КАМАЗ-1221 Ш.А.Т.Л: российский беспилотный автомобиль
Российский автопроизводитель КамАЗ продемонстрировал первый беспилотный автомобиль: управление им осуществляется за счёт взаимодействия органов зрения, цифровых схем и навигационной системы.
Особенности беспилотного электробуса КАМАЗ
Новинка, презентация которой прошла в Татарстане, будет называться КАМАЗ-1221 Ш.А.Т.Л.
Российский беспилотный автомобиль может без участия человека останавливаться на специально предусмотренных остановках с целью посадки и высадки пассажиров (находясь внутри, они смогут самостоятельно выбирать дополнительные остановочные пункты и управлять открыванием дверей).
КАМАЗ беспилотник сможет ездить по дорогам с твёрдым покрытием, максимальная скорость ограничена 100 км/ч. В пробном заезде участие принял президент Татарстана, правда, электромобиль ехал не быстрее 10 км/ч (не исключено, что это было сделано специально с целью обеспечения безопасности высокопоставленного гостя).
Кузов авто сделан из композитных материалов, при изготовлении рамы использовались сплавы на основе алюминия.
Серийное производство
Для запуска процесса массового изготовления модели КАМАЗ-1221 необходимо, во-первых, добиться законодательных изменений (нужно, чтобы в законе чётко было прописано, что собой представляет подобный транспорт, каковы условия его эксплуатации и пр.), а во-вторых, провести тщательный анализ рынка с целью выявления спроса и поиска реальных клиентов: подобную информацию сообщил Ирек Гумеров, генеральный директор компании.
Исходя из вышесказанного, руководство завода планирует приступить к массовому производству не ранее 2021 года.
Со слов Алексея Гогиенко, заместителя генерального директора НИИ автотранспорта, большинство технических решений, которые будут использоваться на беспилотнике автобусе, уже применялись другими производителями при создании электромобилей. В частности, это касается функций управления и зрения. Но, как добавил специалист, технология всё равно нуждается в доработке и дополнительном тестировании.
Участие в работе по разработке электрического беспилотника помимо ПАО «КамАЗ» принимает Cognitive Technologies. При создании прототипа в качестве основы был применен КамАЗ-5350.
Электромобиль от стандартного авто станет отличаться наличием лидара, радаров, камер, систем связи и иной необходимой электроники.
Специально для возможности дистанционного управления грузовым автомобилем был спроектирован джойстик.
Правительство во главе с Дмитрием Медведевым обещало запустить в эксплуатацию участок дорог для использования беспилотного транспорта к 2022 году. Начиная с 2017 года, на эти цели регулярно выделяется существенная сумма от 600 млн. рублей и больше.
Источник - https://ev-avto.ru/novosti/kamaz-1221-shatl-rossiyskiy-bespilotnyy-avtomobil
КамАЗ выпустил свой первый беспилотный автомобиль (Видео)
Компания «КамАЗ» совместно с «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies выпустила свой первый беспилотный автомобиль и приступает к его испытаниям. Как сообщает пресс-служба автопроизводителя, тесты начнутся на следующей неделе на закрытом полигоне в подмосковном Ногинске.
Прототип построен на базе серийного КамАЗ-5350. От стандартной модификации модель отличается дополнительным оборудованием, благодаря которому грузовик может передвигаться без участия водителя. Речь идет о радарах, лидаре (активный оптический сенсор), видеокамерах, системах связи и прочей бортовой электронике. Также для грузовика с автопилотом был разработан джойстик для дистанционного управления. Монтаж оборудования на беспилотный КамАЗ завершился в мае этого года.
Серийное производство российского грузовика с автопилотом может начаться не раньше, чем через 2 года, сообщает пресс-служба КамАЗа. «В первых полигонных испытаниях будут заняты два автомобиля: беспилотник на базе серийного грузовика и обычный КамАЗ. Второй, стандартный грузовик, потребуется для имитации движения в колонне и других режимов», — передает пресс-служба заявление главного конструктора по инновационным продуктам ОАО «КамАЗ» Сергея Назаренко.На данном этапе инженеры приступили к разработке ПО, которое позволило бы беспилотному грузовику передвигаться в разных режимах: по заданному маршруту, в колонне и прочее. Также специалисты протестируют систему на возможность управления автомобилем только при помощи видеокамер и датчиков GPS/ГЛОНАСС без задействования радаров и лидара. Во время всех полигонных испытаний в кабине грузовика будет находиться водитель для подстраховки электроники.
Первичные инвестиции в проект составили 390 млн рублей. Средства были выделены Минобрнауки в рамках федеральной целевой программы. Общий объем средств, необходимых для организации и запуска полноценного серийного производства комплекса, Ускова оценила в 12 млрд руб.
, которые должны поступить в течение ближайших пяти лет. Помимо средств, полученных от Минобрнауки, проект должен поддержать Минпромторг и частные инвесторы. «Мы очень ждем поддержки на государственном уровне.
Недавно показывали наши разработки Дмитрию Анатольевичу Медведеву, он обещал оказать содействие», – отметила гендиректор Cognitive Technologies.
«Мы не ориентируемся на «умную» дорогу с хорошей разметкой и встроенными передатчиками. В перспективе нашу систему можно будет использовать на любых дорогах общего пользования», – говорит Ускова.
Глобальный проект КамАЗа по разработке беспилотных систем управления носит название «Авторобот» — его развивают в трех направлениях: SmartPilot, AirPilot и RoboPilot.
Первое заключается в разработке электронных помощников. В том числе, адаптивного круиз-контроля для российских грузовиков.
В рамках AirPilot будут созданы автомобили с дистанционным управлением, а RoboPilot подразумевает создание полностью автономной системы управления.
Источник - https://hyser.com.ua/tehnology/16586-kamaz-vypustil-svoj-pervyj-bespilotnyj-avtomobil
Корреспондент “РГ” стал пассажиром первых в России беспилотных авто
То, что машины без водителя смогут ездить по дорогам страны, еще пять лет назад сложно было себе представить.
Американский “Гугл-мобиль” – это что-то их, далекое, плохо совместимое с российскими дорогами, бездорожьем и сервисом.
Но тем не менее пока за рубежом беспилотная техника проходит испытания, у нас уже осуществляется разведка боем. Автомобиль без водителя перевозит пассажиров в одном из российских городов.
Такси без водителя заказывали?
Город Иннополис в Татарстане выбрали в качестве площадки для тестирования беспилотного такси не просто так: здесь низкий автомобильный трафик, новые дороги и немного пешеходов.
Соглашение между Татарстаном и компанией “Яндекс”, которая и запустила беспилотное такси, предусматривает, что оно будет бесплатным. В тестовой зоне города сейчас открыто пять точек посадки и высадки пассажиров.
Их разместили возле ключевых объектов Иннополиса: университета, стадиона, медицинского центра, жилого квартала “Зион” и административно-делового центра имени Попова, где расположен офис российской интернет-компании.
Продажи автомобилей в России выросли на 11%
Воспользоваться услугами беспилотника в Иннополисе смогут взрослые жители, которые дадут согласие на участие в тестировании. Желающий обращается в консьерж-сервис Иннополиса, подписывает бумаги на согласие в тестировании беспилотника и передает их в мэрию. После этого он получает возможность вызывать автомобиль со своего смартфона.
Работает такси ежедневно. Электронный водитель соблюдает все правила дорожного движения, пропускает пешеходов, умеет распознавать и объезжать препятствия, а при необходимости сможет экстренно затормозить. При этом во время тестирования в салоне постоянно находится инженер-испытатель, контролирующий исправность работы всех систем.
Как пояснил корреспонденту “РГ” директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей Артем Фокин, сейчас этот проект готов для работы везде, на любых дорогах. Есть только несколько проблем. Автомобиль собран не из автомобильных компонентов, поэтому требует ежедневной проверки.
Автомобильный компонент – это компонент, на который есть гарантия производителя, что он будет работать без вмешательства специалистов от одного планового техобслуживания до другого. Таких пока в природе не существует.
Но в компании есть инженеры, которые ежедневно проверяют и обеспечивают работу техники.
Вторая проблема – это отсутствие нормативных актов, которые регулировали бы перевозку пассажиров беспилотным транспортом. Поэтому такси сейчас работает по соглашению с Татарстаном в тестовом режиме и в тестовой зоне.
В качестве базового автомобиля Toyota Prius была выбрана не случайно. По словам Артема Фокина, это надежный автомобиль, в котором есть все необходимые электронные блоки управления, с помощью которых можно этим автомобилем управлять.
– Мы не устанавливаем дополнительные механические средства, мы не вмешиваемся в те модули, которые установлены производителем, – поясняет Фокин. – Мы с помощью электроники говорим машине повернуть – и она поворачивает. Говорим тормозить – и она тормозит.
КАМАЗу нужны умные дороги
Впрочем, технологии отечественных беспилотников сильно отличаются. Например, шаттл от КАМАЗа для безопасного беспилотного передвижения нуждается в развитии интеллектуальной транспортной системы.
Шаттлы этого автопредприятия уже тоже возили пассажиров. Например, в Казани на чемпионате мира. Но по прямой дороге, отделенной от остальных участников движения, – аттракцион для гостей.
Как пояснил корреспонденту “РГ” руководитель направления электрика и электроника проекта “Шаттл” Николай Мезенцев, автомобиль едет по некой своей 3D-карте. Он ее сам строит с помощью лидаров, установленных на крыше. Также у него в памяти должна быть карта.
Он накладывает одну на другую и понимает, где находится. Но карты занимают много памяти. Поэтому оптимальный вариант, чтобы автомобиль, подъезжая к новому участку, сам загружал новый кусок карты.
А откуда он ее будет загружать? Вот для этого и нужна развитая интеллектуальная транспортная система.
Есть специализированные протоколы связи, по которым автомобили и дорожная инфраструктура передают информацию друг другу. О пробках, о средней скорости, о ямах – о чем угодно. В том числе для беспилотной технологии передают локальные 3D-карты.
– Мы можем по какой-то локальной улице поездить и довести до того, что беспилотник будет там ездить идеально, – поясняет Николай Мезенцев.
– Но если автомобиль выедет из этой зоны, мы пока не можем гарантировать безопасности. Для идеальной работы беспилотника должна быть сумма технологий: наши технологии, технологии инфраструктуры и связи.
Но, кстати, связи, которая обеспечивает надежную коммуникацию, тоже пока никто не может предоставить.
Кстати, беспилотник “Яндекса” проехал от Москвы до Казани почти 800 км. Но при этом у него была загружена карта всего участка. Причем карта, выверенная накануне поездки.
Камера, радар, поехали
Беспилотники “Группы ГАЗ” тренируются пока на полигоне Березовая пойма в Нижегородской области. Там нанесена дорожная разметка, установлены светофоры, дорожные знаки, есть пешеходные переходы и есть другие участники движения. Также прототипы передвигаются по внутризаводскому маршруту. На дороги общего пользования не выезжают.
Первый российский автомобиль выставили на продажу за 140 млн рублей
ГАЗ представил на выставке сразу два прототипа. Первый оборудован четырьмя парами стереокамер. Они имитируют человеческое зрение и строят вокруг машины карту глубины. Она позволяет оценить расстояние до объекта.
Впереди обычная видеокамера, с помощью которой считываются дорожные знаки, разметка, распознаются другие участники дорожного движения и пешеходы.
Также для маневрирования и для понимания наличия объектов в ближнем диапазоне по периметру автомобиля установлены ультразвуковые датчики.
Для ориентации и привязки к маршруту используется два типа навигации. Высокоточная навигация работает в режиме поправок и обеспечивает точность до 1 см.
В случае потери связи со спутником в работу вступает инерциальная навигация, которая постоянно отслеживает скорость автомобиля по сигналам от датчика АБС, положение руля, также есть датчики, которые отслеживают крены кузова.
Так автомобиль понимает, происходит ли отклонение от маршрута или нет. Также инерционная навигация используется для удержания машины в полосе движения.
На втором прототипе уже сделано внешнее управление с помощью каншины рулевым управлением, интеллектуальной тормозной системой, тяговой установкой, трансмиссией и системами автомобиля. Его планируется оснастить лидаром, радаром в среднем диапазоне действий и камерой.
– Мы сейчас проводим исследования, какие наборы сенсоров лучше, – поясняет инженер “Группы ГАЗ” Валерий Филатов. – У камер есть недостатки при работе в тяжелых погодных условиях.
Как раз набор “лидар, радар и камера” помогает решить эту проблему. Но значительно удорожает машину. Еще также есть возможность размещения тепловизора.
Такой набор сенсоров позволит детектировать проезжую часть без разметки.
Насколько страшен беспилотник
Вокруг беспилотников не смолкают споры о его безопасности для окружающих. Напомним, что в свое время вице-президент одной из немецких компаний автопроизводителей заявил, что если машине придется выбирать, задавить пешехода или причинить неудобство пассажиру, то машина предпочтет первый вариант.
Также непонятно, как беспилотник будет реагировать на различные неожиданности, которые на дороге происходят сплошь и рядом. Например, с грузовика упадет незакрепленный груз, ребенок выскочит из-за стоящего автобуса, неожиданно перед машиной решит проскочить велосипедист. Всем помнится случай с беспилотным Uber, который сбил велосипедистку насмерть.
Но на все это разработчики лишь скептически ухмыляются. Перед машиной не стоит задачи защитить пассажира. Перед ней стоит задача не совершить столкновения с любым препятствием. Даже с тем, которое двигается с изменяемой скоростью, меняя траекторию.
Volvo представила автомобиль без руля и педалей
– Сделать что-либо внезапно для этой машины невозможно, – утверждает Артем Фролов. – Она определяет любой объект, а также его скорость и направление движения в радиусе 100 метров и оценивает изменение обстановки с частотой 50 раз в секунду. Неожиданно может быть для водителя.
Потому что он смотрел не туда, он был сконцентрирован на другом. У нас есть три типа сенсоров: радар, лидар и камеры. С их помощью мы определяем любой объект, его направление движения, скорость и возможность пересечения траекторий.
Если траектории могут пересечься, то машина предпримет все, чтобы этого не допустить.
Радар видит сквозь припаркованный автобус, определяет объект с определенной массой и с определенной скоростью, столкновения с которым необходимо любой ценой избежать. Поэтому ситуация, в которой ему придется выбирать, невозможна. Он предотвратит ее еще на стадии зарождения.
Ну и напоследок. До появления этой техники на дорогах осталось не так долго ждать. Эксперты рассчитывают уже на 2030 год. Сейчас уже между правительством Москвы, “Яндексом”, НАМИ и ГАЗом заключено соглашение на тему развития беспилотных транспортных средств. По всей видимости, скоро будут проводиться испытания на улицах столицы.
Остаются еще вопросы юридические. Беспилотный транспорт необходимо прописать в законах и нормативных актах, чтобы его легализовать. Но и здесь есть одна большая проблема: кто будет отвечать, если произойдет авария? Производитель беспилотника или его собственник? Кто компенсирует расходы на ремонт, если из-за какого-нибудь сбоя беспилотник поцарапает чужую машину?
Источник - https://rg.ru/2018/09/06/korrespondent-rg-stal-passazhirom-pervyh-v-rossii-bespilotnyh-avto.html
Есть ли российские беспилотные автомобили
Беспилотные автомобили уже творят революцию в США, Японии, Китае и странах Европы, и Россия – не исключение. Беспилотный бум коснулся каждого крупного игрока отечественного автопрома, ведь идея господства искусственного разума на российских дорогах никого не оставит равнодушным. Сегодня главные проблемы дураков и дорог с успехом решают беспилотники.
Беспилотные авто Яндекса
Компания Яндекс не отстает от западных разработчиков робокаров, и в мае 2017 года она представила свой собственный прототип такси-беспилотника.
Умный автомобиль без водителя за рулем легко подбирает пассажиров, совершает маневры на дорогах и объезжает препятствия. Все испытания проводились на закрытом полигоне, а тестирования на общественных трассах компания планирует провести уже в 2018 г.
Система автопилота – это уникальная разработка компании Яндекс: беспилотник может самостоятельно принимать решения, основанные на полученных данных от сервиса «Яндекс. Навигатор».
Этот ресурс аккумулирует информацию о пробках на дорогах, авариях, ограничениях скорости и т.д. В силиконовые мозги робокара интегрирована карта с навигацией, а за зрение и ориентацию в пространстве отвечает лидар Velodyne.
В 2017 году беспилотник от Яндекса показали президенту РФ Владимиру Путину.
Avrora Robotics: беспилотные вездеходы и тракторы
Компания-новатор в области разработок ПО и систем управления для беспилотников предлагает два довольно интересных продукта:
- 1. АгроБот – комплексная самоуправляемая система, которая включает модуль автоматизации трактора, диспетчерский центр и несколько вспомогательных систем. Беспилотный трактор, который справляется с сельскохозяйственными работами без физического участия человека.
- 2. МАРС А800 – уникальная робототехника с автопилотом, основное предназначение которой эвакуировать бойцов, подвозить боеприпасы и выполнять задания повышенной опасности на поле боя.
Кстати, компания Аврора – это трехкратный победитель соревнований автономных машин в России (по версии «Робокросс»). Сегодня основные управляющие элементы в разработках компании – это продукты NVidia, хотя инженеры утверждают, что вскоре беспилотную систему можно будет реализовать на компонентах отечественного производства.
Беспилотный автобус Шатл (НАМИ)
Пассажирский микроавтобус Шатл – это совместный и довольно успешный проект КАМАЗа и Научно-исследовательского центра НАМИ. Эта интеллектуальная транспортная система, которая обладает следующими характеристиками:
- Максимальная скорость 40 км/час, а при автономной езде этот показатель уменьшается до 15-20 км/ч.
- За навигацию, картографию и вычисления траектории отвечает Яндекс.
- В прототипе используется собственная разработка НАМИ и Камаза – литиево-ионный аккумулятор.
Автобус-беспилотник Шатл можно будет вызвать с помощью специального приложения (находится на этапе разработки). Транспорт на автопилоте определит оптимальный маршрут, согласно которому будет передвигаться и подбирать пассажиров на заданном направлении.
Беспилотный Камаз
Совместно с компанией Cognitive Technologies КАМАЗ представил первый российский грузовик, которым управляет искусственный интеллект. Серийное производство планируется на 2022 год, а пока системы проходят тестирования.
Что умеет «умный» грузовик:
- «Видеть» препятствия на дороге на расстоянии до 100 метров.
- Выполнять простые маневры – разворот, поворот, змейка.
- Передвигаться в автоколонне с соблюдением расстояний.
- Останавливаться перед помехами.
- Распознавать и понимать дорожные знаки и разметку.
- Ехать со скоростью до 60 км/час.
Весной 2018 намечен старт проекта «Караван» – беспилотным грузовикам предстоит совершить испытательный заезд по российским трассам.
Русская Matrёshka на колесах: беспилотные автобусы
Беспилотный модуль предназначен для коммерческой перевозки пассажиров и грузов. Разработкой занимается компания BMG («Volgabus») совместно с инновационным центром «Сколково». Проект имеет несколько приоритетных направлений:
- Выпуск «умного» пассажирского автобуса на 8-12 мест марки М2В8.
- Производство автономного модуля М2С6 по типу пожарных насосных систем, диагностических комплексов, мобильных накопителей энергии.
- Разработка открытых грузовых платформ М2 Platform для эффективной логистики.
Прототипы Матрешек тестируются на закрытых учебных полигонах в «Сколково», а вот на российских общественных дорогах эти отечественные беспилотники появятся не скоро. В планах разработчиков вывести автобус в рейс после 2018 года – к этому времени будет создана правовая база для соответствующей сертификации беспилотного транспорта.
Особенности:
- MatrЁshka отличается своей универсальностью: платформу легко адаптировать под пассажирский салон, грузовую емкость или коммунальную мобильную технику.
- При условии полной зарядки модуль сможет преодолеть до 130 км.
- Развивает скорость до 100 км/ч, но на автопилоте она ограничивается до 20 км/ч.
Беспилотные комбайны Ростсельмаш
Их появление на российских полях анонсировано на 2020 год. Разработки и испытания комбайнов-беспилотников ведутся в Татарстане, под руководством Cognitive Technologies. В 2017 году уже были проведены первые тестирования автономной сельхоз техники – искусственный интеллект отлично справился с уборкой низкорослого ячменя.
Единственный сенсор, который помогает роботу ориентироваться на поле, – это камера. Информация с нее отправляется в систему управления, которая и координирует действия комбайна – выстраивает траекторию движения относительно кромки поля.
Особенности:
- Погрешность при перемещении по полю около 5 см.
- Комбайн автоматически паркуется после выполненного задания.
- Стоимость техники в 3-4 раза ниже, чем цена западных аналогов, благодаря отсутствию в системе лазерных сканеров и датчиков.
Русским беспилотникам быть!
Судя по тем успехам, которых добились российские разработчики, вопрос будущего транспорта давно решен в пользу беспилотных систем. Уже в ближайшие 2-3 года будут разработаны серийные прототипы первых автономных грузовиков, автобусов и легковых беспилотников, а еще через год-другой с конвейера начнут съезжать автомобили на автопилоте.
Источник: https://bespilot.com/chastye-voprosy/est-li-rossijskie-ba
Первый российский беспилотный автомобиль
Первый российский беспилотный автомобиль
В начале следующего года российские производители планируют начать серийный выпуск транспорта с автоматическими системами помощи водителю. Речь идет о грузовиках и автобусах. Это первый шаг на пути к созданию в будущем настоящего беспилотника. Мария Кудрявцева проверила, насколько быстро автомобиль с искусственным интеллектом реагирует на пешехода.
– Машина едет, за рулем никого. Пока такое возможно исключительно на закрытом полигоне. К тому же на пассажирском кресле сидит оператор беспилотника и контролирует ход испытания. Вместо зрения у автомобиля навесные камеры, а радары распознают скрытые препятствия на дороге. И всю эту информацию анализирует искусственный мозг.
Мария КУДРЯВЦЕВА: Сейчас машина отрабатывает движение на небольшой скорости, но даже в этом случае уже за пятьдесят метров до человека, который вышел на дорогу, система предлагает водителю взять управление в свои руки, а если он этого не сделает, она сама останавливает машину. А вот как выглядит движение уже с места водителя. Автомобиль трогается по команде оператора и начинает выполнять движение вдоль конусов. Причем мне для этого делать ничего не нужно: ни на педали нажимать, ни руль держать. Руки свободны.
– Работу над искусственным интеллектом для беспилотников в компании Cognitive Technologies начали примерно десять лет назад.
Сейчас отрабатывают два режима: движение в пробке и на скоростных трассах, без помощи водителя.
По правилам, он все равно должен оставаться за рулем, но ему уже не придется постоянно следить за дорогой, а можно будет, к примеру, проверить почту или посмотреть фильм. Причем это будет универсальная система.
Василий ПОСТНИКОВ, генеральный конструктор компании по разработке программного обеспечения: Здесь мы обкатываем наши системы, которые не привязаны к конкретному автомобилю. Это практически конструктор. То есть мы взяли стандартную модель внедорожника и к ней подключили, собственно, систему компьютерного зрения и систему – ее сейчас модно называть системой искусственного интеллекта.
– Первый в мире серийный автомобиль с системой полуавтономного вождения выехал на дорогу в США примерно два года назад.
А уже этим летом власти Калифорнии объявили: более 80 тысяч километров дорог приспособят для движения беспилотного транспорта: на них нанесут специальную разметку.
Российские инженеры решили не изобретать беспилотный велосипед и сделали ставку на математику, то есть на возможность искусственного мозга.
Ольга УСКОВА, президент группы компаний по разработке программного обеспечения: Внешне он будет выглядеть вот так. Вот это и это – одно и то же, с точки зрения автомобиля.
Американцы пошли по пути усиления работы датчиков, ультразвуковых и лазерных. Это не математика, это “железо”. Наши дороги – снег, дождь, туман и так далее, – не позволят работать датчикам в полную силу.
Поэтому мы изначально сказали: вы как хотите, а наша задача – полностью имитировать работу мозга и глаз.
– На такую технологию будет спрос в тех странах, где не готовы перестраивать дороги под требования беспилотников. В основе искусственного мозга нейронные сети, их уже научили распознавать дорожные знаки или, к примеру, частично закрытых пешеходов, а также лучше видеть при резком перепаде света – когда беспилотник заезжает в тоннель или попадает в грозу.
Ольга УСКОВА: Шторм, удар молнии, гроза и так далее – это то, с чем западные системы просто не справляются, не работают. Распознавание знаков и так далее идет без потери качества. И когда иностранные эксперты это видят – ну, конечно, они хватаются за сердце, и у нас контрактный цикл сокращается до двух месяцев.
– Сейчас сотрудники технопарка уже не обращают внимания на этот необычный автобус без привычного лобового стекла и места для водителя. А в начале года тестовые рейсы по территории стали настоящей сенсацией. Это второй вариант развития беспилотных технологии, при котором систему не подключают к любому автомобилю, а создают с нуля новый вид транспорта, где нет места для водительского сиденья.
Мария КУДРЯВЦЕВА: Вот такой небольшой автобус на двенадцать человек разработан специально для движения по закрытым территориям: это могут быть аэропорты, парки или, как здесь, территория завода. Пока это опытная площадка, поэтому скорость движения всего три километров в час, но при желании автобус может разогнаться и до тридцати километров. Ну что ж, поехали.
– В компании Volgabus собрали уже пять таких автобусов-матрешек и еще столько же планируют выпустить до конца года. Причем основная идея – предоставлять услугу под ключ, с диспетчерским пунктом и сотрудниками.
Но для дальнейшего развития нужно внести коррективы в законодательство.
Генеральный директор Алексей Бакулин рассчитывает, что в следующем году беспилотники получат пропуск на закрытые территории не в тестовом, а уже в рабочем режиме.
Алексей БАКУЛИН, генеральный директор машиностроительного холдинга: Именно успех на закрытых территориях, именно доказательство того, что эта машина – а) эффективна и б) безопасна, – мы, конечно, будем иметь право выйти на дороги общего пользования. Мы сейчас прорабатываем эту историю с Дальневосточным федеральным университетом. Там как раз прекрасная возможность, на острове Русском, осуществить переход с закрытой территории на дороги общего пользования.
– Цель – сделать стоимость пробега беспилотника на 35-40 процентов дешевле, чем у обычного автобуса. Правда, пока показатель, наоборот, выше – примерно на 20 процентов. Но с каждым месяцем этот разрыв сокращается.
Алексей БАКУЛИН: Мы начинали как все. Мы работали с какой-то допотопной колхозной технологией. Но стоила машина двадцать миллионов рублей. Сейчас мы смогли снизить стоимость автобуса практически до 9 миллионов. Но это включает в себя оператора, который будет сопровождать машину в течение всего года, диспетчерский пункт и сервисное обслуживание.
– Все дело в цене, – подтверждают и потенциальные покупатели беспилотников. Например, сервисы поминутной аренды автомобилей – каршеринг.
Как подсчитали в одной из таких компаний, после появления автопилотов в их парке расходы могут сократиться примерно на треть, а спрос на прокат машин, напротив, вырастет. Поэтому и услуга для клиента, скорее всего, подешевеет.
Но произойдет все это, по прогнозам, только после 2020 года, когда снизится стоимость самих беспилотных технологий.
Станислав ГРОШОВ, заместитель генерального директора каршеринговой компании: Цены начинаются от 35 тысяч долларов.
Учитывая то, что это транспорт, который должен быть доступным для любого жителя города, при такой стоимости каршеринг будет экономически невыгоден для компании-оператора.
Поэтому мы надеемся, что в ближайшее время стоимость беспилотника, самого оборудования беспилотника снизится до 5 тысяч долларов.
– А вот сервисы такси явно не собираются так долго ждать. Примерно год назад первый тестовый автопилот запустил Uber в американском Питтсбурге. Но его на несколько недель опередлила сингапурская nuTonomy. В конце сентября компания Yandex представила президенту Владимиру Путину свой беспилотник.
Но подробности проекта компания пока не раскрывает. А игроки рынка оценивают снижение расходов агрегаторов такси почти на 40 процентов за счет перехода на автопилот. Сегодня ежедневная выручка одной машины в Москве – 7-8 тысяч рублей, из которых почти 50 процентов – зарплата таксиста.
Еще одна причина экономии – автомобили будут меньше времени проводить в пробках.
Илья ЕКУШЕВСКИЙ, основатель онлайн-сервиса продажи билетов на автобус: Когда мы говорим о коллективном разуме, когда автомобили могут делиться опытом друг с другом, – я думаю, конечно, они могут договориться с собой в пробке.
– Но это сработает, только если беспилотники будут перемещаться по выделенной полосе, говорят эксперты. На одной дороге с обычными автомобилями им будет тесно.
Альберт ЕФИМОВ, главный эксперт по робототехнике фонда “Сколково”: Если одна машина едет медленно, мы можем ее обогнать, иногда даже чуть-чуть нарушив сплошную – какой-нибудь трактор.
Беспилотник вообще не может так сделать, потому что он с точностью математической следует правилам. Это означает, что средняя скорость движения может упасть в результате того, что двигаются беспилотники.
Она по-настоящему возрастет, только когда вокруг вообще будут все беспилотники.
– Движение по выделенной полосе конвоем идеально подходит для коммерческих или пассажирских перевозок.
В “Группе ГАЗ” еще с 2010 года разрабатывают универсальную технологию для всей линейки предприятия – и для автобусов, и для грузовых фургонов.
Сейчас на полигоне, который имитирует движение в городе – с разметкой, знаками и светофором, – практически каждый день обучают вождению вот этот электромобиль, один из трех тестовых беспилотников в парке.
Евгений СУДАРСКИЙ, руководитель проектов инженерного центра автоконцерна: Нейросеть требует обучения. Даже в работе сейчас на закрытых территориях, на которых мы находимся, требуется обучение автомобиля. Потратили два часа на то, чтобы автомобиль научить распознавать, что это все-таки тень, а не какое-то препятствие на его пути.
– Четыре пары стереокамер по периметру – это зрение автомобиля и единственное внешнее оборудование. Вычислительные мощности спрятаны внутри, и именно они позволяют распознавать знаки, видеть препятствия и останавливаться на красный сигнал светофора.
Автомобиль полностью отечественного производства, программное обеспечение – тоже российская разработка. А вот зрение, интеллект – импортные технологии.
Поэтому за счет уменьшения количества оборудования конструкторам уже удалось снизить себестоимость фургона на несколько тысяч долларов, а в будущем они планируют и вычислительные мощности перенести из машины в облако.
Евгений СУДАРСКИЙ: От этого выиграют все: и потребители – потому что машина станет дешевле, и производитель – потому что себестоимость автомобиля снизится и возрастет количество беспилотных автомобилей, и поставщики широкополосного интернета 4G.
– В этом году на развитие беспилотных грузовиков примерно 400 миллионов рублей собирается потратить другой производитель – КамАЗ.
Разработку с Cognitive Technologies начали в 2015 году и уже в 2018-м планируют выпустить первый серийный грузовик с системой помощи водителю. Ну а полностью беспилотный КамАЗ может появиться к 2025 году.
Его стоимость по сравнению с обычной машиной вырастет не больше чем на 15 процентов обещают конструкторы. При этом сэкономить за счет новых технологий можно будет куда больше.
Данил РУДАКОВ, основатель и генеральный директор онлайн-сервиса грузоперевозок: Сейчас фура с водителем или даже с двумя водителями из Екатеринбурга, например, в Москву или из Москвы в Екатеринбург едет несколько дней – три, два дня. Беспилотный грузовик приедет за одни сутки.
Это окажет огромное влияние на продовольственные цены, потому что сейчас, покупая пакет молока, вы платите за логистику, вы платите, потому что зарплата у водителя, вы платите долгий срок доставки, вы платите стоимость товарных запасов, кредиты, которые используют дистрибуторы, чтобы эти запасы пополнять.
– Те же самые разработчики подготовили искусственный мозг не только для КАМАЗа, но и для комбайна. Точнее, для агробота. Первые испытания в полях прошли этим летом в Ростовской области. Стоимость оборудования в 3-4 раза меньше, ведь в отличие от зарубежных аналогов здесь используется всего одна камера. При этом качество работы выше.
Ольга УСКОВА, президент группы компаний по разработке программного обеспечения: Это тоже такой был прорыв, когда система смогла работать с очень низкими посадками. Все иностранные системы видят, начиная где-то с 50-60 сантиметров. Наши смогли настроить нейронные сети таким образом, что уже на высоте 20-30 см, то есть вот это вот та самая рожь, уже можно обрабатывать поля.
– Сейчас у российских разработчиков искусственного мозга семь контрактов, из которых только два с отечественными производителями. География остальных – Германия, США и Япония. Цель – вывести на рынок стопроцентный автопилот.
Ольга УСКОВА, президент группы компаний по разработке программного обеспечения: Здесь такая тема, так называемое интуитивное мышление человека.
Вот еще ничего не произошло, но он просто видит, что девушка справа лезет в сумочку за помадой.
Это так называемая интуитивная реакция очень опытного водителя, когда он предсказывает возможную ситуацию, которая будет через несколько секунд. Вот этой темой по предсказаниям мы сейчас заняты.
– У Ольги Усковой был выбор – инвестировать в электронную коммерцию или в беспилотные технологии для транспорта. Выбрала второе, потому что сама примерно двадцать лет назад пережила автокатастрофу. Возможно, если бы уже тогда у машины был искусственный мозг, аварии удалось бы избежать.
Илья ЕКУШЕВСКИЙ, основатель онлайн-сервиса продажи билетов на автобус: Большинство аварий происходят именно из-за человеческого фактора. И внедрение беспилотных средств позволит снизить, по прогнозам, даже до 70 процентов можно снизить количество ДТП, притом что количество беспилотных автомобилей в мире достигнет больше 50 процентов.
– Однако и в истории беспилотного автомобиля Tesla уже есть авария со смертельным исходом. Во время расследования звучали разные версии – и превышение скорости, и сложность распознавания белого прицепа на фоне светлого неба.
Однозначно можно сказать одно: автомобиль ехал на автопилоте и искусственный разум не справился.
Пока разработчики продолжают испытания, а эксперты говорят: перед запуском беспилотником в свободное плавание надо прописать в законе, кто несет ответственность в случае аварии.
Альберт ЕФИМОВ: Если в обычном ДТП всегда из двух сторон кто-то да виноват – мы через ГИБДД это определяем, через суд, правила дорожного движения и все такое, то в этом случае мы точно не знаем, кого на самом деле винить. Мы должны винить производителя автомобиля, мы должны винить производителя программного обеспечения, мы должны винить человека, который поставил не ту задачу, или вообще кого-то еще?
– Один из вариантов – чтобы эти риски брали на себя страховые компании. Сейчас полис КАСКО – в списке главных источников прибыли в этом бизнесе. Однако развитие беспилотного транспорта может больно ударить по карману страховщиков.
Аварий станет меньше, а значит, сегодняшний вариант КАСКО мало кого заинтересует. Но эти вопросы бизнес будет решать уже после успешного выхода беспилотников на закрытые территории.
По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, Россия покажет собственные умные автомобили на чемпионате мира по футболу в следующем году. А значит, до масштабной премьеры осталось примерно восемь месяцев.
Источник: https://wps.ru/articles/transport/avto/pervyj-rossijskij-bespilotnyj-avtomobil/
Беспилотные автомобили. КамАЗ, ШАТЛ, НАМИ в России
Современный мир нельзя уже представить без автомобилей, а ведь прошло только чуть более ста лет после того, как появился первый автомобиль. Но сегодня они так прочно вошли в жизнь человека, что в случае одномоментного исчезновения всех машин на земле, людям заново придётся учиться ходить пешком.
Хотя все автомобили, по функциональному предназначению, можно отнести к транспортным, специальным и гоночным видам, их разнообразие на рынке велико. Они отличаются по типу кузова, комфорту, дизайну, грузоподъёмностью, вместимостью и т. д. Производители готовы удовлетворить любые запросы, и продать автомобиль на все случаи жизни.
Они так совершенны и удобны, что кажется дальнейшее их развитие не представляется возможным. Но автопром находит новые ниши для собственного развития, чтобы расширить круг потенциальных покупателей. Машины становятся беспилотными, более роскошными, гораздо комфортными и надёжными, по сравнению с прежними моделями.
И нет предела их совершенства.
Происходящая технологическая революция, только ускоряет развития мирового автомобилестроения. Появляются новейшие интеллектуальные технологии в беспилотных транспортных системах, а также создаются новые композитные материалы, обладающие запредельными, для понимания обычного обывателя, свойствами. В этом плане следует ожидать дальнейшее изменение конструкций, и снижение веса автомобилей.
В рамках борьбы с глобальным потеплением, во всём мире, с каждым годом пересматриваются в сторону ужесточения экологические требования, и вводятся новые стандарты допустимых уровней токсичности, двигателей внутреннего сгорания.
Это вынуждает автопроизводителей к поиску новых, базовых подходов в создании экономичных электромобилей, обладающих меньшим потреблением топлива без потери в мощности и динамических характеристик.
Ранее принятые направления и способы вроде установки турбин, снижения веса и оптимальной настройки двигателя, практически исчерпали собственный потенциал для снижения потребления топлива, и увеличения ресурса автомобиля.
В этом плане, более перспективным решением, стало создание гибридных установок, которые сегодня широко применяются в автомобилестроении. Успешность и надёжность таких установок – такова, что усилия производителей направлены на создание наибольшего количества электромобилей и беспилотных автомобилей, и эта тенденция будет только усиливаться в будущем.
Беспилотные автомобили в России: развитие Self Driving Cars технологий
С ростом благосостояния людей, а также появление современных технологий, обеспечивающих снижение производственных издержек, привело к увеличению числа беспилотных автомобилей на российских дорогах. В связи с этим, начали возрастать и требования к безопасному вождению.
Для снижения числа автокатастроф по вине человека, проводятся кропотливые работы по разработке беспилотных автомобилей. В настоящее время уже не кажутся фантастическими машины, оснащённые системами автопилота, для избавления человека от управления автомобилем.
Данные технологии ещё не совершенны, они требуют доработки. Ещё пройдёт немало времени, прежде чем беспилотники, будут оснащены этими системами. Но это направление является перспективным, и безусловно, получит дальнейшее развитие беспилотных автомобилей в России.
Нельзя забывать, что беспилотный автомобиль будет являться не просто средством передвижения человека, но и техникой его своевременной доставки. Многочасовые пробки стали столь привычны, что стали естественной причиной объяснения опоздания.
Но видимо, скоро человечеству придётся искать другую причину непунктуальности. В современное время, многие автоконцерны вкладывают деньги в разработку и создание летающих автомобилей.
В настоящее время, существуют несколько экспериментальных видов, над которыми работают автопроизводители.
И хотя массовый переход на летающие автомобили в ближайшее будущее маловероятен, но можно надеяться, что они доведут свои проекты до конца. В России функционирует уже несколько компаний, занимающихся разработкой беспилотных автомобилей.
Беспилотный автомобиль КамАЗ
Технологии беспилотного автомобилестроения в России очень скоро сравняются с технологическим уроавнем США и центральной Европы. В России разработкой беспилотных автомобилей занимаются не мало предприятий.
Одно из самых массовых и передовых автомобилестроительных концернов является Камский Автомобильный завод в Набережных Челнах — ПАО «КАМАЗ». В предприятии уже давно ведется разработка отечественных технологий в сфере беспилотников.
ПАО «КАМАЗ» соместно с ФГУП «НАМИ» ведет огромную работу по созданию небольших беспилотных автобусов (ШАТЛов) для передвижения по закрытым территориям — далее расскажем более подробно.
В 2016 году КамАЗ представил всему миру свои первые умные беспилотные автомобили, которые сделаны на базе серийных грузовых ТС. Конечно, запускать в серийное производство беспилотники еще нельзя — не готова нормативная база для «умных» автомобилей на территории РФ. Но как принято во всем мире, начинать нужно с малого, а именно: разработкой ADAS.
Первой ступенью создания беспилотного автомобиля является разработка системы активной помощи водителю — ADAS (Advanced Driver Assistance Systems), задачей которой является исследовать окружение движущегося автомобиля и помогать водителю в управлении ТС, подсказывать о намерении движения находящихся вокруг автомобилей и пешеходов, распознавание дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных ограждений.
Немаловажной задачей является разработка системы сегментации дорожной сцены — иными словами, разделение проезжей части на «зону для движения» и «зону невозможного движения». Одной из самых первых функций, которую применили автопроизводители на серийных автомбоилях оснащенных ADAS системой:
- Предупреждение о возможном столкновении с автомобилями, велосипедистами, байкерами и пешеходами,
- Пассивный круиз-контроль,
- Адаптивный круиз-контроль,
- Распознавание дорожных знаков и уведомление о превышении текущей скорости автомобиля,
- Распознавание дорожной разметки и удержание автомобиля в полосе движения,
- Функция поддержания расстояния до впереди-идущего автомобиля с перестроениями по полосам движения,
- Контроль «слепых зон» — уведомление водителя о нахождении чего-либо в зонах автомобиля, недоступных глазу водителя даже при помощи зеркал заднего вида.
Беспилотный автомобиль НАМИ — ШАТЛ
Государственный Научный Центр РФ «НАМИ» еще с 2012 года занимается разработкой беспилотных технологий на автомобильном транспорте.
Пожалуй, ни у одной организации в России нет столько опыта в разработке и тестировании встроенных беспилотных систем, сколько опыта есть у ФГУП «НАМИ».
На базе ГНЦ «НАМИ» разработаны десятки встроенных автономных систем, позволяющих автоматизировать практически любые ТС — легковые, грузовые, пассажирские.
У ФГУП НАМИ есть даже свой собственный автополигон — в г. Дмитров Московской области, на котором постоянно проходят испытания автомобилей, оснащенных беспилотными функциями и подсистемой ADAS.
Основными тестируемыми транспортными средствами являются серийные автомобили марки «Лада» и автомобили собственной разработки «ШАТЛ» (Широко Адаптивная Транспортная Логистика).
Автомобили «ШАТЛ» уже курсируют по закрытой территории ФГУП «НАМИ» в г. Москва, проходя ежедневные ездовые испытания.
В мае 2018 года один из автомобилей «ШАТЛ» (совместная разработка с ПАО «КАМАЗ» был представлен публике на открытии Крымского моста, соединяющем Тамань и Керчь):
Источник: https://avtofun.ru/art_bespitolniy_avtomobil.php
Беспилотный проект «КАМАЗ»:
Автор: Прогресс Технологий 25.09.
2017 1561 Просмотров
Около двух лет назад представители крупнейшего отечественного производителя грузовых машин — ПАО «КАМАЗ», входящего в госкорпорацию Ростех — вместе со своими партнерами, компаниями Cognitive Technologies и «ВИСТ Групп» , провели на трассе закрытого полигона в подмосковном Ногинске первые в истории российского автомобилестроения испытания беспилотного грузовика… С тех пор беспилотный проект «КАМАЗ» получил дальнейшее развитие: наряду с созданием грузового автомобиля с системами автономного движения получила дальнейшее развитие разработка самих систем как аппаратной, так и программной частей.
Напомним, именно специалистами «КАМАЗ» совместно с партнерами предприятия был собран первый прототип авторобота — грузовик КАМАЗ-5350 с системой автономного и дистанционного движения, способный управляться дистанционно, выполнять движение в колонне, автономное движение по заданному маршруту, а также совершать экстренное торможение при внезапно возникшем препятствии (так называемое ADAS торможение). Разработаны алгоритмы технического зрения, способные распознавать автомобили. Пешеходов, животных, дорожные знаки и разметку с точностью до 85% – на сей дей это один из лучших показателей в мире.
Кроме вышеназванных партнеров в совместной работе принимают участие научные сотрудники Кзанского Федерального Университета.
Помимо дорожного грузовика также разрабатываются проекты создания беспилотных транспортных средств для логистических (внутризаводских) перевозок и горнорудных работ — при этом в каждом из случаев стратегически важной является разработка самих систем, как аппаратной, так и программной частей.
Что касается затрат на разработку беспилотных транспортных средств и их систем, вместе с ПАО «КАМАЗ» из несет и государство, в частности — Министерство образования и науки Российской Федерации.
Собственно, система распознавания для «КАМАЗ» и была разработана компаниями-партнерами в рамках государственного проекта.
Отметим, что уже в своем первоначальном виде она распознавала объекты на дороге близко к уровню человека — и с тех пор сильно добавила.
Особое внимание было уделено инструментам киберзащиты для систем автономного автомобиля — ведь в случае не отраженной кибератаки беспилотный грузовик может мгновенно превратиться в убийцу на дороге.
Что касается систем навигации для беспилотного грузовика, здесь «КАМАЗ» отдал предпочтение отечественным разработчикам, предлагающим технические решения, приемлемые по цене и качеству.
Интересно заметить, что для беспилотного автомобиля отечественные дороги, мягко говоря, далеко не лучшего в мире качества, и суровые российские условия эксплуатации техники являются, с одной стороны, серьезным вызовом, с другой — мощным драйвером развития.
Создав безотказную и качественную систему для России, специалисты «КАМАЗ» и их партнеры волей-неволей создадут одну из самых качественных и надежных систем такого рода во всем мире, пригодную для использования не только на дорогах общего пользования, но и на бездорожье, складских и сельских дорогах и дорогах с плохой проходимостью. При этом в перспективе развитие направления беспилотных автомобилей требует новых дорог и новой инфраструктуры, позволяющей поддерживать необходимые связи на всей протяженности пути — как в европейской части страны, так и в Сибири и на Дальнем Востоке.
Нужно особо отметить, что сегодня в России движение беспилотных автомобилей по дорогам общего пользования не разрешено (допускается лишь применение активных и пассивных систем помощь водителю) — тогда как в некоторых странах, например, в Финляндии, ограничений для эксплуатации автономных транспортных средств не существует.
Российский рынок автономных автомобилей пока находится на стадии зарождения — однако в будущем, с развитием беспилотного транспорта такая ситуация рискует обернуться проблемой для разработчиков — и поэтому уже сегодня требует консолидации всех заинтересованных сторон для последующего изменения существующей на этот счет законодательной базы.
По большому счету, беспилотники на дорогах — это кардинальный поворот, требующий переформатирования всей отрасли перевозок, законодательства. мышления власти и общества.
Вместе с тем грядущие перемены связаны с улучшением условий труда водителей, которые постепенно становятся диспетчерами и операторами транспортных средств.
И, конечно же, само качество и культура автоперевозок выйдут при этом на принципиально новый уровень.
Интерес к автономным автомобилям во всем мире и в России в частности сегодня необычайно велик.
При этом главным препятствием на пути реализации разработок этого рода является технико-этический барьер: человечество пока не готово до конца воспринять отсутствие водителя за рулем движущегося автомобиля — даже вопреки тому факту, что изначально системы автономного движения и были созданы для снижения количества ДТП и летальных случаев на дорогах. Впрочем, похожие предубеждения возникали в начале каждого нового технологического уклада — и в дальнейшем люди постепенно принимали инновации и спустя какое-то время уже с трудом представляли без них свою жизнь.
Новый прототип грузовика с отечественной системой помощи водителю специалисты «КАМАЗ» готовятся представить в будущем, 2018 году.
Источник: https://proteh.org/articles/25092017-bespilotnyj-proekt-kamaz/