Возможные неисправности рулевого управления
Одной из значимых систем, отвечающих за безопасность транспортных средств, является рулевое управление. Поэтому, возникновение любой неисправности рулевого управления значительно затрудняет, либо и вовсе делает невозможным нормальную эксплуатацию автомобиля.
Ведь назначение узла заключается в поддержании постоянного контроля над транспортной техникой во время движения, в не зависимости от ее скорости и состояния покрытия дороги.
Говоря проще, рулевой узел изменяет траекторию движения машины благодаря воздействию на переднюю колесную пару.
Очень важно знать конструкцию и назначение основных элементов системы, чтобы вовремя диагностировать неполадки и найти способы быстрого их устранения. При различных неисправностях в системе рулевого управления нарушается баланс движения, и восстановить его возможно лишь выполнив ремонт.
Особенности системы управления транспортных средств
Основными деталями узла являются его привод и механизм. Также в конструкцию включено еще несколько дополнительных элементов.
Например, гидравлический или электрический усилитель передачи крутящего момента на колеса.
В основном он является частью конструкции рулевой системы большегрузных транспортных средств, и в последнее время устанавливается на абсолютное большинство современных моделей легковых авто.
Его наличие помимо дополнительного комфорта во время вождения автомобиля, обуславливается еще и появлением дополнительных неисправностей в рулевом управлении, в случае некорректной работы или выхода усилителя из строя. Главной проблемой гидроусилителя руля является потеря герметичности его системы. Поэтому очень важно постоянно контролировать этот узел.
Что вызывает неисправность системы рулевого управления?
Можно выделить несколько причин, из-за которых случаются повреждение элементов системы управления транспортными средствами:
- плохое дорожное покрытие;
- пренебрежения рекомендациями производителя (игнорирование регламентными сроками обслуживания, использование рабочей жидкости плохого качества в ГУР и т. д.);
- постоянные перегрузки;
- неправильная эксплуатация усилителя.
Помимо этого, возможные неисправности рулевого управления, проявляющиеся в плохой динамике управления транспортным средством, могут быть вызваны неправильной балансировкой автомобильных колес, нарушением параметров развал-схода, повреждением деталей подвески, износом покрышек и неправильным давлением в них.
Также необходимо обратить внимание на геометрию кузова. Например, после незначительных ДТП может немного согнуться лонжерон, при этом владелец автомобиля может об этом не знать, а списывать все на неполадки в системе рулевого управления. Поэтому, крайне важно следить за состоянием кузова и элементов подвески транспортного средства и поддерживать их все время в исправном состоянии.
Несмотря на идентичность поведения автомобиля, различают различные неполадки в системе рулевого управления. Перечислим главные из них:
- Люфт рулевого колеса (руль может люфтить в любую сторону).
- Выработка элементов рулевой системы, в результате чего они выходят из строя.
- Заедание руля, либо слишком затрудненный его ход.
- Неисправность ГУР или ЭУР.
Описанные проблемы препятствуют комфортному управлению транспортным средством и создают реальную угрозу безопасности движения. В связи с этим, их необходимо устранять в срочном порядке. Люфт руля является одной и наиболее распространенных неисправностей системы.
Зачастую его вызывают: износ червячной передачи, втулок, маятникового рычага или его кронштейна, плохое крепление картера. Установить причину люфта можно как при визуальном осмотре рулевого управления, так и при движении.
Также в определении местоположения причины люфта руля поможет его скрип при вращении.
Что касается гидроусилителя, то на современной автомобильной технике этот узел имеет надежную конструкцию, и при правильной эксплуатации отличается продолжительным сроком функционирования.
Даже если ГУР выйдет из строя, машина все равно останется управляемой, правда для поворотов руля придется прикладывать определенные усилия.
В основном неисправности гидроусилителя вызваны неправильным уходом за ним, в результате чего возникает разгерметизация его системы, ослабление натяжки или обрыв ремня.
Признаки неисправности рулевого управления
О появлении проблем в системе управления транспортным средством сигнализируют следующие внешние и косвенные признаки:
- возникновение стуков и шумов при повороте рулевого колеса. При этом они могут раздаваться как в области рулевой колонки в салоне, так и в подкапотном пространстве в области передней колесной пары;
- значительно увеличенный свободный ход руля либо его затруднительное вращение (в некоторых случаях и вовсе невозможно повернуть «баранку»), проявление биения;
- некорректная работа усилителя. Шум в области его расположения;
- разгерметизация системы ГУР.
Что касается последнего пункта в списке, то потеря герметичности узла проявляется несколько иначе.
В отличие от течи жидкости в системе охлаждения, разгерметизация ГУР не проявляется наличием маслянистых луж под автомобилем. Определить протечку жидкости можно лишь при тщательном визуальном осмотре гидроусилителя.
Разгерметизировавшийся элемент будет покрыт небольшим количеством влаги, которое по внешнему виду напоминает запотевание.
Для поддержания узла в исправном состоянии и предотвращении серьезных поломок, которые потребуют проведения продолжительных и дорогостоящих ремонтных работ, необходимо проводить своевременное техническое обслуживание рулевого управления. При отсутствии определенных знаний и навыков, в этом помогут специалисты сервисного центра.
Источник - https://automorum.ru/sistemy-avtomobilya/rulevoe-upravlenie/neispravnosti-rulevogo-upravleniya.html
Появился люфт в руле. Люфт руля и другие поломки системы управления автомобилем. Регулировка люфта рулевого колеса
Лишний раз говорить о том, какую роль играет в автомобиле рулевой механизм
, наверное, не имеет смысла. Даже непосвященному понятно, насколько важно для любого транспортного средства рулевое управление
.
Это неотъемлемый элемент автомобиля, который стоит в одном ряду с мотором, колесами и топливной системой.
Неисправности рулевого управления
нередко становятся причиной многих серьезных и больших неприятностей для автомобилистов.
Эта система проста, с несколькими движущимися частями, которые могут быть изношены или смещены, поэтому его действие является точным. Универсальный шарнир в рулевой колонке позволяет подключаться к стойке без неудобного поворота рулевого колеса. В основании рулевой колонки имеется червячная передача внутри коробки.
Червь представляет собой резьбовой цилиндр, как короткий болт. Представьте себе поворот болта, который держит на нем гайку; Гайка двигалась вдоль болта. Точно так же вращение червя перемещает все, что угодно, в свою нить.
В зависимости от конструкции движущаяся часть может быть сектором, штифтом или валиком, соединенным с вилкой, или большой гайкой.
При управлении червяком и штифтом червь перемещает рычаг качания посредством привязки, соединенной с вилкой. Система гайки имеет затвердевшие шарики, проходящие внутри резьбы между червяком и гайкой. Когда гайка перемещается, шары выкатываются в трубку, которая возвращает их к началу; Он называется системой рециркуляционного шара.
Учитывая большую значимость этого узла автомобиля, необходимо уделять ему должное внимание и постоянно следить за тем, в каком состоянии находится рулевой механизм
, а в случае необходимости немедленно производить ремонт рулевого управления.
Ни в коем случае нельзя затягивать или игнорировать даже самые, на первый взгляд, незначительные отклонения, поскольку даже они могут стать причиной весьма серьезных и плачевных последствий.
Червь перемещает рычаг качения, связанный стержнем трека, с рулевым рычагом, который перемещает ближайшее переднее колесо. В рулевом управлении с рециркуляционным шариком нить между червяком и гайкой заполнена шарами.
Центральная тяга тянется к другой стороне автомобиля, где она связана с другим передним колесом с помощью другого штанги и рулевого рычага. Вращающийся продольный рычаг удерживает дальний конец центрального стержня.
Система рулевого управления имеет много движущихся частей, поэтому она менее точная, чем система стойки, и там больше места для изнашивания и перемещения.
На тяжелом автомобиле либо рулевое управление тяжелое, либо оно неудобно низкооборудовано – рулевое колесо требует много поворотов от замка к замку.
Не требует каких-то спец-инструментов, для этого достаточно будет лишь иметь:
1. Динамометр;
2. Штангенциркуль;
3. Ну, и стандартный набор инструментов.
Если вы готовы, предлагаю приступить диагностике и регулировке рулевого механизма
1. Прежде всего, необходимо проверить люфт рулевого колеса
. Для тех, кто не в курсе, объясню, что такое рулевой люфт
. Под этими словами имеется ввиду расстояние, которое руль преодолевает “свободно” до момента начала поворота колес. Задача заключается в том, чтоб измерить люфт рулевого колеса
при помощи ранее приготовленного штангенциркуля.
Для того чтобы сделать это, необходимо зафиксировать его на весу в нижней или верхней позиции рулевого колеса
. После этого следует сделать контрольную метку и сопоставить с ней начальную точку отсчетного механизма штангенциркуля. Рулевое колесо
следует вывернуть до противоположной точки люфта.
Затем нужно развести измерительное плечо, установив его на отмеченную ранее контрольную метку.
Тяжелая передача может быть затруднительной при парковке в замкнутых пространствах. Проблема в том, что рулевое управление с усилителем преодолевает проблемы. Двигатель управляет насосом, который подает масло под высоким давлением в стойку или рулевое управление.
Клапаны в рулевой рейке или коробке открываются всякий раз, когда водитель поворачивает колесо, давая масло в цилиндр. Масло работает поршнем, который помогает толкать рулевое управление в соответствующем направлении.
Как только водитель перестает поворачивать колесо, клапан закрывается, и толкающее действие поршня останавливается.
Теперь что касается допусков люфта.
Оптимально допустимым принято считать рулевой люфт
значение которого не превышает 35 мм, в случае если это значение больше – необходима регулировка рулевого управления, если не произвести ее вовремя, то вскоре автомобилю потребуется ремонт рулевого управления
.
2. Регулировка рулевого управления
осуществляется посредством настройки винтов дополнительного усиления карданных шарниров, которые есть на рулевом валу. Для того чтобы начать регулировку, следует найти регулировочный винт шарниров, после этого установить допустимое значение, таким образом чтобы люфт рулевого колеса
был в рамках норм люфт, используя винты усилия.
Мощность только помогает рулевому управлению – рулевое колесо по-прежнему связано с дорожными колесами обычным способом. Поэтому, если питание не работает, водитель все еще может управлять, но рулевое управление становится намного тяжелее.
В отличие от некоторых механических проблем, проблемы с рулевым управлением обычно дают вам много предупреждений о том, что что-то не так, и предупреждающие знаки сохраняются до тех пор, пока проблема не будет устранена или система не сработает.
Понятие и причины появления люфта в рулевом механизме
Игнорирование этих предупреждений может привести к несчастному случаю, который может не охватить страхование вашего автомобиля, поэтому, если ваше рулевое управление проявляет какие-либо из следующих симптомов, обратитесь к механику для осмотра и ремонта.
3. Далее необходимо сделать полный оборот руля
, закрепив на нем динамометр.
Если рулевое управление, оснащено гидроусилителем, то его значение на динамометре должно соответствовать усилию равным 5 кг. Для механического рулевого механизма допустимое значение составляет от 6 до 10 кг, в зависимости от модели и марки автомобиля.
Поэтому прежде чем начнется регулировка рулевого управления
, следует ознакомиться с технической документацией автомобиля.
Если у вас есть рулевое управление с усилителем, как это делают большинство автомобилей в наши дни, это может означать, что система имеет проблемы. Если в следующий раз, когда вы проверите, он снова опустится, затем проверьте под транспортным средством признаки каких-либо утечек жидкости. Вибрация рулевого колеса.
Хотя это часто свидетельствует о проблемах с выравниванием колес, вибрация рулевого колеса также может указывать на проблему с рулевым управлением с усилителем. Наращивание загрязнений в системе может привести к вибрации или «пульсированию» рулевого колеса, когда колесо полностью повернуто в том или ином направлении. Усилитель рулевого управления с усилителем обычно исправляет эту проблему.
Рулевое колесо проскальзывает, когда вы пытаетесь его повернуть или удерживать в повернутом положении. Это еще один признак того, что рулевое управление с усилителем не работает. Другие причины отказа рулевого управления рулевого управления, кроме утечки, включают неисправные насосы, изношенные крепления на рулевой рейке и ослабленные или изношенные ремни безопасности.
Ослабление в рулевом колесе. Это обычно вызвано изношенными рулевыми рейками и стяжками. Чрезмерная вибрация рулевого колеса, когда вы ускоряете или поворачиваете угол. Это обычно вызвано неправильными или изношенными стяжками.
Если это разрешено продолжать, это приведет к вибрации всего автомобиля и, в конечном итоге, приведет к потере рулевого управления, поэтому его следует исправить, как только проблема будет обнаружена. Автомобиль блуждает или тянет в одну сторону. Это часто указывает на проблему изношенного рулевого механизма.
Износ преждевременного рулевого механизма может быть вызван отсутствием смазки из жидкости гидроусилителя рулевого управления, поэтому вы должны также проверить отсутствие утечек рулевого механизма при замене изношенного рулевого механизма. Чрезмерное воспроизведение на рулевом колесе может также указывать на изношенный или неисправный рулевой механизм.
Если вам нужно повернуть рулевое колесо более чем на дюйм, прежде чем колеса начнут поворачиваться, вы можете быть достаточно уверены, что проблема с рулевым механизмом. Шлифовальный шум при повороте рулевого колеса. Это еще один признак проблемы рулевого механизма. Сквозь шум при повороте колеса. Это часто вызвано ослабленным или изношенным ремнем рулевого управления с усилителем.
Это пояс, который соединяет насос гидроусилителя руля с двигателем. Визуальный шум также может быть симптомом низких уровней жидкости рулевого управления, как упоминалось ранее. Пенообразующая или обесцвеченная жидкость рулевого управления с усилителем. Это указывает на то, что воздух или вода попали в систему, и жидкость не смазывает компоненты должным образом.
- Трудность в повороте колеса.
- Во-первых, проверьте, заполнен ли резервуар для жидкости.
- Утечки могут быть в рулевом насосе, шлангах или самой рулевой рейке.
Регулярно обслуживая ваш автомобиль и освобождаясь от общего износа и оставаясь настороженным к любому из предупреждающих знаков, упомянутых выше, у вас будет гораздо больше шансов найти и устранить проблему рулевого управления, прежде чем он станет дорогостоящим и опасным.
4. Рулевой механизм
имеет шаровые шарниры на рулевых тягах, которые также необходимо регулировать, в случае если показатели слишком завышены. Правда для этого потребуется подъемник или эстакада, поскольку регулировать придется со стороны днища автомобиля. Если вы обнаружили, что шарниры порядком «раздолбаны», попытайтесь произвести подтяжку рулевых тяг и крепления шарниров.
Рулевое управление с электроприводом, состоящее из червячной передачи. Описано устройство для снятия зазора и свободного хода между червяком и червячным колесом в коробке передач рулевого управления с электроприводом.
Червь поставляется на выходном валу от электродвигателя, а колесо – на другом отдельном валу.
Колесо закреплено относительно корпуса, и червяк закреплен относительно корпуса через, по меньшей мере, первый и второй опорный узел предусмотрен на конце выходного вала, удаленном от двигателя, и содержит эксцентричную втулку, которая может вращаться Для регулировки радиального положения выходного вала и, следовательно, червячной передачи.
Также не помешает проверить демпфер рулевой колонки, чтобы сделать это, вам опять-таки понадобится динамометр, усилие не должно превышать значения 5 кг.
Вот собственно и все. Надеюсь, следуя данной инструкции, у вас получится устранить неисправности рулевого управления
, а также устранить рулевой люфт своими руками
.
Второй опорный узел обеспечивает угловое перемещение выходного вала. Первый опорный узел может поворачиваться вручную или может автоматически вращаться под действием силы пружины для регулировки количества свободного хода. Рулевую колонку, к которой прикладывается водительский момент.
Электродвигатель для применения вспомогательного крутящего момента к упомянутой рулевой колонке в ответ на меру крутящего момента рулевого управления, приложенного к упомянутой рулевой колонке водителем; а также.
Причем упомянутый электродвигатель имеет выходной вал двигателя, на котором предусмотрена червячная передача, причем выходной вал электродвигателя имеет конец, причем колесная шестерня предусмотрена на приводном валу, в котором первый опорный узел и второй опорный узел установлены в корпусе и опоре причем выходной вал электродвигателя находится в разнесенных положениях.
Механизм рулевого управления любого транспортного средства должен соответствовать нормам и стандартам, которые регулируют и устанавливают правила эксплуатации авто.
Причем упомянутый первый опорный узел включает в себя средство для обеспечения радиального смещения упомянутого конца выходного вала двигателя относительно упомянутой колесной шестерни, причем упомянутый первый опорный узел дополнительно содержит втулку, имеющую эксцентрично расположенную выемку и подшипниковый узел, поддерживаемый в выемке.
Неисправности: правовой аспект
Причем указанный второй опорный узел выполнен с возможностью обеспечения углового перемещения выходного вала двигателя относительно корпуса. Система рулевого управления с электроприводом по п.
10, в которой первый опорный узел включает в себя средство автоматической регулировки, содержащее совместимый элемент, предназначенный для приложения нагрузки между выходным валом двигателя и указанным червячным колесом через червячную шестерню.
Об одном из самых популярных автобусов с рулевым управлением можно прочесть на сайте http://adravto.ru/rulevoe-upravlenie-avtobusa .
Что такое люфт
Суммарным люфтом рулевого управления любого автомобиля, в том числе и автобуса, называют угол, на который отклоняется рулевое колесо при повороте им влево и вправо, до того места, когда начнут поворачиваться колеса автобуса.
Подшипниковый узел, причем каждая из указанных пластин имеет пару диаметрально разнесенных выступов, обращенных к упомянутому подшипниковому узлу, так что упомянутый подшипниковый узел зажат в его центральной части с помощью выступов.
Известно, что в данной области техники предлагается система рулевого управления с электроприводом, в которой электродвигатель применяет вспомогательный крутящий момент к рулевой колонке в ответ на меру крутящего момента, приложенного к рулевой колонке водителем транспортного средства.
Принцип работы люфтомера, видео
Мотор воздействует на рулевую колонку через червячную шестерню и колесную шестерню с червячной шестерней, предусмотренной на выходном валу двигателя, и колесо расположено на ведомом валу, который может содержать часть рулевой колонки.
Червь и колесо действуют как редуктор между двигателем и ведомым валом. Такая система будет в дальнейшем упоминаться как «из изложенного».
Каждый изготовитель автобусов указывает отклонение в своей документации к автобусу, а угол, полученный вследствие полевых испытаний, не должен быть больше указанного.
В случае если в документации значение не указано, тогда фактически оно не должно быть больше значения, которое установлено в государственных нормативах.
Значение люфта устанавливают для каждого типа автомобилей, в том числе и автобуса и оно должно составлять:
Проблема с известными системами рулевого управления такого типа, в частности, когда ведомый вал содержит секцию вала рулевой колонки, заключается в том, что любой свободный ход между зубьями червя и зубьями колеса может приводить к периодическим стучащим шумам крутящий момент.
Эти шумы могут возникать как в результате изменения уровня или момента, приложенного двигателем, так и из-за перемещения вала рулевой колонки из-за действий водителя и вибрации в рулевой рейке из-за несовершенства поверхности дороги или плохо сбалансированные дорожные колеса.
Для правильной проверки значения люфта автобуса нужно придерживаться нескольких правил:
- резина на управляющих колесах перед проверкой должна быть чистая и сухая;
- управляемые колеса установить в нейтральное положение на ровной асфальтированной площадке;
- автомобили, которые оснащены рулевым приводом, испытывают с работающим двигателем.
Угол определяют вследствие двух испытаний при помощи люфтомера.
Рулевое управление можно проверить на «глаз» выяснить соответствует ли авто таким требованиям
:
- руль должен вращаться плавно, не должны чувствоваться рывки и заедания, а усилитель рулевого управления должен быть исправен (его поломка недопустима);
- когда автобус заведен, руль не должен поворачиваться самопроизвольно (это в случае, когда установлен усилитель рулевого управления);
- механизм рулевого управления не должен иметь в составе деталей с деформациями и трещинами;
- детали, которые соединяются при помощи резьбы, должны быть туго зажаты и зафиксированы, как предусмотрено в инструкции изготовителя.
Люфт образовывается вследствие трения деталей рулевого управления и является нежелательным явлением.
При эксплуатации автобусов следует следить за возникновением люфта и своевременно принимать меры по его устранению. Это обезопасит вас от возникновения аварийных ситуаций на дороге и не даст повода вас оштрафовать представителям ДАИ.
Люфтомер ИСЛ-М:
Источник - https://tdiesel.ru/there-was-a-backlash-in-the-handlebars-steering-wheel-and-other-breakdowns-of-the-control-system-of-the-car.html
Диагностика неисправностей системы рулевого управления своими руками – DEK-auto.ru
Статья обращена к владельцам автомобилей, привыкшим относиться бережно к своей технике, и в случае возникновения каких-либо неисправностей не надеяться в дороге на авось.
В данном случае речь идёт о рулевой системе управления, её самостоятельной диагностике и методах устранения выявленных дефектов. Одним из следствий диагностики становится вопрос о необходимости ремонта, его срочности и объёмах.
Возможные временные и материальные затраты здесь не рассматриваются.
Диагностика неисправностей системы рулевого управления
Отлаженность рулевой системы — показатель не только комфорта в управлении, но в большей степени — безопасности.
Худший вариант — авария. Она может произойти в любой момент, и привести к самым неприятным результатам. Причём и с другими людьми, может, самыми дорогими и близкими. Не только с вами.
Как этого избежать?
Очень просто. Нужно следить за техническим состоянием своего автомобиля. Прислушиваться ко всем сбоям и делать соответствующие выводы. То есть проводить регулярную диагностику.
Диагностика рулевой рейки
Внешние симптомы неисправностей
При движении:
-утяжелённое, по сравнению с нормой, вращение рулевого колеса;
-гул в моторном отсеке, в районе гидроусилителя руля;
-масляные пятна на стоянке под рулевой рейкой (это особенно тревожный симптом).
По сути– это первый «звонок». Нужна более детальная диагностика!
На смотровой яме:
-стуки и люфт в шлицах кардана, стыкующего валы руля и рулевой рейки — определяются в момент поступательного вращения руля вправо-влево;
-стуки в крестовине кардана — выявляются специальным рычагом, зажимающим крестовину в месте локализации и одновременным вращением руля (с помощью напарника); отсутствие стука при зажатии крестовины и возобновление при ослаблении давления рычага свидетельствует об износе крестовины;
-стуки и люфт в шарнирах рулевых тяг — определяются рукой при одновременном вращении рулевого колеса напарником (кисть обхватывает рулевую тягу, большой палец упирается в шарнир).
Все люфты и стуки в указанных узлах рулевой системы говорят о значительном износе шлицов.
Возможно также несоответствие числа зубцов и шлицов в каком-либо из соединений.
Вывод — без ремонта не обойтись.
Риск в данном случае — дело не благородное, а глупое и опасное.
Инструментальная диагностика
Основной прибор — динамометр-люфтомер:
-металлический (или пластиковый) корпус с монтажным узлом для крепления на руле;
-вертикальная рукоятка для вращения динамометра;
-пружина, соединённая с рукояткой или резиновый жгут (в зависимости от модели);
-шкала измерения параметров люфта и трения;
-стрелка в плоском корпусе с креплениями для рулевой колонки.
Порядок операций:
1. Ведущий мост автомобиля приподнимается на двухстоечном подъёмнике.
2. Колёса устанавливаются в направлении «прямо».
3. Прибор со шкалой винтом фиксируется на рулевой колонке.
4. Исследуются:
-сила трения во всех узлах рулевого управления.
Руль поворачивается по часовой стрелке и против, за специальную ручку динамометра.
Стрелка на шкале прибора показывает уровень прилагаемого усилия.
Примечание: если имеется гидроусилитель руля, трение проверяется без подъёмника, на заведённом двигателе при средних оборотах коленвала.
Особенности
Это касается автомашин с гидроусилителем рулевого управления. Уровень масла в системе при диагностике должен быть постоянно на максимальной отметке. Важно при доливке не допускать возникновения воздушных пузырей!
Неисправности рулевой рейки
1. Механический дефект (износ, поломка зубцов и шлицов в системе рулевого управления). Стук — первый симптом поломки.
Основные причины:
— неаккуратная езда по плохим дорогам;
— резкие повороты, увеличивающие нагрузку на рулевой редуктор, гидроусилитель и другие детали.
2. Протекание масла (износ сальников, штока гидроусилителя, разрыв защитного резинового кожуха). Внешнее проявление — масляные пятна под авто, в районе рулевой рейки. Причины те же, что указаны выше. А также выработанный ресурс элементов рулевой системы.
Дифференциальная диагностика неисправностей.
Внешние признаки тех или иных дефектов рулевой рейки иногда очень схожи с неисправностями других узлов автомобиля.
Так, масляные пятна под днищем могут быть следствием протекания сальников коленчатого вала, а стук исходить, например, от передних стоек-амортизаторов или изношенных тормозных колодок о ступицу колеса.
Самый очевидный показатель проблемы в рулевой рейке — стук при езде по кочкам, который усиливается при резком повороте руля.
Если точно определить источник неисправности не удаётся, лучше обратиться к специалисту.
Другой вариант — разобрать рулевую рейку полностью самостоятельно. Это сложный, долгий, но при должном усердии вполне преодолимый процесс.
Диагностика систем рулевого управления
Вся процедура, в сущности, сводится к выявлению основных неисправностей. К ним относятся:
-износ контактной пары «рейка-шестерня»;
-износ подшипника вала руля или его разрушение;
-износ шарниров в наконечниках рулевых тяг;
-разгерметизация рулевого механизма.
Кроме того, нарушение управляемости автомобилем может быть вызвано:
-недостаточным или неравномерным распределением давления в шинах;
-дисбалансом колёс (особенно передних);
-дефектами отдельных элементов рулевой коробки;
-изношенностью или повреждением подвески машины;
-недостатком или отсутствием масла в гидроусилителе руля или рулевом редукторе.
Отсюда исходят основные задачи диагностики:
1. Определение источника люфта в рулевом механизме.
2. Установление причины затруднённой управляемости автомобиля.
3. Выявление дефектов, влекущих за собой утечку масла из системы гидроусилителя руля и рулевого редуктора.
Методы диагностики
-визуальный (внешний осмотр);
-тактильный («на ощупь» — вращение руля, проверка люфтов в наконечниках с помощью покачивания в разных плоскостях, подвешенных на домкрате колёс и т.п.);
-инструментальный (с использованием динамометра-люфтомера).
Особенности
Главное — гидроусилитель руля. Измерение люфтов в машинах с этой системой рулевого управления производится только на оборотах, на включенном двигателе.
Важна и величина зазоров в подшипниках, и в шарнирах рулевых тяг. Если они чрезмерны и вызывают слишком большой люфт, ремонт этих узлов невозможен и требуется полная замена.
Ремонт
Возможность и качество восстановления эффективной управляемости автомобилем зависят, прежде всего, от двух факторов:
1. Характера неисправности.
2. Мастерства человека, взявшегося эту неисправность устранить.
Если неисправность не так велика и не требует вмешательства профессионалов из специализированного автоцентра, то каждый, кто чувствует в себе решимость и имеющий знания, может попробовать выполнить ремонт своей машины своими руками.
Вывод
Он только один — всё нам по силам. Машину свою надо беречь! Для этого и предназначены бережное вождение и диагностика.
Андрей Гончаров, Эксперт рубрики «Ремонт двигателей»
Эксперт рубрики “Ремонт автомобилей”
Источник - http://dek-auto.ru/diagnostika-neispravnostej-sistemy-rulevogo-upravleniya-svoimi-rukami/
Люфт в рулевом управлении: как найти и устранить причину
Среди основных причин возникновения люфта в рулевом управлении можно назвать:
- ослабление или изначально плохую затяжку гайки крепления руля (колеса), крепления самого рулевого узла к кузову, регулировочных тяг;
- износ или дефект одного из элементов узла – шлиц, карданных соединений промежуточного вала, наконечников, резинометаллических шарниров;
- увеличенный зазор между шестерней и зубчатой рейкой.
Неважно, какой автомобиль имеется в виду – грузовой или легковой, иностранного производства или отечественный: Газель Соболь, УАЗ Патриот, Форд Фокус, Рено Логан, любая из моделей ВАЗ или КамАЗ. Эти причины справедливы для всех машин.
Двигатель переводится в режим холостого хода, после чего следует крутить в разные стороны рулевое колесо, обращая внимание на время отклика колес на эти команды. Наличие заметной задержки сигнализирует о наличии проблемы, а величина люфта – это то расстояние, которое руль проходит «впустую», то есть до того момента, когда колеса также начали поворачиваться – его «свободный ход».
Быстро и точно определить это значение можно специальным устройством – люфтомером, который бывает электронным или механическим.
Самостоятельно определить наличие люфта и его причины сможет сам автовладелец, для этой операции ему будет необходим помощник. Машину нужно установить на ровную площадку, колеса должны стоять в положении, соответствующем движению прямо вперед.
После этого один человек резко поворачивает на небольшой угол в обе стороны руль, а второй прощупывает по очереди все узлы, которые могут быть виновниками возникновения люфта.
Неисправный узел определяется сразу – по характерному сдвигу при покачивании колеса.
Ослабление затяжки гайки рулевого колеса и его последствия
Это самая «безобидная» причина появления дефекта и наиболее легко устраняемая. Необходимо снять декоративную обшивку крепления и затянуть гайку торцовым ключом нужного размера. Большинство современных автомобилей имеет в обшивке руля модуль подушки безопасности – этот механизм нужно будет предварительно демонтировать.
Износ шлиц является следствием ослабления затяжки крепления рулевого колеса, и износ элементов начинается как раз в месте соединения, точнее – проворачивания рулевого колеса. Ремонт в этом случае заключается в обязательной замене поврежденной детали.
Другие варианты поломок
Износ карданных шарниров на промежуточном валу вызывает ярко выраженный «эффект зубчатого колеса»: при вращении рулевого колеса водитель периодически ощущает его затирание (особенно заметно это на высоких скоростях) и ухудшение управляемости машиной. В этом случае необходимо провести замену всего промежуточного вала – другим путем убрать люфт не получится.
Настройку винтов усиления шарниров можно попробовать осуществить самостоятельно: найти регулировочный винт и установить допустимое значение, повторно проверить люфт, и если он все еще превышает допустимый, причина не в этой детали.
Нередко ослабевает крепление к кузову самого рулевого механизма, могут осесть резиновые прокладки в данной точке. Верное решение – немедленная подтяжка гаек либо замена изношенных деталей.
Не сулит ничего хорошего и повышенный зазор в шестернях и рейке, появляющийся вследствие повреждения поверхностей в точке их соприкосновения, как и увеличение зазора между направляющими и рейкой. В этом случае рулевая рейка или шестерни должны быть заменены.
Самый опасный случай
Износ наконечников тяг особенно опасен. Рулевая тяга работает в весьма непростых условиях, постоянно подвергается воздействию влаги и грязи, в результате чего происходит:
- значительное увеличение зазоров;
- внезапное разрушение шарового сочленения и самого наконечника;
- потеря автомобилем управления.
Замену наконечников лучше проводить в условиях автомастерской, как и любой другой ремонт ослабленных тяг, потому как работа требует наличия некоторого специализированного оборудования и инструмента.
Иногда состояние рулевого колеса не оставляет иного варианта, кроме как полностью разобрать его и заменить изношенные элементы на новые. В этом случае рекомендуется обратиться в профессиональную автомастерскую, чтобы не повредить настройки системы управления рулем.
Источник: http://tuningkod.ru/obsluzhivanie-avto/neispravnosti/problemy-s-upravleniem/lyuft-v-rulevom-upravlenii.html
7 признаков неисправности рулевого управления
Неисправности рулевого управления в большинстве случаев должны устраняться только специалистами, так как требуется тщательная регулировка узла управления. Согласно правилам ПДД, эксплуатация авто с неисправным рулевым запрещена. Да и немного найдётся смельчаков, рискнувших ездить на неуправляемом автомобиле.
Почему возникают неисправности в рулевом?
Основная причина — неудовлетворительное состояние дорог. Подвеска авто сглаживает основную массу ударов, приходящихся на колёса, но часть из них все же передаётся на узлы рулевого управления.
Стоит отметить, что любители низкопрофильной резины рискуют значительно больше, нежели приверженцы использования стандартных колес — низкие шины не способны сгладить удары, и это существенно снижает срок службы как подвески, так и рулевой.
Но автовладельцы должны помнить, что даже при предельно аккуратной езде по идеально ровным дорогам все же придётся менять отдельные элементы рулевой. Срок их службы ограничен, а некоторые детали и вовсе относятся к расходным материалам.
Компоненты рулевого управления
Автопроизводителями используется стандартная схема рулевого управления, в целом не меняющаяся с 1898 года. Различия заключаются в расположении руля (справа или слева), а также в типе используемого усилителя (электрического или гидравлического).
Выпуск автомобилей с «пустой» рулевой рейкой, не оснащённой усилителем, практически прекращён, и также в последнее время автопроизводители отходят от практики использования ГУР, предпочитая более простой в обслуживании и экономичный электроусилитель.
Рулевое управление состоит из следующих компонентов:
- рулевое колесо. На большинстве авто оснащается подушкой безопасности;
- рулевая колонка. В зависимости от марки машины, она может регулироваться как по высоте, так и по выносу;
- рулевая рейка. Оснащается либо гидроусилителем, либо электроусилителем;
- рулевые тяги. Связующие элементы между рейкой и наконечниками;
- рулевые наконечники. Соединяют колёса и тяги, являются расходным материалом.
Тяги и наконечники устанавливаются в авто попарно, по разным бортам. В случае выхода их из строя необходима попарная замена элементов, даже если повреждённым оказался только один из них.
Люфт рулевого колеса
Основные неисправности рулевого управления довольно легко определить — автомобиль заметно теряет управляемость, появляются посторонние звуки в передней части авто, возникает люфт рулевого колеса.
Люфтом называется холостое движение руля, при котором поворот колёс не осуществляется.
Правила дорожного движения устанавливают максимальное значение люфта для легковых авто не более 10 градусов — при его превышении эксплуатация автомобиля невозможна.
Люфт может возникнуть по нескольким причинам:
- увеличенный зазор в разбитых рулевых наконечниках;
- выработка на рулевых тягах;
- сильный износ рулевой рейки;
- выход из строя крестовины рулевого вала;
- износ подшипника, расположенного на рулевом валу;
- поломка ЭУР или ГУР.
Сильный люфт чреват значительной потерей управляемости авто. Дело в том, что при люфте передние колёса автомобиля теряют устойчивость, и начинают «болтаться» в пределах, равных люфту рулевого колеса.
При движении на высокой скорости автомобиль будет заметно «плавать» по дороге, и водителю придётся постоянно подруливать, чтобы удержать авто в своей полосе.
В условиях гололёда люфт колеса чреват полной потерей управления авто, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Признаки неисправности рулевого
Каждый автовладелец должен знать типовые неисправности рулевого управления и способы их устранения. Ведь от этого напрямую зависит безопасность как его, так и других участников дорожного движения. Признаки, указывающие автовладельцу на проблемы с рулевым, следующие:
- Стук в передней части авто, усиливающийся при движении по неровной дороге. Это указывает на выход из строя рулевых наконечников и тяг. Если стук отдаётся в руле, то это может указывать на выход из строя рулевой рейки.
- Биение руля при движении. Это может указывать как на отсутствие балансировки колёс, так и на выход из строя рулевых наконечников и шаровых опор. Проверить наконечники можно, поддомкратив автомобиль и покачав колесо из стороны в сторону. Если оно без усилий раскачивается, то необходимо менять наконечники без промедлений.
- Посторонние шумы, возникающие при повороте руля. Обычно причиной этих шумов является недостаточный уровень жидкости или необходимость её замены в ГУР. Для электроусилителей характерен незначительный шум, сопровождающий работу электропривода.
- Биение руля, появляющееся при движении по мелким неровностям. Причиной биения служит износ крестовины, подшипника рулевого вала и втулки. На современных автомобилях устанавливается пластиковая втулка, которая с течением времени разбивается.
- При движении автомобиля по прямой руль установлен не прямо, при отпускании руля автомобиль уводит в сторону. Причина кроется в неотрегулированном развале-схождении колёс. Следует максимально оперативно провести регулировку, так как это также приводит к неравномерному износу шин.
- Руль поворачивается с большим усилием. Это указывает на выход из строя усилителя. Причин этого может быть множество, начиная от перегорания предохранителя на ЭУР, и заканчивая обрывом шланга для ГУР. Необходима тщательная диагностика.
- Руль поворачивается рывками. На рейках, оснащённых ГУР, это может указывать на ослабление приводного ремня насоса или на необходимость замены жидкости. На рейках с ЭУР скачкообразное движение руля сообщает о выходе из строя электропривода усилителя. Также причина рывков руля может заключаться в подклинивании рулевой рейки.
Следует учитывать, что на рулевых рейках есть специальный регулировочный болт, позволяющий затянуть её, тем самым исключив люфт при возникновении износа. Но чрезмерное затягивание рейки приводит к утяжелению управления и, в ряде случаев, к её подклиниванию, что при движении авто может быть смертельно опасно.
Поскольку от исправности рулевого управления зависит безопасность водителя и пассажиров, доверять ремонт и регулировку следует только профессионалам. В противном случае возникает высокий риск в критический момент не справиться с управлением, что повлечёт за собой серьёзное ДТП.
Uremont.com поможет найти автосервис, способный быстро и качественно устранить все неисправности любого рулевого управления, как с усилителем, так и без него. С нами обслуживание и ремонт доступны, быстры и всегда качественны.
Источник: https://uremont.com/publications/articles/neispravnosti-rulevogo-upravleniya
Неисправности рулевого управления
Рулевое управление должно обеспечить надежное и легкое управление автомобилем на любых участках пути. При этом все детали рулевого управления должны быть зашплинтованы и смазаны, соединения системы гидроусилителя должны быть герметичны, а люфт рулевого колеса — в пределах нормы.
Однако в пути, в рулевом управлении могут возникнуть неисправности, которые создают угрозу безопасности движения автомобиля, затрудняют его управление. Основными неисправностями рулевого управления могут быть:
1. Увеличенный люфт рулевого колеса.
2. Заедание руля или тугое вращение.
3. Износ деталей рулевого управления.
4. Отказ в работе гидроусилителя руля.
Если автомобиль в движении плохо держит дорогу, трудно управляем, а на месте при большом повороте руля передние колеса не поворачиваются, значит, увеличен люфт рулевого колеса.
Причинами этой неисправности бывают:
а) ослабление креплений картера рулевого механизма, рулевой сошки, крышки нижнего подшипника червяка рулевого механизма, поворотных рычагов, подшипников передних колес;
б) износ шарниров рулевых тяг, роликовых подшипников червяка, подшипников ступиц передних колес, втулок, шкворней поворотных кулаков, циркулирующих шариков и шариковой гайки рулевого механизма с гидравлическим приводом, карданной передачи этого привода либо поломка амортизационных пружин наконечников тяг и увеличение зазора между роликом и червяком.
Заедание руля (тугое вращение) характеризуется трудным поворачиванием руля как на месте, так и при движении автомобиля. Эта неисправность возникает, как правило, по следующим причинам: а) чрезмерно затянуты или повреждены подшипники червяка; б) заедает вал рулевой сошки или червяка, шкворней поворотных цапф, ролика с червяком в зацеплении; в) неправильно отрегулирован рулевой механизм; г) погнуты рулевые тяги; д) на поверхностях ролика и червяка имеются задиры либо в картер механизма руля попадают посторонние предметы; е) недостаточна смазка в картере рулевого механизма; ж) отсутствует воздух в камерах передних колес.
Износ деталей рулевого управления возникает из-за несвоевременной и плохой смазки рулевого управления, движения на повышенных скоростях по плохим дорогам, частых поворотов колес, когда автомобиль стоит.
Неисправности гидроусилителя руля: а) нет усиления при поворотах или оно недостаточное и неравномерное;
б) шум и стук при работе насоса. Возможные причины: попадание воздуха в систему, неисправный силовой цилиндр и насос, заедание золотника клапана управления, ослабление ремней привода насоса, ненормальный уровень масла в бачке насоса, повышенный износ либо заедание деталей насоса.
Чтобы проверить величину люфта руля, лучше всего пользоваться люфтомером. Как это делается? Управляемые колеса установить в положение, соответствующее движению по прямой, люфтомер закрепить на кожухе колонки, а его стрелку на ободе. Руль поворачивать влево (выбирая свободный ход) до начала увеличения сопротивления дальнейшему поворачиванию и в этом положении установить «нуль» шкалы против стрелки. После этого руль поворачивать вправо на величину свободного хода. Шкала люфтомера покажет величину свободного хода рулевого колеса.
Проверка люфта рулевого колеса автомобиля с помощью люфтомера:
1 — люфтомер; 2 — стрелка; а — величина люфта
Допустимый люфт руля для каждой марки автомобиля должен быть в соответствии с данными таблицы.
Величины люфтов рулевого колеса |
||
Марка автомобиля. |
Допустимый люфт рулевого колеса, в градусах |
Допустимый люфт рулевого колеса при измерении на ободе, в мм |
«Запорожец», ЗАЗ-965А |
10 |
35 |
«Москвич-407» |
10 |
35 |
«Волга» М-21 |
15 |
40 |
ГАЗ-69, ГАЗ-69А |
15 |
40 |
УАЗ-450Д |
– |
48 |
ГАЗ-51А, ГАЗ-53А |
10 |
40 |
ГАЗ-бЗ |
10 |
40 |
ГАЗ-66 |
10 |
40 |
ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ЗИЛ-157 |
15 |
36 |
ЗИЛ-130 |
15 |
36 |
Затем приступить к проверке рулевого привода. Для нахождения люфта в сочленениях рулевого привода нужно одному человеку поворачивать рулевое колесо то влево, тек вправо, а водителю на ощупь определять места, где ослабли крепления деталей привода. Особенно нужно обратить внимание на надежность крепления и шплинтовку сошки на валу, продольной рулевой тяги, верхнего рычага левой поворотной цапфы, рычага поворотных цапф, поперечной рулевой тяги. Тяги следует покачивать рукой вправо, влево, вперед, назад. Если в шарнирных сочленениях увеличенный люфт, тяги будут качаться свободно.
Можно попытаться устранить люфт в шарнирном сочленении тяг. Для этого следует расшплинтовать пробку, разобрать и промыть детали тяги, смазать их, поставить на место и завернуть пробку до отказа, а затем отвернуть примерно на 1/2-3/4 оборота до первого положения, при котором ее можно зашплинтовать. Затягивать пробку до полного сжатия пружин не разрешается. Если люфт не удастся устранить описанной регулировкой, значит, детали сильно изношены и требуют замены. Заменой изношенных деталей устраняется люфт и в самоцентрирующих соединениях поперечных рулевых тяг. Следует также проверить, нет ли люфта в подшипниках колес (см. раздел «Неисправности ходовой части автомобиля»). При наличии люфта устранить его регулировкой.
Если детали рулевого привода исправны, надежно закреплены, то причиной увеличенного люфта рулевого колеса является неисправный рулевой механизм, требующий регулировки. В первую очередь в рулевом механизме следует проверить, нет ли увеличенного зазора в подшипниках червяка. Регулировка шарнирных соединений продольной рулевой тяги:
1 — пробка; 2 — отверстие для шплинта, 3 — отвертка Для этого нужно:
1. Поднять переднюю ось автомобиля.
2. Установить управляемые колеса в положение, соответствующее движению по прямой.
3. Повернуть руль влево на один оборот и закрепить его, привязав за спицу к левой стойке ветрового окна.
4. Взять рукой колонку так, чтобы большой палец слегка касался ступицы рулевого колеса.
Если при сильном раскачивании управляемых колес в обе стороны большой палец будет ощущать осевое перемещение ступицы рулевого колеса, то это свидетельствует об увеличении люфта в подшипниках червяка. Обнаружить осевой зазор в подшипниках червякам новых автомобилях «ГАЗ» рекомендуется так. Отсоединить продольную рулевую тягу от сошки (при необходимости откинуть кабину и отсоединить вилку нижнего шарнира вала руля от вала червяка) и, покачивая сошку рукой, следить, нет ли осевого перемещения вала червяка относительно верхней крышки картера руля. Наличие осевого перемещения вала червяка свидетельствует о необходимости регулировки подшипников. Увеличенный люфт в подшипниках червяка устраняется регулировкой с помощью регулировочных прокладок, устанавливаемых под нижней крышкой картера рулевого механизма (автомобили «Волга», ГА3-53А, ГАЗ-66), или вращением регулировочной гайки, расположенной в передней части картера механизма рулевого управления (автомобиль «Москвич»).
Если при проверке окажется, что нет необходимости регулировать подшипники червяка или после регулировки подшипников червяка все же сохраняется недопустимый люфт рулевого колеса, проверьте и. при необходимости отрегулируйте зацепление ролика с червяком.
Проверку осуществляют так. Руль поставьте в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой и разъедините сошку с продольной тягой. Покачивая сошку рукой (в плоскости ее вращения) определите люфт на ее конце, который не должен превышать 0, 2—0, 3 мм. Если величина перемещения конца сошки больше, значит, необходимо произвести регулировку зацепления ролика с червяком с последующей проверкой. Эта регулировка осуществляется винтом на боковой крышке картера рулевого механизма (автомобиля «ЗИЛ» прокладками), при ввертывании которого в картер рулевого механизма происходит продольное перемещение вала сошки с роликом к червяку, и зазор между ними уменьшается.
Если возникло заедание руля, то прежде всего проверьте давление воздуха в передних колесах и смазку в картере рулевого механизма. При необходимости следует шины накачать и заправить картер маслом. Внешним осмотром проверить, нет ли погнутости рулевых тяг, если есть — выправить. Убедиться в правильности регулировок рулевого механизма. Если при этом не удается устранить заедание, то разберите рулевой механизм и замените изношенные либо поломанные детали.
В случае возникновения недостаточного или неравномерного усилия руля при поворотах необходимо сначала проверить: натяжение ремней привода насоса (если нужно отрегулировать), уровень масла и его качество в бачке насоса. Если уровень масла недостаточный, следует долить масло. Затем тщательно проверить герметичность соединений системы гидроусилителя, убедиться, нет ли повреждений и заеданий деталей, ослабления креплений. Обнаруженный воздух в системе (пена в бачке) удаляется прокачкой, ослабленные крепления подтягиваются, заедания устраняются. Если при этом не удается восстановить нормальную работу гидроусилителя руля, то необходимо разобрать насос, прочистить и промыть его детали, проверить их на исправность и при сильном износе или поломках заменить неисправные детали.
Напомним, что разбирать и проверять насос необходимо и в случае отсутствия полного усиления на различных оборотах двигателя, которое возникает вероятнее всего при отвертывании седла предохранительного клапана насоса либо при заедании перепускного клапана.
Повышенный шум при работе насоса можно попытаться устранить доливкой масла, подтяжкой ремней привода насоса, промывкой фильтра (точностью установки его) и удалением воздуха из системы. Если это не дает результатов, то необходимо разобрать и проверить детали насоса.
При возникновении сильного стука в передней части насоса необходимо заменить шариковый подшипник вала насоса.
Если в пути усилитель отказал в работе, то для дальнейшего продолжения движения рекомендуется отключить насос, сняв приводные ремни, слить масло из системы гидроусилителя для уменьшения усиления на рулевом колесе и снять силовой цилиндр, если он поврежден.
В этом случае можно пользоваться рулевым механизмом только кратковременно, во избежание поломок и преждевременного износа деталей рулевого управления. Возвратись в гараж, надо восстановить работу гидроусилителя.
Источник: http://RoadMachine.ru/car-repair/faults-steering.html