишнем количестве масла увеличивается его расход, также расход горючего, усиливается образование нагара на поршнях и в камерах сгорания, замасливаются свечки зажигания.
Для контроля системы смазки в процессе работы ДВС оснащается датчиками уровня, температуры и давления масла, а на приборную панель выведены надлежащие индикаторы.
Если в один момент один из характеристик существенно отклонится от нормы, шофер выяснит об этом благодаря включению контрольной лампы.
Не считая того, датчик давления у многих моделей автомобилей врубается в систему управления движком, и в случае критичного падения давления мотор автоматом отключается.
Редукционный либо перепускной клапан служит для поддержания неизменного давления в системе смазки. Клапанов может быть несколько, инсталлируются они в элементах системы, к примеру, в масляном насосе либо фильтре.
Виды систем смазки
Зависимо от способа подачи смазки к сопряженным деталям выделяют три главных вида систем:
- с подачей масла разбрызгиванием;
- с подачей масла под давлением;
- комбинированные.
В первом случае система смазки автомобиля имеет достаточно обычное устройство. Масло на детали подается последующим образом: на кривошипных головках шатунов имеются особые черпаки, которые захватывают смазку из поддона картера ДВС и разбрызгивают ее.
Основной недочет такового варианта заключается в том, что качество смазывания деталей находится в зависимости от количества масла в поддоне, угла подъема либо спуска дороги, величины оборотов коленчатого вала.
В итоге мотор временами испытывает масляное голодание и стремительно изнашивается.
2-ой вариант предполагает непрерывную подачу смазки ко всем деталям под давлением, которое нагнетает масляный насос. Такая система не имеет недочетов предшествующей, но сложность производства и эксплуатации не позволила ей получить широкого распространения.
В современных автомобилях, обычно, система смазки имеет комбинированное устройство. Ее особенность заключается в последующем: к деталям, более всего подверженным износу, масло подается под давлением, а к тем, которые работают в более легких критериях, разбрызгиванием. Эта система, в свою очередь, делится на два вида: система смазки с сухим и влажным картером.
Влажный картер
В большинстве случаев автоконцерны употребляют 2-ой вариант. Как уже было сказано, картер ДВС в данном случае играет роль резервуара для хранения масла.
Это техническое решение имеет ряд недочетов, более значительные из которых – вспенивание масла при больших оборотах коленчатого вала, также сильное плескание в картере, из-за чего может обнажиться маслоприемник, что ведет к масляному голоданию и значительному понижению давления в системе смазки.
Сухой картер
Система смазки с сухим картером применяется на автомобилях, созданных для гонок, также в неких моделях джипов. Масло содержится в отдельном резервуаре, который размещается либо в картере ДВС, либо вне мотора. В остальном схема системы смазки схожа предшествующему виду.
Достоинства такового технического решения заключаются в последующем:
- неизменное давление и наилучшее остывание масла;
- смазка подольше сохраняет свои эксплуатационные характеристики, т.к. не контактирует с картерными газами;
- наименьшая высота мотора (в случае, если резервуар находится за его пределами) позволяет понизить центр масс автомобиля и сделать лучше аэродинамику.
- Из недочетов данного вида систем смазки можно отметить высшую цена, больший вес, более сложное устройство и больший заправочный объем в сопоставлении с системой с влажным картером.
Централизованная система смазки
Движок и коробка автомобиля являются более нагруженными агрегатами, нуждающимися в непрерывной подаче смазочного материала. Но если речь входит о спецтехнике, будь то снегоуборочная машина, самосвал либо экскаватор, то к перечню узлов, требующих смазки, добавляется впечатляющий перечень дополнительного оборудования.
Для автоматической подачи смазочного материала к таким узлам на спецтехнику устанавливается централизованная система смазки. Это автономная система, состоящая из насоса, дозаторов, шлангов высочайшего давления, фитингов и креплений.
Смазка подается сразу ко всем точкам равными заблаговременно данными порциями данным циклом. Цикл регулируется управляющей платой, расположенной в центральном насосе.
Выводы
Автоматическая система смазки позволяет обеспечить равномерное смазывание трущихся деталей, предупредить обычной спецтехники для проведения смазочных работ, исключить воздействие людского фактора, продлить срок службы подшипников подвижных частей и поболее экономично расходовать смазочный материал.
Источник - http://auto-life.biz/content/rol-smazki-v-rabote-dvigatelya
Зачем нужно моторное масло в двигателе и когда его лучше менять
Как правило, каждый автолюбитель знает, что в двигателе автомобиля присутствует моторное масло, которое необходимо для смазывания трущихся деталей. При этом далеко не все понимают, какие еще важнейшие задачи выполняет масло кроме смазывания. Также многие автовладельцы затрудняются ответить, для чего нужна замена масла в двигателе строго по регламенту или даже раньше срока.
Далее мы поговорим о том, как моторное масло влияет на работу ДВС и почему нужно менять масло в двигателе. Также будет рассмотрен вопрос, когда менять масло в двигателе и почему оптимально производить такую замену смазки с учетом определенных условий, факторов и особенностей.
Основные функции моторного масла
Итак, на раннем этапе развития двигателей смазочная жидкость была необходима для смазки шеек коленвала, а также для отвода продуктов износа и избытков тепла в картер силового агрегата. В дальнейшем масло также стали подавать в ГРМ, а также была реализована смазка цилиндров.
В современных двигателях моторное масло фактически является гидравлической жидкостью для всех узлов и механизмов внутри ДВС. Ответить на вопрос, зачем двигателю моторное масло, можно достаточно просто. Смазочная жидкость защищает детали и трущиеся поверхности от сухого трения, формируя на них устойчивую масляную пленку. Однако и это еще не все. Указанная пленка создает защиту от ржавчины, а также минимизирует воздействие на детали различных химически активных компонентов, которые неизбежно образуются в процессе работы двигателя.
Получается, базовые функции современного моторного масла следующие:
- защита деталей от сухого трения и преждевременного износа;
- снижение потерь на трение, энергосбережение;
- защита от появления коррозии;
- охлаждение трущихся поверхностей, защита от перегрева;
- выведение из зон трения продуктов механического износа (металлической стружки);
- нейтрализация химически активных соединений, удаление нагара, сажи, и других продуктов, которые образуются после сжигания топлива в цилиндрах.
Виды и типы моторных масел
Прежде всего, любое масло для двигателя состоит из базовой масляной основы и пакета специальных присадок, которые добавлены в такую основу.
Присадки отвечают за стабильность масляной пленки и вязкость масла (вязкостные присадки), очистку деталей двигателя (моющие присадки) и т.д.
Именно благодаря таким присадкам смазочная жидкость получает многие уникальные свойства и характеристики.
Однако важную роль играет и сама масляная основа, в зависимости от которой масла делятся на:
- минеральные;
- полусинтетические;
- синтетические;
Минеральные моторные масла являются «натуральными», так как их изготавливают из нефти. Такие смазки наиболее простые в производстве и доступные по цене. Однако данные продукты имеют самую высокую вязкость при низких температурах (минеральное масло в условиях холодов сильно густеет), угорают в процессе работы двигателя, быстрее остальных окисляются и стареют.
На практике это означает, что их нужно менять чаще, чем полусинтетику или синтетику.
Зачастую такие смазочные жидкости используют в двигателях с большим пробегом, так как повышенная вязкость «минералки» позволяет сформировать более толстую масляную пленку и несколько компенсировать увеличенные от износа зазоры между деталями. В результате двигатель работает тише, уменьшаются ударные нагрузки и т.д.
- Синтетические моторные маслаявляются маловязкими и делятся на ПАО-синтетику и гидрокрекинг. Первый вариант является наиболее качественным и дорогостоящим продуктом, такое масло изготавливают не из чистой нефти, технология изготовления сложная и трудоемкая.
Гидрокрекинг (HC) немного хуже по качеству, при этом такой продукт заметно дешевле в производстве. В двух словах, гидрокрекинговое масло представляет собой нефтяную основу, которую путем специальной обработки максимально приближают по свойствам к ПАО маслам.
Синтетические продукты имеют стабильную вязкость как при низких, так и при высоких температурах, отличаются увеличенным сроком службы. Смазка сохраняет свою текучесть и формирует устойчивую пленку, в результате двигатель надежно защищен в любых условиях (как во время холодного пуска, так и после выхода на рабочие температуры).
- Что касается полусинтетического масла, фактически такой продукт является смешиванием двух основ. Другими словами, в минеральную основу добавляется 30-50% дорогостоящей синтетики.
Готовый продукт получается лучше «минералки» по свойствам и дешевле чистой синтетики, представляя собой сбалансированное решение по соотношению качества и цены.
Еще добавим, что сегодня практически отсутствует понятие «зимнего» и «летнего» моторного масла, так как все продукты являются всесезонными. Другими словами, если раньше водитель был вынужден менять масло по сезону, отдельно заливая на зиму «жидкие» маловязкие масла для облегчения холодного пуска и более «густые» смазки на лето для улучшения защиты двигателя при высоких температурах, современные моторные масла подходят для круглогодичного использования.
Также стоит выделить, что моторное масло в линейке различных производителей все чаще позиционируется не только в качестве всесезонного, но и универсального.
Универсальное моторное масло означает, что его можно равноценно использовать как в бензиновых, так и в дизельных двигателях.
Масло бензин/дизель или дизель/бензин позволяет упростить обслуживание автопарков, исключая необходимость отдельно закупать смазки для разных типов двигателей.
Зачем менять масло и когда это лучше делать
Не трудно догадаться, что в процессе эксплуатации ТС и двигателя масло постоянно нагревается и охлаждается, в нем накапливаются загрязнения, продукты износа мотора и отложения, постепенно «срабатывается» пакет присадок, изменяется вязкость и стабильность масляной пленки и т.п.
Получается, для вывода накопившихся загрязнений из мотора, а также для обеспечения защитных, моющих и других свойств, смазку нужно менять. Как правило, замена масла в двигателе предписана самим производителем автомобиля с учетом определенного пробега. В среднем, показатель зафиксирован на отметке 15 тыс. км. Однако важно учитывать ряд дополнительных особенностей.
Если двигатель эксплуатируется в тяжелых режимах, качество топлива неудовлетворительное, машина часто простаивает в пробках, долго работает на холостом ходу, совершаются регулярные короткие поездки, за которые двигатель не успевает прогреться до рабочей температуры и т.д., тогда интервал замены масла следует в обязательном порядке сокращать на 30-50%.
В развитых странах, где качество топлива высокое, хорошее синтетическое масло можно не менять до 20 тыс. км, гидрокрекинговое или полусинтетическое масло вполне выхаживает до 15 тыс. км, минеральное может отработать 10 тыс. Причем такие показатели актуальны даже в том случае, если условия эксплуатации тяжелые.
Если же говорить о странах СНГ, с учетом низкого качества горючего, интервалы замен следует сокращать, как минимум, вдвое. На практике синтетика и гидрокрекинг подлежат замене уже к 10 тыс. км, полусинтетику лучше менять каждые 7-8 тыс. км, минеральное масло желательно не передерживать больше 5-6 тыс. Если двигатель турбированный бензиновый или турбодизельный, тогда любое масло в таких ДВС оптимально менять каждые 6-7 тыс. км.
Также нужно помнить, что замене подлежит и масляный фильтр параллельно заливке свежей смазки. Игнорирование данных правил и рекомендаций в дальнейшем может привести к значительному сокращению ресурса силового агрегата, сбоям в его работе или к поломке ДВС.
Напоследок отметим, что только правильно подобранное моторное масло (с учетом всех рекомендаций и допусков производителя ТС, указанных в мануале к авто), а также своевременная замена смазки и масляного фильтра (с обязательной поправкой на индивидуальные условия эксплуатации автомобиля) является практически единственным способом максимально увеличить моторесурс силовой установки и сохранить работоспособность ДВС на протяжении всего срока службы мотора до капитального ремонта.
Источник - http://KrutiMotor.ru/funktsii-i-naznachenie-motornogo-masla-v-dvigatele/
Система смазки двигателя: назначение, устройство, устранение неполадок
Изучая устройство транспортного средства, применяемые в его работе технические жидкости и порядок проведения технического обслуживания, нельзя не затронуть особенности системы смазки.
Система смазки автомобильного двигателя обеспечивает средству передвижения стабильность и эффективность в его ежедневной работе, поэтому очень важно разобраться в ее строении, изучить выполняемые ею функции и ознакомиться с принципом ее работы.
Назначение системы смазки и выполняемые функции
Двигатель внутреннего сгорания любого транспортного средства состоит из множества элементов, которые в процессе его работы весьма агрессивно взаимодействуют между собой.
Ввиду их постоянного движения внутри установки возникает высокая сила трения, влекущая за собой большие мощностные потери и, как следствие, повышенное потребление топлива.
Длительная работа «на сухую» может и вовсе привести к заклиниванию силового агрегата: усиленное взаимодействие деталей приведет к нагреванию их поверхностей и дальнейшему расширению; в результате, это уменьшит рабочие зазоры конструкции и приведет к их заполнению металлической стружкой, образовавшейся вследствие разрушения основных элементов.
Чтобы предотвратить это состояние и продлить срок полезного использования, двс оборудуется смазочной конструкцией, которая облегчает ход деталей, создавая вокруг элементов системы внутреннего сгорания прочную защитную пленку.
Таким образом, система смазки любого двухтактного или четырехтактного двигателя выполняет следующий ряд функций:
- Уменьшение силы трения между рабочими элементами;
- Охлаждение их поверхностей;
- Снижение рабочей температуры двигателя;
- Выведение металлической стружки и загрязняющих частиц за пределы рабочего пространства установки;
- Предотвращение скоротечного износа, разрушения и закоксовки деталей;
- Обеспечение требуемого давления рабочей жидкости для эффективной работы двс (изменение фаз газораспределительного механизма, регулировка гидравлическими компенсаторами рабочих зазоров клапанов).
Устройство системы смазки
Для чего предназначена данная система разобрались, теперь настало время изучить ее устройство.
У каждого автомобиля – своя система смазки, поэтому ее конструктивные составляющие могут существенно отличаться друг от друга.
Она может дополняться какими-то элементами, а может и вовсе не иметь нижеперечисленные компоненты, но, как правило, для современных систем характерно наличие следующих элементов:
- Картер с поддоном. Поддон – это самая нижняя часть силовой установки. К картеру он прикрепляется при помощи болтов и уплотнительных прокладок и служит своего рода «хранилищем» для рабочей жидкости. В поддоне происходит ее охлаждение и «успокоение» — благодаря специальным перегородкам моторное масло перестает волноваться при движении транспортного средства по неровностям.
- Фильтр. Фильтрующий элемент в системе смазки служит местом, куда рабочая жидкость «приносит» ухудшающий работу силовой установки мусор. Это может быть нагар, копоть, попавшая извне пыль, металлическая стружка и прочие загрязняющие вещества. После засорения фильтра, моторное масло начинает быстро терять свои свойства из-за чрезмерного количества грязевых частиц, что приводит к потере мощностных показателей всего автомобиля. Чтобы не допустить губительные для двс последствия, необходимо своевременно проводить замену рабочей жидкости и не забывать менять фильтрующие элементы.
- Масляный насос. Без насоса работа механизма не была бы возможна: именно он создает требуемое давление внутри установки и «заставляет» рабочую жидкость воздействовать на механизмы. В автомобилях применяется два вида насосов – шестеренчатые и роторные. Первый вид агрегатов обеспечивает подачу масла с постоянным давлением, роторный – допускает изменение силы подачи. Внутри моторного отсека создается давление от 2 до 16 атмосфер.
- Радиатор. Данный элемент системы смазки двигателя обеспечивает охлаждение моторного масла. Причем охлаждение может быть двух видов – жидкостное и воздушное.
- Редукционные и перепускные клапаны. Эти элементы позволяют уменьшать давление, если его показатель превышает установленную норму. Устанавливаются данные элементы внутри силовой установки рядом с масляным насосом, фильтром и т.д. и активируются благодаря срабатыванию специальных датчиков. Например, при засорении фильтра перепускной клапан пускает рабочую жидкость в обход ему, чтобы не допустить остановку всего двигателя.
- Датчики давления и температуры масла. Именно благодаря им бортовой компьютер узнает о работоспособности системы. Датчик давления устанавливается в центральной магистрали и осуществляет замер основного параметра. В случае отклонения его от нормы, на приборной панели автомобиля загорается индикатор.
- Каналы смазки. Не трудно догадаться для чего используются данные элементы: они обеспечивают подачу моторной жидкости к взаимодействующим механизмам.
- Главная магистраль. Осуществляет поступление масла от насоса к фильтру. Благодаря большому сечению магистраль сохраняет циркуляцию жидкости на нужном уровне. Также, благодаря магистрали осуществляется смазывание подшипников коленчатого вала.
В зависимости от конструктивных особенностей транспортного средства, современная смазочная установка может быть дополнена иными компонентами.
Виды систем смазок
Несмотря на то, что все приборы системы смазки выполняют одни и те же функции, она может быть трех видов:
- система с разбрызгивающей подачей масла,
- система с подачей жидкости под давлением,
- комбинированная система.
Первый вид имеет достаточно простое устройство: здесь масло попадает на рабочие детали благодаря специальным черпакам, установленным на кривошипных головках шатунов. Захватываемая из поддона жидкость рассеивается по рабочей зоне в виде масляного тумана.
Объем рабочей жидкости постоянно меняется при увеличении оборотов коленчатого вала, наклонах транспортного средства и в режиме агрессивного вождения.
Черпаки не могут контролировать количество разбрызгивающейся жидкости, поэтому мотор периодически начинает испытывать масляной голодание или, наоборот, захлебываться от чрезмерного количества жидкости.
Второй вид системы подразумевает непрерывную подачу моторного масла на все элементы установки. Смазочный состав собирается в картере установки, а затем по специальным каналам подается на рабочий узел. После выполнения поставленных целей масло стекает в поддон картера.
Если в первом типе системы отрегулировать количество масла не получается, то во втором такая регулировка вполне возможна.
Несмотря на то, что система обеспечивает экономное и рациональное распределение технической жидкости, широкого распространения она не получила – слишком затратное и трудоемкое производство она предполагает.
Моторное масло в двигателе
Объединив технологии разбрызгивания и подачи масла под давлением, инженерам удалось создать комбинированный тип распределения смазки: на основные узлы конструкции, максимально подверженные износу, защитная жидкость подается под давлением, в то время, как остальная часть механизмов, эксплуатируемая в более спокойных условиях, орошается маслом путем разбрызгивания.
Комбинированная система предполагает применение мокрого и сухого картера. Под мокрым картером подразумевается его постоянное заполнение рабочей жидкостью. Простота и надежность принципа позволили ему получить массовое распространение: практически все стандартные автомобили оснащены подобной системой.
Тем не менее, в ней присутствуют не совсем приятные недостатки: в случае попадания в картер воздуха или топливной смеси, масляный состав начинает пениться и терять смазочные свойства. В результате, двс остается без должного уровня защиты.
Чтобы не допустить подобный неблагоприятный эффект, диагностика системы автомобиля на предмет ее разгерметизации должна проводиться регулярно.
Сухой картер обеспечивается благодаря наличию в силовой установке специального бачка, куда стекает вся отработанная жидкость. Здесь ее смешивание с воздухом и топливной смесью попросту невозможно.
К преимуществам такой системы следует отнести стабильность ее работы в условиях прохождения транспортным средством препятствий с большим углом наклона.
Принцип сухого картера применяется на гоночных, спортивных автомобилях и некоторых внедорожниках.
Принцип работы смазочной конструкции
Принцип работы системы смазки заключается в бесперебойной подаче рабочей жидкости ко всем элементам, подверженным механическому износу.
Схема работы смазочной системы выглядит следующим образом. Во время запуска силовой установки маслоприемник захватывает требуемое количество масла из поддона картера и направляет его в масляный насос. Насос в свою очередь задает жидкости силу и скорость, с которой она будет циклически циркулировать по системе.
После насоса масло попадает в фильтр и проходит тщательное очищение. Как говорилось ранее, если данный элемент цепи загрязнен, то перепускной клапан пустит рабочую смазку в обход фильтрующего элемента. После него ГСМ направляется к подшипникам шатунов и коленвала, опорам и пальцам распредвала, к коромыслам привода клапанов.
При наличии турбокомпрессора масло также распределяется на его вал.
Попадание рабочей смеси на внутренние стороны цилиндров рабочая смесь осуществляется посредством отверстий в головке шатуна. Здесь оно обеспечивает беспрепятственный ход маслосъемных и компрессорных колец, снижает износ стенок цилиндров.
После смазывания элементов силовой установки отработанная жидкость возвращается обратно в поддон автомобиля, где под воздействием бесперебойно вращающегося кривошипно-шатунного механизма распыляется по остальным элементам системы.
Возможные неполадки в работе системы и способы их устранения
Некоторые моторные неполадки в системе смазки могут возникнуть неожиданно, даже если вы не так давно осуществляли ремонт автомобиля или проводили его техническое обслуживание. Перечислим основные проблемы и разберемся со способами их решения:
Датчик давления масла не горит при включении зажигания | 1. Индикатор перегорел | 1. Замените лампочку датчика в приборной панели |
2. Повреждение провода, окисление разъема | 2. Осмотрите место соединения и при необходимости произведите замену провода | |
3. Выход из строя датчика давления масла | 3. Замените датчик на новый | |
Индикатор давления масла горит на холостому ходу, при повышении оборотов отключается | Низкое давление масла из-за его перегрева. Система охлаждения работает неправильно | «Погоняйте» автомобиль на повышенных оборотах в течение 15-20 минут, чтобы охладить двигатель; проведите диагностическое обследование работоспособности охлаждающей системы |
Индикатор на приборной панели горит при повышенных оборотах мотора | Неисправен редукционный клапан | С помощью щупа проверьте уровень моторного масла в автомобиле, при необходимости замените редукционный клапан |
Индикатор горит постоянно | 1. Слишком низкое количество масляной жидкости | 1. Проверьте уровень масла и долейте его при необходимости |
2. Насос не работает, канал масляного насоса загрязнен | 2. Прочистите или замените насос | |
Большой расход масла | Износ цилиндров, поршневых колец, маслосъемных колпачков, уплотнительных элементов | Произведите осмотр двигательной системы и устраните причину утечки |
И напоследок
Система смазки двигательной установки защищает автомобиль от ежедневных перегревов и значительно повышает его ресурс. Поэтому важно держать ее в исправном состоянии. Для этого водитель должен своевременно проводить техническое обслуживание транспортного средства и устранять мелкие неисправности, которые в дальнейшем могут привести к дорогостоящему ремонту.
Источник - https://ProAvtomaslo.ru/dvigatel/sistema-smazki-dvigatelya
Для чего нужна система смазки в автомобиле?
Каждому человеку, даже ребенку понятно, что автомобиль – это по определению очень сложный агрегат. Количество деталей, систем и узлов представляют собой одно целое, а самым сложным во всей этой системе является двигатель.
Сердце машины подвержено колоссальным нагрузкам, постоянное трение от вращения механизмов, повышенные температуры и беспрерывная работа сильно сказываются на сроке жизни этого агрегата, именно по этой причине конструкторами была придумана система смазки.
Благодаря ей, детали участвующие в рабочем процессе претерпевают меньше ущерба от трения и служат намного дольше.
Принцип работы и назначение системы смазки
Как уже говорилось выше, система смазки для автомобилей отыгрывает колоссальную роль и влияет на то, как долго прослужит двигатель.
Обусловлено это тем, что механизмы внутри двигателя прибывают в постоянном движении, шестерни и другие детали непрерывно трутся друг о друга, из-за этого они нагреваются еще больше, не говоря о том, что во время сгорания топлива этот узел и так находится в среде с повышенными температурами.
Ввиду этих обстоятельств, внутренние механизмы могут подвергаются большому износу, но чтобы минимизировать ущерб, нужно постоянно добавлять в процесс работы смазочное вещество, чем и занимается обсуждаемая система.
Помимо своей прямой задачи, данная система выполняет ряд не менее важных функций:
- Смазка охлаждает трущиеся элементы;
- Смазочное вещество также способствует устранению нагара и всевозможных микрочастиц, которые скапливаются во время работы автомобиля;
- Данный узел также не позволяет образовываться ржавчине внутри двигателя.
Как устроена система смазки
Если не брать во внимание какой-то определенный двигатель, а брать за основу общие показатели данного механизма, то система смазки в обязательном порядке включает в себя следующие составляющие:
- Поддон картера;
- Заборник масла;
- Масляный радиатор;
- Масляный насос;
- Масляный фильтр;
- Датчик для замера давление;
- Датчик количества масла и температуры;
- Масляный щуп;
- Клапан пропуска;
- магистраль и каналы для масла.
Само масло, которое является одним из основных условий функционирования этой системы, храниться в поддоне картера двигателя внутреннего сгорания. Когда “сердце машины” не работает, в эту емкость стекает все масло, кроме остатков, застрявших в фильтре и совсем малого количества, оставшегося на самих деталях.
Элементом, который позволяет смазывающему веществу циркулировать по системе без перерывов, выступает насос. В работу он включается благодаря коленчатому валу с распределительным и дополнительным приводами.
Что касается масляного фильтра, то он просто незаменим, и выполняет свою очевидную роль. Благодаря ему, смазывающая жидкость очищается от продуктов горения и других загрязнителей, которые появляются в процессе работы двигателя и от которых система может сильно пострадать.
Еще один важнейший элемент, входящий в данный узел – это радиатор. Благодаря ему в процесс вступает жидкость системы охлаждения, которая не дает перегреваться моторному маслу, ведь в случае перегревов оно теряет свои важнейшие качества и свойства.
Уровень масла в системе
Ни в коем случае нельзя позволять маслу превышать определенный заданный уровень в поддоне картера, ведь это может привести к различным неисправностям и поломкам, в частности выходу из строя накачивающего агрегата. Для этого предусмотрен отдельный элемент, именуемый масляным щупом.
На нем имеется две отметки, одна отвечает за минимум масла в поддоне, другая за допустимый максимум, который позволяет содержать система. Естественно, оптимальным считается промежуточный показатель. Если же масляная жидкость находится на нижней отметке, детали смазываются недостаточно, если на верхней, система быстро загрязняется, а расход жидкостей, в том числе топлива, увеличивается.
Разновидности систем смазки
Данная система делится на три основных вида, различаются они по принципу подачи смазывающей жидкости:
- Масло разбрызгивается;
- Подается под давлением;
- Комбинированный принцип (сочетает в себе первые два вида).
Принцип работы в первом случае является самым простым.
Кривошипные подшипники, установленные в узле, имеют так называемые черпачки, с помощью которых смазывающая жидкость зачерпывается из поддона картера, а затем разбрызгивается на детали.
Минус такого решения заключается в том, что степень и обильность орошения деталей маслом напрямую зависит от того, сколько этой субстанции имеется в поддоне, а также от наклона машины во время движения.
Второй случай является более качественным с точки зрения эксплуатационных характеристик, но из-за своей дороговизны и сложности работы, он стал намного реже устанавливаться на транспортные средства.
В современных авто чаще всего используется именно третий вариант. Данная система наиболее продумана, так как в этом случаем масло подается под давлением именно на те участки двигателя, которые испытывают наибольшие нагрузки. В местах, где износ менее заметен, имеет место быть только разбрызгивание. Таким образом, расход смазки уменьшается, и она используется с большим КПД.
Вывод
Система смазки отыгрывает важнейшую роль, как в работе всего автомобиля, так и самого двигателя. Она позволяет постоянно орошать внутренние составляющие “сердца машины”, которые подвержены колоссальным нагрузкам и изнашиваются от высоких температур и трения. Таким образом, все составляющие двигателя прослужат максимально долго и с наименьшим износом.
и в работе двигателя. Она позволяет постоянно орошать внутренние составляющие “сердца машины”, которые подвержены колоссальным нагрузкам и изнашиваются от высоких температур и трения. Таким образом, все составляющие двигателя прослужат максимально долго и с наименьшим износом.
Источник: https://autodont.ru/lubrication-system/primenenie-smazki-dlya-avtomobilej
Система смазки двигателя: охлаждает или смазывает?
Двигатель автомобиля – это сложный механический организм, в нём присутствует огромное количество трущихся деталей и элементов. Чтобы они не стирались и не нагревались до высоких температур, их необходимо обильно смазывать и охлаждать, и этот процесс сопровождает весь жизненный цикл силового агрегата. Эту наиважнейшую функцию в двигателе выполняет система смазки.
И сейчас наша цель сейчас разобраться, как устроена эта система.
И смажем и остудим…
Итак, система смазки двигателя первым делом должна бороться с негативными последствиями трения, а если точнее, то минимизировать само это явление.
Помимо этого, предусмотрительные инженеры возложили на неё ещё и функцию по охлаждению некоторых деталей мотора, а также своеобразного чистильщика от нагара и микроскопических частиц, которые, так или иначе, появляются вследствие износа металлических поверхностей. И это ещё не всё.
Масло, используется почти как гидравлическая жидкость в системе газораспределения, отыгрывает ключевую роль в гидрокомпенсаторах тепловых зазоров клапанов, воздействует на гидронатяжитель привода ГРМ и так далее.
Одним словом, система смазки автомобиля позволяет мотору жить долго и радовать нас достойной мощностью, которая не расходуется на лишние потери трения.
Как работает система смазки?
Давайте немного конкретизируем, что есть смазочная система двигателя, окунувшись в технические подробности.
Чтобы обеспечить качественное выполнение поставленных задач, инженеры разработали несколько вариантов систем. В частности, в зависимости от способа подачи масла, различают такие смазки:
- с подачей масла под давлением;
- с разбрызгиванием и подачей самотёком;
- комбинированная.
Не трудно догадаться, что в первом случае смазка попадает к деталям по специальным магистралям под давлением, которое создаётся насосом.
Во втором – масло разбрызгивается форсунками и работающими элементами самого двигателя, что создаёт так называемый масляный туман. Но дело в том, что одним узлам мотора идеально подходит система смазки под давлением, а другим – самотеком или разбрызгиванием.
Поэтому инженерами была разработана третья по счёту в списке система – комбинированная, которая используется в подавляющем большинстве современных агрегатов.
Как устроена смазочная система
Основными деталями среднестатистической комбинированной смазочной системы двигателя являются такие:
- поддон картера;
- насос;
- масляный фильтр;
- радиатор (если он необходим конструктивно);
- всевозможные каналы и магистрали.
Как правило, если не учитывать варианты с сухим картером, поддон служит мотору в качестве резервуара, где хранится масло.
Оттуда оно отбирается насосом, который подаёт смазку через фильтр, изымающий различный мусор, в магистрали и каналы, обеспечивающие её передачу под давлением к элементам коленчатого вала и распредвала, а также опорам шатунов.
К остальным узлам мотора смазка попадает разбрызгиванием или самотёком. Далее оно под действием силы тяжести вновь оказывается в поддоне картера, и цикл повторяется снова.
Стоит отметить, что смазочная система дизельного двигателя и бензинового агрегата идентична. И там и там используется комбинированная схема подачи масла.
От исправности системы смазки во многом зависит долговечность и работоспособность мотора машины.
Чтобы вовремя проинформировать нас с вами и электронный блок управления о проблемах, в моторы встраиваются датчики давления и температуры.
При падении напора ниже нормы, на приборной панели должен загореться соответствующий значок, а электронике в этот момент необходимо как можно быстрее выключит силовой агрегат, иначе его узлы могут прийти в полную негодность, а это сулит немалыми расходами на ремонт.
Надеюсь, дорогие читатели, вы поняли, насколько важна смазочная система двигателя. Теперь понимаете, что без неё мотор не проработал бы и нескольких минут, поэтому внимательно следите за показаниями давления в системе, уровнем и вовремя меняйте масло.
Источник: https://auto-ru.ru/sistema-smazki.html
Система смазки автомобильного двигателя
Каждый двигатель внутреннего сгорания имеет свои конструктивные особенности. Основное, что их объединяет, все моторы нуждаются в смазке.
В процессе работы силового агрегата, детали, из которых он состоит, взаимодействуют друг с другом. Большое количество поверхностей подвергаются трению и, как следствие, повышенному износу.
Если с этим не бороться, вся система двигателя быстро выйдет из строя и приведет его в полную негодность.
С целью снизить негативные последствия трения, конструктивно предусмотрена система смазки двс. Основная задача смазки, образовать тонкую пленку из масла между трущимися деталями. Масляная пленка не только смазывает поверхности и обеспечивает скольжение между элементами, она так же отводит от них тепло, очищает от продуктов износа и нагара, уплотняет соединение.
Таким образом, система смазки двигателя автомобиля позволяет силовой установке нормально функционировать и выполнять свое прямое назначение.
Задачи, выполняемые системой смазки:
- Образование масляной плёнки на поверхностях деталей;
- Отвод тепла от трущихся поверхностей;
- Удаление продуктов износа;
- Защита деталей от коррозии;
- Уплотнение соединений;
- Выполнение роли рабочей жидкости.
В двигателях, устройство которых требует создавать и поддерживать установленное давление на определенную область детали или механизма, масло выступает как рабочая жидкость.
Например, при помощи давления, переданного рабочей жидкостью, происходит изменение фаз газораспределения или регулируются зазоры клапанов гидравлическими компенсаторами.
В современном моторе применение масла в качестве рабочей жидкости, довольно частое явление.
Система смазки автомобилей: виды
Систему смазки двигателя условно можно классифицировать по способу подачи масла к смазываемым деталям:
- Под давлением;
- Самотёком (разбрызгиванием);
- Комбинированная.
Подача смазки под давлением, осуществляется при помощи масляного насоса. Масло забирается из картера двигателя и по специальным каналам подводится к трущимся поверхностям.
После выполнения своей функции, стекает в картер двс.
Преимущество такого способа в том, что к определенным поверхностям можно подать ровно столько смазки, сколько им необходимо и четко в промежутке времени, который требуется для нормальной работы детали.
Подача смазки самотеком (разбрызгиванием) происходит под воздействием сил, создаваемых вращающимися деталями мотора. Масло разбивается на мелкие капли, образуя масляный туман. Мельчайшие частички заполняют все свободное внутреннее пространство силовой установки и таким образом, происходит процесс смазывания всех поверхностей.
Эффективность такого метода крайне низкая, основные недостатки: попадание мала на смазываемую поверхность случайным образом, большой перерасход, быстрое окисление.
Комбинированная смазочная система сочетает в себе характеристики обоих предыдущих методов.
Немаловажно в процессе циркуляции масла по двигателю, обеспечить его регулярное охлаждение, которое происходит в картере двс. Это препятствует окислению рабочего продукта и преждевременному старению. По способу охлаждения масла можно выделить:
- Открытая вентиляция картера;
- Закрытая вентиляция картера.
При использовании открытой системы газы, образованные в картере, через отверстие выходят в атмосферу. Закрытая система направляет газ обратно в цилиндр двигателя для сжигания.
В некоторых конструкциях используется охлаждение масла с помощью радиатора. Сам процесс охлаждения происходит посредством обтекания радиатора воздухом, либо жидкостью.
Применение мокрого и сухого картера в комбинированной системе смазки
Комбинированная система наиболее популярна при создании автомобилей в современных условиях. Она подразумевает под собой подачу масла под давлением ко всем деталям и механизмам, которые наиболее остро в этом нуждаются, например, подшипники. Давление масла нагнетается при помощи масляного насоса. Все остальные детали смазываются масляной эмульсией.
В комбинированной системе конструктивно может быть применен различный вид картера:
- Мокрый картер.
- Сухой картер
Под мокрым картером подразумевается постоянное заполнение его маслом. Такой принцип используется на большинстве стандартных автомобилей. Его достоинством является простота и надежность. Однако, имеются и свои недостатки.
Например, при попадании топлива в смазку возможно образование масляной пены. Вместе с ней в систему будет попадать большое количество воздуха, тем самым, резко снижая давление и сводя работу системы смазки двигателя до нуля.
Дабы избежать таких неприятностей на некоторых автомобилях, применяется сухой картер. Принцип в том, что масло храниться в отдельном бачке и подается в систему из него. Таким образом, исключается возможность забора воздуха при образовании пены или падении уровня масла.
Преимущество этой системы: обеспечении стабильной работы двигателя при прохождении автомобилем препятствий с большим углом наклона, размеры силовой установки значительно уменьшаются в виду маленького размера картера, расход масла и его количество в двигателе уменьшается.
Элементы, системы смазки, её устройство и принцип работы
Основными элементами системы смазки являются:
- Картер с поддоном;
- Насос;
- Фильтр;
- Радиатор;
- Перепускные клапаны;
- Магистраль и каналы;
- Датчики.
Конструкция системы смазки для разных видов и типов двигателей различна и может существенно отличаться дрыг от друга наличием, или отсутствием тех или иных компонентов или систем.
- Поддон, это самая нижняя часть двигателя
Основная его задача хранить и охлаждать смазку. Кроме того, в его конструкции предусмотрены специальные перегородки, которые успокаивают волнение масла при движении автомобиля по неровностям.
Крепление поддона к картеру осуществляется болтами, между ними есть уплотнительная прокладка, предупреждающая утечку масла из силовой установки.
Для определения необходимого количества масла применяется щуп, на поверхности которого нанесены специальные метки.
- Насос, служит для перекачки масла из картера и создания масляного давления в каналах двс.
Возможна установка насосов различного типа, зависит от конструкции силовой установки. Наиболее популярны шестеренчатые и роторные насосы. Шестеренчатый насос может быть с внутренним или наружным зацеплением шестерен.
Подача масла в шестеренчатом насосе осуществляется с постоянным давлением, тогда как в роторном насосе давление можно менять. Давление масла в канале двигателя в зависимости от его конструкции может быть от 2-16 атмосфер.
- Фильтр очищает масло от механических примесей и нагара.
Благодаря этому, увеличивается срок службы силовой установки и масла. Кроме того, вбирая в себя мусор, он упрощает техническое обслуживание системы смазки. При замене масла обязательно надо заменить и фильтр.
- Радиатор охлаждает моторное масло.
Применение радиатора обусловлено целевым назначением мотора. Не все двигатели нуждаются в использовании такого прибора. В основном радиаторами оснащаются высоко оборотистые, и сильно нагруженные моторы.
Радиаторы бывают двух видов, с воздушным или жидкостным охлаждением. Принцип воздушного, обдув потоком воздуха при движении автомобиля. Именно поэтому такие устройства располагают в передней части агрегата, обеспечивая ему достаточное количество воздуха. Жидкостные радиаторы охлаждаются благодаря системе охлаждения двигателя.
- Перепускные, редукционные клапаны обеспечивают нормальное давление в системе смазки.
Задача клапана, сбросить излишек давления при его увеличении свыше установленной нормы. Для защиты устройств и элементов двигателя устанавливается несколько клапанов в конструкции. Например, в масляном насосе, фильтре и др. При засорении фильтра, дабы не застопорить работу двигателя и системы в целом, перепускной клапан пускает масло в обход ему.
- Магистраль и каналы представляют собой отверстия, для циркуляции масла.
Они располагаются внутри многих деталей двигателя и составляют систему подачи масла к трущимся элементам. Главная магистраль ведет от насоса к фильтру и имеет большее сечение, так же она подает смазку к подшипникам коленчатого вала.
- Датчики замеряют и передают показатели, необходимые для нормальной работы системы.
Основными показателями являются: давление, температура, уровень масла. Наиболее важные показания снимает датчик давления масла. При резком падении давления возможен сбой системы в целом, поэтому показания датчика выводятся на приборную панель.
Датчик давления устанавливается в центральной магистрали. В более современных моторах он передает показания компьютеру, или электронному блоку управления. В случае превышения необходимых показателей электроника полностью останавливает работу системы.
Система смазки, принцип работы
Основной принцип работы заключается в постоянной подаче масла ко всем трущимся деталям силовой установки, не зависимо от того, в каком режиме происходит работа в данный момент времени.
При включении двигателя, смазка, посредством насоса начинает циклически циркулировать в системе, проходя через фильтр, далее — по центральной магистрали попадает в масляные каналы блока цилиндров. Через них движение происходит к трущимся парам и деталям, максимально нуждающимся в смазке. Деталью, испытывающей максимальное трение, в двигателе служит поршневое кольцо.
Поэтому первым делом задача масла состоит в его смазке. Так же необходимо подать смазку к опорным подшипникам и кулачкам распределительного вала, коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала и .т.п.
Оказавшись в приводе газораспределительного механизма, масло попадает в головку блока цилиндров, где посредством разбрызгивания, смазывает коромысла, толкатели клапанов и всю систему головки блока цилиндров в целом.
Благодаря отверстиям в опаре шатуна масло оказывается на рабочей поверхности цилиндра и разбрызгивается на поверхность поршня и поршневые кольца. Это способствует смазке и охлаждению цилиндров и поршней, повышению ресурса двигателя и его компонентов.
Источник: http://AvtoDvigateli.com/detali/sistema-smazki.html
Система смазки двигателя – устройство и значение
Любой нынешний двигатель внутреннего сгорания не может обойтись без такой вещи как смазка. По-сути, если сравнивать двигатель авто с организмом человека, то это его сердце, следовательно смазка – это кровь. Система смазки двигателя играет ключевую роль в его работе, и дело не только в снижении сил трения.
Несомненно, смазка снижает коэффициент трения в узлах всего двигателя, но нельзя также забывать и о той теплоте, которая образуется при трении. При работе двигателя его подшипники скольжения нагреваются, при этом, если бы через них не циркулировало масло, они бы нагрелись до того, что двигатель бы попросту заклинил.
Нельзя также забыть и о том, что система смазки участвует в работе поршневой системы, ведь именно в этом месте сосредотачиваются максимальные силы трения. Цилиндры смазываются в двигателе с внутренней стороны, то есть со стороны картера. В одних двигателях это происходит при естественном разбрызгивании, а в других предусмотрены особые системы.
Составляющие системы смазки
Взглянув на любой двигатель внутреннего сгорания можно увидеть, что внизу у него прикручена некая емкость, в которой есть пробка. Эта емкость называется поддоном, а нужна она для хранения масла внутри двигателя.
Вообще нужен этот поддон не только для хранения масла, он выступает еще и в роли масляного радиатора. То есть здесь остывает горячее масло, стекающее с двигателя.
Если снять поддон, можно обнаружить масляный насос, зачастую его механизм очень прост и состоит из двух шестеренок. Отсюда смазка под большим давлением качается по маслопроводу через масляный фильтр в важные узлы двигателя.
Через коленчатый, распределительный вал, вал коромысел проходит канавка, то есть маслопровод системы проходит практически внутри важных органов двигателя. Выходит же масло в подшипниках скольжения, тем самым смазывая их и охлаждая. Если зазоры в подшипниках велики, соответственно давление падает, а как мы знаем, падение давления смазки – повод для капремонта.
Смазка поршневой двигателя
Вообще коленчатый вал зачастую находится прямо в масле, поэтому он не столь уж и сильно нуждается в смазке. А какая система действительно в ней сильно нуждается, так это поршневая.
Если бы поршневая система не смазывалась, ее бы температура возросла до того, что поршень бы просто заклинил.
В самых простых двигателях цилиндры смазываются от брызг, вращающегося на больших оборотах коленвала.
В более же серьезных двигателях цилиндры смазываются принудительно. Чаще всего на шатунах при этом размещают небольшое отверстие, его можно найти на нижней части шатуна, то есть на корпусе коренного подшипника.
Это отверстие уходит внутрь коренного подшипника и совпадает в определенные моменты там с отверстием для выхода масла на коленвале. В момент же этого совпадения двух отверстий из отверстия в шатуне под большим напором вырывается струйка масла, которая попадает прямо на цилиндр, тем самым смазывая его.
Таким образом система не сильно понижает давление и подает смазку только тогда, когда это нужно, то есть при положении поршня в ВМТ.
Как можно заметить, система смазки – это важнейшая из всех систем двигателя. Да, нам показывали, что двигатель может работать без масла на холостых, если смазать его подшипники синтетическим маслом.
Но по сути это просто рекламный ход, так как при увеличении оборотов никакая синтетика двигатель не спасет. К тому же, поршневая система устроена таким образом, что она поршень кольцами сам соскребает масло назад в двигатель, и если его не подать заново, гильзы будут сухими.
Чтобы двигатель служил верой и правдой долгие годы, нужно тщательно следить за качество масла и вовремя его менять.
Источник: http://tuningui.com/sistema-smazki-dvigatelya/