Интеркулер — все о маленьком радиаторе турбомотора
Прочитав предыдущие наши статьи, вы, наверное, уже усвоили, что составной частью турбированного двигателя является интеркулер.
Так как турбина, всасывая воздух, сильно нагревает его, что ведет к мощностным потерям и вызывает риск детонации, то возникла необходимость создания такого элемента, который мог бы охлаждать нагнетаемый воздух до необходимой температуры.
Как вы уже догадались – этим элементом и является интеркулер. Как работает интеркулер, зачем он нужен в автомобиле – тема нашей статьи.
Что такое интеркулер в авто?
Итак, для чего нужен интеркулер, мы уже вкратце выяснили, давайте же теперь разберемся, что собой представляет эта деталь? Внешний вид интеркулера, собственно, его функция мало чем отличается от радиатора автомобиля. Проще говоря, интеркулер – это и есть радиатор, правда, охлаждает он потоки воздуха для турбины.
Внешне интеркулер представляет собой все те же охлаждающие соты, внутри имеются каналы, по которым проходит воздух. Изготавливается интеркулер чаще всего из алюминия, иногда из меди. Поэтому, подводя итоги по данному вопросу, для себя отмечаем, что интеркулер – это радиатор, который охлаждает воздух, всасываемый турбиной. Разобрались? Идем дальше!
Принцип работы интеркулера
Интеркулер является связующим звеном между впускным коллектором и турбиной, соединяется с указанными элементами с помощью патрубков интеркулера. Бывают алюминиевые и силиконовые патрубки интеркулера.
Следовательно, принцип работы его весьма очевиден. Турбина всасывает воздух, он проходит через интеркулер, охлаждается, затем попадает во впускной коллектор, а дальше – в цилиндры двигателя.
Чем так принципиально наличие интеркулера на дизеле, или на бензиновом турбированном моторе?
Представим, что в системе интеркулера нет. Турбина всасывает воздух, и в результате создаваемого давления воздух начинает нагреваться. Испытания показывали, что греться воздух может и до 200 градусов, что весьма небезопасно для работы турбины.
Из курса физики мы знаем, что когда повышается температура воздуха, то снижается его плотность, следовательно, менее плотный воздух дает гораздо меньший прирост мощности от турбины.
Благодаря интеркулеру, температура воздуха, который поступает во впускной коллектор, находится в отметке 50-60 градусов, и этого вполне достаточно для того, чтобы получить весьма ощутимую прибавку мощности.
Виды интеркулеров
Существует 2 типа интеркулеров – воздушного типа, который является более традиционным и распространенным, и интеркулер с водяным охлаждением. Так как устройство первого мы рассматриваем на протяжении всей статьи, давайте немного уделим внимание второму типу интеркулеров.
В данном случае в роли охладителя выступает не воздух, а вода. Вода гораздо эффективнее справляется с этой ролью, благодаря чему достигается лучший эффект. К тому же, жидкостный интеркулер значительно меньше в габаритах, нежели воздушный, а значит, он не требует специального места в подкапотном пространстве.
Правда, без минусов тоже не обошлось. Водяной интеркулер значительно сложнее устроен, в качестве его обязательных дополнений являются водяной насос, датчик температуры, блок управления. Все это означает существенное удорожание конструкции и повышение сложности ее ремонта.
Поэтому на автомобилях в 80% случаях используются именно воздушные охладители, как бюджетные и простые.
Неисправности интеркулера
Вполне логично предположить, что наличие дополнительных элементов в автомобиле, того же интеркулера, означает необходимость периодических финансовых вложений. Интеркулеру, как и любой другой детали машины, тоже свойственно ломаться.
Давайте же рассмотрим, какие бывают поломки интеркулеров?
- Турбина гонит масло в интеркулер. Собственно, одна из широко распространенных проблем, которая встречается среди автомобилистов. Однако многие забывают одну истину: масло в интеркулере, небольшой его расход – вполне приемлемый для турбированных моторов, поэтому не стоит паниковать. К примеру, в нормах допустимого является расход масла 0.7-1л на 10 тыс. км пробега. Если же у вас эта цифра значительно превышает лимит – есть серьезный повод обратиться в сервис.
- Образование трещин на интеркулере. Как правило, устанавливается он в передней части автомобиля, а значит, сильно подвержен механическому воздействию. Любой отлетевший в интеркулер камушек от другого автомобиля может доставить серьезные проблемы. Так как этот элемент стоит весьма не дешево, то многие прибегают к ремонту интеркулера своими руками.
- Наконец, проблему представляет и постоянное загрязнение интеркулера. Особенно в зимнее время, когда дороги посыпают химикатами, чистка интеркулера должна проводиться как можно чаще.
Что же, мы с вами рассмотрели, что такое интеркулер в машине, для чего он нужен и какие функции выполняет. Надеемся, что по устройству радиатора интеркулера нам удалось ответить на все ваши вопросы.
Источник - http://pro-tachku.ru/pro-avtoservis/interkuler-vse-o-malenkom-radiatore-turbomotora.html
Масло в интеркулере дизельного двигателя: найти причину
Чем больше в автомобиле различных технических ухищрений, тем более сложным становится его обслуживание. Вот например, двигатели с турбонаддувом. С одной стороны — повышение мощности двигателя при том же рабочем объеме, сокращение расхода топлива.
С другой — увеличенные размеры и масса моторного агрегата. А главное — повышенные требования к обслуживанию. Особого внимания требуют турбокомпрессор и охладитель воздуха. Специфические проблемы последнего рассматриваются в предлагаемой статье.
Что такое интеркулер и для чего он нужен
Создатели автомобилей для повышения мощности силовых агрегатов давно уже не идут по пути увеличения литража. Мощность увеличивают за счет дополнительных технических решений. Одним из них является применение турбонаддува.
Суть его заключается в том, чтобы подать в цилиндры дополнительное количество воздуха, благодаря чему можно добавить больше и топлива, то есть снять с рабочего объема большую мощность (до 80%).
Для этой цели двигатели внутреннего сгорания (ДВС), как дизельные, так и бензиновые, оснащают турбинами, приводимыми в действие от выхлопных газов.
Однако турбированный воздух при этом нагревается до 200 — 250°C.
Как известно из физики, при нагреве газы расширяются, а значит, объемная плотность их уменьшается. Это приводит к тому, что фактически в единице объема оказывается меньше молекул газа, в частности — кислорода. То есть хотели подать его больше, а за счет уменьшенной плотности прибавка получается недостаточной.
Пришлось устанавливать дополнительное устройство для охлаждения нагнетаемого воздуха — промежуточный охладитель (интеркулер).
Этот узел представляет собой охлаждающий радиатор, через который проходит горячий воздух от турбины нагнетателя. Существуют 2 вида кулеров: воздушный («воздух-воздух») и жидкостный («воздух-вода»).
Первый охлаждается воздухом и располагается перед радиатором охлаждения двигателя.
В противном случае он будет находиться в теплой среде, что снизит его эффективность. Жидкостный охладитель («воздух-жидкость») представляет собой воздушный радиатор, помещенный в жидкость, охлаждаемую путем циркулирования с помощью дополнительного насоса. Из-за сложной конструкции применяются реже.
Кашу маслом не испортишь?
Интеркулер мог бы работать вечно, если не одно «но». Через какое-то время многие владельцы автомобилей с турбинным наддувом замечают потеки масла в местах соединения шлангов и патрубков радиатора. Масляные потеки свидетельствуют о попадании масла в охлаждающее устройство. Откуда и каким образом оно там оказывается?
Чтобы разобраться в этом, достаточно представить себе маршрут воздуха, проходящего через кулер. Очевидно, что воздух в радиатор подается турбиной, а именно, — холодной ступенью. Основной объем воздуха в полость нагнетательной ступени всасывается из атмосферы через воздушный фильтр.
Кроме того, на всасывающем воздухопроводе врезан более тонкий шланг вентиляции картерных газов, соединенный с картером через клапан принудительной вентиляции (PCV-клапан). Таким образом, масло может поступать вместе с воздухом из воздушного фильтра, из системы смазки турбины либо из картерного пространства.
А может это не так уж и страшно? В той или иной степени масло попадает в охладитель нагнетаемого воздуха практически всегда. Пока его количество не превышает 20 — 50 грамм, криминала нет. Но когда уровень доходит до нижних охлаждающих ячеек, начинается подсос масла проходящим воздухом (карбюрация), и масляный воздух поступает в цилиндры.
Как следствие, образуется нагар на клапанах, закоксовываются кольца, что увеличивает прорыв газов в картер, то есть получается положительная активная связь (когда условия для возникновения неисправности становятся еще более подходящими). Дело может закончиться перегревом двигателя и даже возгоранием моторного масла в цилиндрах.
Причины масляного недержания
Отчего появляется масло в интеркулере дизельного двигателя? Ниже рассматриваются возможные причины.
Масло идет с воздухом в распыленном виде:
- Нарушения в работе системы вентиляции картерных газов. Они вызываются засорением вентиляционного шланга, либо заклиниванием PCV-клапана. В результате частицы моторного масла вместе с картерными газами засасываются во всасывающий шланг турбины и далее поступают в интеркулер.
- К таким же последствиям приводит и грязный воздушный фильтр. За счет повышенного разрежения перед турбиной также происходит усиленный подсос картерных газов с масляной взвесью.
- Наконец, наличие масла в корпусе воздушного фильтра. Основные причины — износ поршневых колец, загрязнение вентиляционного канала и сменного фильтрующего элемента.
Смазочное масло поступает из турбины из-за повышенного давления в системе смазки либо утечек, связанных с износом деталей:
- Забит масляный фильтр, вследствие чего масло выдавливается из смазочных каналов подшипников турбины.
- Погнута отводная труба от смазочных камер ротора. В результате увеличилось сопротивлению сливу, что также приводит к выдавливанию масла.
- Масло гонит из подшипников и в случае износа уплотняющих сальников.
Устранение неисправностей
Чтобы узнать — гонит ли масло из турбины, необходимо открутить крепежные хомуты и отсоединить от выходного патрубка подающий рукав. Утечки масла, если они есть, будут видны. Дальнейшие действия:
- Снять турбину с двигателя, разобрать ее, удалить грязь из масляных каналов, промыть детали соляркой. После чего проверить корпус — нет ли в нем трещин.
- Поставить новые подшипники, уплотнения, запорные кольца. Шейки вала и втулки смазать моторным маслом.
- Проверить сливную магистраль, промыть от грязи, отложений. Если она деформирована — выправить.
- Очистить систему вентиляции картера, включая малую и большую ветви, а также маслосъемники и клапан PCV. Последний не содержит резиновых деталей, поэтому его можно промывать любым растворителем.
- Заменить масляный и воздушный фильтры.
- В заключение рекомендуется произвести замену моторного масла.
Внимание: для дизелей с турбонаддувом необходимо использовать специальное масло с присадками, сохраняющими смазывающие свойства при высокой температуре в газовой турбине.
Промывание желудка
После того как причины заливания интеркулера маслом будут устранены, приступают к промывке воздушного радиатора. В отличие от радиатора охлаждения, интеркулер для промывки от масла необходимо снять, поскольку он обычно не имеет сливного отверстия. Иногда на форумах спрашивают: сливать ли масло из системы смазки двигателя?
А зачем? Если это воздушник, то он никак не пересекается с масляными магистралями. В жидкостном охладителе сливают охлаждающую жидкость. Вот аккумуляторную батарею с целью безопасности необходимо отключить.
Значительные внешние загрязнения удаляют жесткой щеткой, предварительно замочив поверхность устройства. Механические повреждения следует осторожно выправить с помощью плоской отвертки и плоскогубцев. Для внешней очистки можно использовать универсальный автомобильный очиститель Profoam 2000.
Аэрозольное средство распыляют на поверхность и во все внутренние щели охлаждающих пластин. По истечении времени, указанного на упаковке (0,5 — 1 мин), растворенную грязь смывают водой. Неплохо использовать моечное устройство Karcher. При этом не следует устанавливать излишне высокое давление, чтобы не повредить ажурные соты охладителя.
Внутренность прибора промывают любыми растворами, растворяющими масло. Один из них — Profoam 1000, продающийся в пластиковых канистрах. Емкости 4 литра будет достаточно, если останется, можно использовать в другой раз.
Способ промывки: заткнуть одну горловину тряпкой, медленно (чтобы не допускать образование воздушных пробок) залить внутрь некоторый объем растворителя.
Подождать до одной минуты (не более, потому что средство довольно агрессивно), после чего заткнуть второе отверстие и прополоскать внутренности. Слить образовавшуюся жижу. Операцию повторить 3 — 4 раза.
В заключение тщательно промыть полости водой тем же Кэрхером и высушить устройство.
Опасность: предложенный раствор ядовит, с ним необходимо работать в резиновых перчатках и защитных очках.
Еще одно средство, используемое автолюбителями — смесь керосина, бензина и ацетона в равных долях. Залитую смесь выдерживают около суток, после чего прополаскивают радиатор и выливают содержимое. Затем 2 — 3 раза промывают бензином и в заключение прополаскивают горячей водой.
Полезный совет
Решая какие-то проблемы, часто путают причину и следствие. Так и с интеркулером, его замасливание — всего лишь следствие, а причин несколько, и наиболее важная — выброс смазочного масла турбиной из-за износа уплотнителей. К сожалению, износ — это естественный процесс, сопровождающий работу любого механизма, в том числе и турбины ДВС.
Наряду с этим, бывает износ из-за неправильной эксплуатации. При большой скорости вращения ротора подшипники усиленно нагреваются, поэтому для их охлаждения предусмотрена проточная система смазки под давлением, выполняющая одновременно и функцию охлаждения.
После остановки двигателя в конце поездки масляный насос прекращает подачу масла практически мгновенно, в то время как турбина на выбеге вращается еще некоторое время. При этом тепло выделяется, а охлаждения уже нет. Происходит тепловой удар, приводящий в отсутствие смазки к усиленному износу подшипников и уплотнений.
Чтобы исключить это явление, обладателям турбодвигателей рекомендуется не сразу глушить мотор, а позволить ему поработать 2 — 3 минуты на холостых оборотах, пока не снизится температура турбины. Некоторые современные машины оснащаются турботаймером, который останавливает двигатель через некоторое время после поворота ключа. Остальные владельцы могут установить это устройство самостоятельно.
Итак, чтобы поддерживать расчетный режим образования топливно-воздушной смеси на дизельных двигателях с турбонаддувом, необходимо внимательно следить за состоянием системы промежуточного охлаждения воздуха.
Главной болезнью надувного дизеля является замасливание интеркулера.
Поэтому при появлении первых симптомов — масляных потеков на подводящих патрубках, следует устранить причины возникших нарушений.
Источник - http://AvtoDvigateli.com/remont-i-uhod/maslo-v-interkulere-dizelya.html
Интеркулер – незаменимый элемент турбонаддува
Интеркулер – это специальное устройство, устанавливаемое в моторный отсек автомобиля, которое помогает охладить воздух, поступающий от турбокомпрессора в цилиндры двигателя.
Применяется он в различных видах транспортных средств, наиболее широкое распространение этот агрегат получил, когда автомобильные производители начали устанавливать на легковые автомобили турбированные силовые установки.
Причем, первоначально интеркулерам нашли применение в автомобильном спорте – двигателям гоночных автомобилей крайне необходимо было скоростное охлаждение поступающих от турбокомпрессора потоков воздуха, а установка дополнительных воздухозаборников в капотах и перед радиатором не помогала.
Тогда инженеры-конструкторы додумались создать портативный теплообменник, который при помощи циркулирующей в нем охлаждающей жидкости или притока воздуха извне мог снижать температуру воздуха, поступающего от турбонагнетателя.
Это устройство было названо Intercooler (дословно с английского – «промежуточный охладитель»).
Оно имело два типа крепления – фронтальный, когда интеркулер устанавливался перед радиатором или под передним крылом автомобиля, и верхне-горизонтальный, когда устройство монтировалось сверху над двигателем, а воздух к нему подавался через воздухозаборник в капоте.
Интеркулер
По способу охлаждения эти устройства делятся на два типа – воздуховоздушный и водовоздушный. Первый тип долгое время считался менее практичным вследствие того, что сам интеркулер был большого размера, а эффективное охлаждение воздуха происходило при достижении автомобилем скорости свыше 30 км/час.
Такой интеркулер в основном использовался на грузовых автомобилях, оснащенных турбированными двигателями. Однако при увеличении количества легковых автомобилей, которые оборудовались турбодвигателями, появилась потребность в компактных интеркулерах, которые работали на приточном воздухе.
Вскоре такие устройства были созданы и представляют они собой пластинчатый радиатор с подводящей трубой, через которую в радиатор поступает воздух извне.
Второй тип — более затратный по ресурсам, и используется он в основном на спецтехнике (например, на железнодорожных тепловозах).
Впрочем, некоторые модели гоночных автомобилей также имеют водовоздушные интеркулеры, которые охлаждают потоки идущего из турбокомпрессора воздуха при помощи циркулирующей в них жидкости.
У этих устройств есть еще одна разновидность – интеркулер, который охлаждается при помощи специальных форсунок, разбрызгивающих на его поверхность воду, за счет чего идет охлаждение уже самого поступающего в цилиндры воздуха.
Принцип работы интеркулера состоит в том, чтобы охладить нагнетаемый турбиной поток воздуха, направляемого в цилиндры, где он должен смешаться с горючим и образовать топливовоздушную смесь.
Когда воздух в цилиндр поступает горячим, его объем растет, а плотность уменьшается, что приводит к образованию высокообогащенной смеси, которая сгорает не полностью и вызывает детонацию двигателя.
При детонации срок службы колец и поршней сокращается, что в конечном итоге может привести к выходу их из строя.
Когда же воздух при помощи интеркулера охлаждается, его объем уменьшается, а плотность растет, вследствие чего в цилиндре образуется пригодная к эффективному сгоранию топливовоздушная смесь. Установка интеркулера позволяет повысить мощность двигателя на несколько лошадиных сил (в зависимости от типа и размера устройства). Именно поэтому его часто используют в тюнинге – для увеличения мощности.
Спорткар с интеркулером
Тюнингованный Nissan
Источник - https://avtoexperts.ru/article/interkuler-nezamenimy-j-e-lement-turbonadduva/
Интеркулер — что это?
Что такое интеркулер в автомобиле и для чего он нужен? Удивительно, однако, правильный ответ на этот вопрос не знают даже те люди, у которых есть собственный автомобиль. Возможно, все проблемы с их авто они доверяют решать специалистам, а потому в подобных знаниях у них просто нет необходимости.
Итак, интеркулер – это важнейший промежуточный компонент системы, которая подает в цилиндры силовой установки воздух. При этом он выполняет, как ясно из названия, исключительно охлаждающую функцию.
Он может быть и на бензиновых, и на дизельных двигателях. В результате его работы температура воздуха, поступающего в двигатель, снижается.
Он становится более плотным, что положительно сказывается на давлении в цилиндрах и на процессе формирования горючей смеси.
Если говорить еще проще и понятнее, более холодный воздух будет обладать большей плотностью, большее количество воздуха поступит в мотор, а как результат, сильнее будет и давление в цилиндрах. Это самым благоприятным образом скажется на качестве смеси.
В летний период времени и в ночное время суток автомобиль демонстрирует свои лучшие характеристики, что не случайно, ведь воздух является более охлажденным. Если двигатель турбированный, воздух в сжатом состоянии способен нагреваться до очень высокой температуры – до 200 градусов.
Причин этому несколько – во-первых, сжатие воздуха, вследствие чего его разогрев происходит быстрее. Во-вторых, выхлопные газы передают свою температуру, находясь в разогретом состоянии.
Каждый из перечисленных факторов негативно влияет на турбонаддув и его работу, снижая интенсивность. Чтобы снизить температуру, достаточно будет установить интеркулер.
Принцип работы интеркулера изображен ниже на картинке.
Устройство интеркулера автомобиля
Устройство данного компонента не отличается замысловатостью и считается очень простым.
Если посмотреть на него впервые, он напомнит стандартный радиатор, в котором предусмотрено множество пластин, патрубков и различных ходов.
Чтобы эффективно охлаждать, важно чтобы патрубки обладали достаточной длиной. При этом также немаловажно, чтобы они были прямыми, а иначе давление может снизиться.
Дополнительно к патрубкам могут привариваться внешние пластинки, которые позволяют добиться еще большего охлаждающего эффекта. Это также позволяет лучше отводить тепло. Как правило, они создаются из алюминия либо меди, и этот выбор не случаен, ведь именно два этих материала обладают наилучшей теплоотдачей.
Типы устройств
Интеркулеры можно разделить на 2 типа – воздушные и водяные. В первом случае эффект охлаждения достигается за счет набегающего потока воздуха, который образуется в момент движения авто. Чем выше скорость машины, тем данный процесс будет протекать более интенсивно. Во втором случае за основу берется циркуляция охлаждающей жидкости.
Воздушные интеркулеры отличаются простотой, но при этом являются более громоздкими и менее эффективными. Водяные системы более компактные, однако, в процессе использования они значительно сложнее.
Эффективность работы интеркулеров приятно удивляет. Так, за счет охлаждения воздуха на 10 градусов производительность силовой установки способна возрасти сразу на 3%. Даже если мы возьмем для рассмотрения более простые по конструкции воздушные интеркулеры, они без труда способны охладить воздух на 50 градусов, а это, немного ни мало, прибавка в 15% к общей мощности мотора. Весьма неплохо.
Недостатки интеркулеров
Конечно, можно очень долго рассматривать плюсы и преимущества, которыми обладают интеркулеры, однако будет несправедливым отметить и некоторые недостатки, которые присущи этой системе.
Недостаток номер один – снижение давления. Ведь очевидно, что проходящий через огромное количество трубок поток будет передавать некоторую часть собственной энергии.
Второй минус – внушительный вес. Некоторые модели устройств способны достигать 20 кг, так что компактностью они точно не могут похвастаться.
И последний недостаток, который присущ только водяным системам – это обязательное использование охлаждающей жидкости. Как только жидкость начнет вытекать, эффективность системы моментально и очень серьезно снизится, потому такие интеркулеры требуют особенного контроля за их работой.
А что, если интеркулер просто убрать?
Конечно, убрать данное устройство не составит труда, но при этом важно учесть, что от подобных действий никто не выиграет. Вы добьетесь только того, что мощность двигателя снизится на 20%, но разве это может являться вашей целью? Естественно, нет.
Кроме того, размещенная на силовой установке система подачи воздуха не предусматривает высоких температур, потому убрать интеркулер будет не слишком правильным решением.
А еще установка оборудования больших размеров является едва ли не основной услугой многих тюнинг-центров, и это говорит о многом.
Видео
Рекомендую прочитать:
Источник: http://autoepoch.ru/avtoazbuka/interkuler-chto-eto.html
Для чего нужен интеркулер
Любой автомобиль состоит из множества деталей и механизмов, стабильность работы которых зависит от правильного монтажа. Одной из таких деталей является интеркулер, известный среди большинства автомобилистов как радиатор. Он находится между компрессором и впускным коллектором. О функциях и принципе работы радиатора вы узнаете из этой статьи.
Обмен теплом должен проходить правильно
Основным предназначением интеркулера является охлаждение воздушного потока, нагревающегося при прохождении в компрессоре процесса сжатия. В зависимости от степени охлаждения зависит эффективность работы теплообменника.
Чтобы система промежуточного охлаждения турбосистемы работала стабильно, необходимо как можно эффективнее использовать эксплуатационные характеристики этого прибора. Помимо этого от квалифицированной установки зависит долговечность работы интеркулера.
Эффективность работы интеркулера зависит от ряда параметров, которые необходимо учитывать на этапе производства прибора. Основными из них являются:
- степень отведения тепла;
- снижение давления, создаваемого турбонаддувом;
- увеличение инерции воздушного потока.
Принцип работы охладителя воздушных потоков
За своевременное охлаждение раскаленного воздуха, отвечают специальные пластины и оболочки, расположенные в теплообменнике. По большому счету они представляют собой стенки теплообменника, от площади которой зависит эффективность охлаждения. Однако КПД не зависит напрямую от размеров теплообменника.
Если увеличить его в два раза, производительность прибора останется на прежнем уровне. А вот если площадь стенок станет больше всего на 10%, то и эффективность охлаждения воздушных потоков увеличится на столько же. Чтобы понять принцип работы интеркулера необходимо иметь представление о его устройстве.
Во время движения транспортного средства через интеркулер проходят потоки раскаленного воздуха. При этом чем сложнее его движение, тем больше тепла будет теряться. С другой стороны, необходимо минимизировать потери давления, создаваемого наддувом.
Чтобы как можно больше компенсировать сложное движение воздуха, внутреннее сечение проводящего канала было достаточного диаметра, чтобы задержать воздух в радиаторе и снизить интенсивность воздушного потока.
Таким образом, потери давления будут минимизированы.
Имеет ли значение объем интеркулера?
От того, насколько правильно подобран радиатор для вашего автомобиля, зависит стабильность его работы.
Внутренний объем интеркулера должен быть полностью заполнен воздухом, до того момента, как в коллекторе создастся давление.
Для создания продуманной системы промежуточного охлаждения необходимо рассчитать оптимальный внутренний объем прибора, расчет которого происходит по следующей формуле:
- объем внутренней камеры радиатора делится на объем воздушного потока;
- полученная величина умножается на 2 (два — взято неслучайно, поскольку во время ускорения воздушный поток удваивается).
При разработке проекта интеркулера очень важно добиться максимальной производительности всей системы охлаждения. Важно не только добиться хорошего отвода тепла, но и добиться максимально возможного давления в системе турбонаддува.
Не забывайте о мощности
Работа системы промежуточного охлаждения должна быть синхронной с другими узлами автомобиля. Поэтому очень важно учитывать, какой процент мощности теряется при падении давления в интеркулере.
Необходимо учитывать, что при потере мощности не стоит спешить восстанавливать ее, поскольку это приведет к увеличению давления во выпускном коллекторе и вызовет обратный поток угарных газов в камеру сгорания, в результате чего ее температура возрастет.
Чтобы правильно рассчитать оптимальные параметры интеркулера, нужно произвести замеры повышения температуры воздуха, проходящего через турбину, и понижения температуры, которое происходит в результате воздействия охладителя. В наши дни на прилавках магазинов можно встретить два типа этих устройств: воздух-воздух или воздух вода.
Первый тип обладает более высокой эффективностью охлаждения при движении на высоких скоростях и простой конструкцией. Помимо этого обслуживание этого прибора в несколько раз проще, но большие габариты таких патрубков ограничивают область их применения.
Второй тип более эффективен при движении на низких скоростях, однако, конструкция у этих устройств значительно сложнее и стоимость обслуживания выше.
Сбалансированный интеркулер: устройство и принцип работы
Для того чтобы добиться хорошей сбалансированности охладителя, необходимо учесть некоторые технические нюансы:
- Большой диаметр внутреннего сечения воздуховода. Потери давления, создаваемого потоками воздуха, зависят именно от диаметра сечения теплообменника. Сложности, возникающие в процессе производства, заключается в том, что невозможно вычислить оптимальный диаметр сечения. Однако в процессе эксплуатации можно использовать турбулизаторы, препятствующие передаче тепловой энергии от раскаленного воздуха к стенкам прибора. Эффективность теплообмена зависит от плотности турбулизаторов.
- Размеры ядра. Диаметр проводящих каналов зависит непосредственно от их длины. Чем длиннее канал, тем больше его сечение.
- За охлаждение и окружающего и надувного воздуха отвечает лобовая площадь. Следовательно, чем больше масса окружающего воздуха, тем эффективнее интеркулер будет справляться с его охлаждением.
- Обтекаемость внутреннего пространства прибора. Чем выше этот параметр, тем свободнее воздух будет перемешаться по интеркулеру.
- Качество подводящих каналов. Как утверждают многие механики, используя хорошие каналы, подводящие холодный воздух, можно повысить эффективность промежуточной охлаждающей системы на 20%.
- Размеры и форма трубы. От того, какого размера и формы трубы используются в теплообменнике, зависит скорость и проходимость воздушного потока.
- Количество изгибов и качество соединения патрубков. Любой из изгибов может привести к потере потока воздуха, поэтому чем их меньше, тем стабильнее будет работа радиатора. Также необходимо обращать большое внимание герметичности соединения патрубков, поскольку если один из них будет пропускать воздух, то давление наддува будет падать.
Где лучше всего устанавливать радиатор интеркулера?
Как правило, этот прибор устанавливается в любое свободное пространство автомобиля, где достаточно места.
Единственное правило, которое необходимо строго соблюдать при интеркулера, — это не устанавливать его в отсек двигателя или вблизи радиатора охлаждения, поскольку воздух не будет успевать нагреваться до достаточной температуры и давление наддува будет очень слабым.
При таком монтаже радиатор интеркулера будет выступать в качестве промежуточного нагревателя, а не охладителя. Необходимо помнить, что перегрев интеркулера под капотом может быть причиной многих проблем.
Поэтому устанавливать этот прибор лучше — всего в изолированном месте с продуманной системой подвода труб. Оптимальным местом для установки интеркулера является место под капотом возле боковых крыльев или за передним бампером.
Какие проблемы могут быть в процессе эксплуатации интеркулера?
Одна из наиболее распространенных проблем, возникающих с радиатором интеркулера, является масло. Причиной этому могут быть втулки турбины, изнашивающиеся в процессе эксплуатации.
Помимо этого протечки масла во впускной канал могут происходить при работе двигателя на высоких оборотах. Накопленное в радиаторе масло значительно снижает эксплуатационные характеристики и ухудшает эффективность работы прибора.
Если вы заметили, что промежуточная система охлаждения перестала справляться с поставленной задачей, то необходимо просто прочистить ее.
Каждому автомобилю – свой интеркулер
В наши дни различные производители автомобилей используют разные по конструкции интеркулеры. Например, автомобильный концерн Nissan изготавливает промежуточные системы охлаждения для конкретного автомобиля индивидуально.
Поэтому при выборе радиатора для своего транспортного средства необходимо учитывать множество нюансов: фронтальную площадь и толщину теплообменника, направление воздушного потока, диаметр проводящего канала и многое другое.
Однако все больше автомобильных производителей отказываются от использования интеркулеров и турбонаддувов в новых моделях, предпочитая им новое поколение силовых агрегатов.
А вот в немецких автомобилях Mercedes в качестве интеркулера служит теплообменник, в котором и происходит охлаждение проходящего через него воздуха. Устанавливается такая система охлаждения в передней части моторного отсека.
Стоит ли устанавливать интеркулер в свой автомобиль?
По мнению многих опытных автомехаников и инженеров, интеркулер незаменим в автомобилях с турбонаддувом. В наши дни в магазинах продается множество конфигураций этого прибора, поэтому подобрать подходящий для своего автомобиля вариант не составит особого труда.
Выбор радиатора необходимо осуществлять исходя из конструктивных особенностей установленной в автомобиль турбины.
Предпочтение следует отдавать интеркулерам, изготовленным из листового металла небольшой толщины, поскольку тепло в таких радиаторах сохраняется значительно дольше, в результате чего, эффективность работы и производительность интеркулеров увеличивается.
Источник: http://AutoBrains.ru/others/dlya-chego-nuzhen-interkuler/
Назначение и принцип работы Интеркулера
Если вы найдете ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.
20-08-2014, 19:44
Просмотров: 11 664
В автомобилях, которые имеют турбированный двигатель, одним из основных элементов системы является интеркулер.
Назначение интеркулера
Все просто – в систему под большим давлением нагнетается воздух, что приводит к повышению его температуры практически до 200 градусов Цельсия. От выхлопных газов нагревается и турбокомпрессор.
Как следствие, плотность воздушных потоков уменьшается, чего не желательно допускать по причине снижения давления наддува и эффективности самого устройства.
В бензиновых моторах такая ситуация чревата вероятной детонацией по причине повышенного содержания окиси азота в выхлопе машины.
Для эффективной борьбы с перегревом как раз и предназначено простое, но гениальное изобретение – интеркулер.
Его основное назначение – охлаждение воздуха, который поступает в турбокомпрессор.
Слово «интеркулер» переводится как «промежуточный охладитель». Воздух проходит через устройство и охлаждается до температуры 50-60 градусов Цельсия.
При этом он становится не только холоднее, но и качественнее, что позволяет рассчитывать на увеличение мощности и производительности двигателя.
Получаемый эффект
Не секрет, что охлаждение воздуха всего на десять-пятнадцать градусов Цельсия позволяет рассчитывать на серьезную прибавку мощности (до 3-5%). При этом горючая смесь сгорает гораздо быстрее, что дает неплохую экономию топлива.
Уменьшается и объем вредных выбросов в атмосферу. Суммарная эффективность, на которую можно рассчитывать от установки интеркулера, составляет около 20%.
Но охлаждение воздуха – не единственная особенность интеркулера. Данное устройство выступает в роли некоторого препятствия на пути воздушного потока, что приводит к резкому снижению давления наддува.
Поэтому однозначно говорить о целесообразности установки интеркулера нельзя. Перед монтажом необходимо произвести точный расчет, выиграет или потеряет двигатель в мощности.
Типы устройств
На сегодня можно выделить два основных типа устройств – с водным или воздушным охлаждением.
Конструкция самого охладителя очень проста – он представляет собой систему промежуточных пластин и труб. Наибольшей популярностью (именно по причине своей простоты) пользуются воздушные охладители.
Устройство воздушного интеркулера
Разработчики с умом подошли к созданию устройства. Для повышения эффективности охлаждения конструкторами были увеличены специальные камеры устройства, толщина и направление которых может меняться.
Многочисленные «хода» интеркулера выполнены из медных или алюминиевых пластин, что увеличивает площадь и, как следствие, эффективность охлаждения.
Но не стоит и забывать об одном «но». Чем больше препятствий создается для воздуха, тем меньшим будет давление в самом турбонаддуве. Соответственно, эффективность турбонаддува также упадет.
Где устанавливается «воздушный» интеркулер
Монтаж интеркулера воздушного типа осуществляется непосредственно под капотом, в местах, где скапливаются большие потоки воздуха. Чаще всего специалисты производят установку прямо перед радиатором охлаждения.
Ранее была популярной установка интеркулера над двигателем, но сегодня данный вариант встречается все реже. Если же принимается такое решение, то без установки воздухозаборника на крыше обойтись не получится.
Кроме этого, интеркулер может получать “порцию” воздуха через дополнительные отверстия в боковой части кузова транспортного средства.
Интеркулер с водным охлаждением.
Интеркулер, имеющий водяное охлаждение, может похвастаться целым рядом преимуществ.
Во-первых, он более компактный, поэтому установку можно произвести в любом месте под капотом.
Во-вторых, эффективность данного устройства намного выше, чем у интеркулера с воздушным охлаждением.
Нельзя не отметить и некоторые недостатки водного охлаждения. В частности, устройства такого типа обладают сложной конструкцией.
Обязательным элементом системы является воздушный радиатор, электронных блок управления, система патрубков и водяная помпа.
Активно используется и штатная система охлаждения, которая в комплексе с вышеперечисленными устройствами образует эффективную систему охлаждения.
Подводим итог
Какой можно сделать вывод? В большинстве случаев достаточно интеркулера с воздушным охлаждением, ведь данное устройство обладает простой конструкцией и доступно для каждого кошелька.
В случае, если данный тип устройства по различным причинам установить на авто не удается, тогда отдается предпочтение водяному интеркулеру. В любом случае, только автолюбителю принимать решение.
Если в статье есть видео и оно не проигрывается, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно введите любое слово и нажмите “ОТПРАВИТЬ”. Спасибо.
ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ:
Источник: https://AutoTopik.ru/vse-pro-avtomobili/622-interkuler.html
Интеркулер — назначение, их типы и принцип работы
Интеркулер – это радиатор (теплообменник), который располагается между компрессором и коллектором (впускным).
Интеркулером оборудованы двигатели с турбонаддувом. Дело в том, что в таких силовых агрегатах происходит сжатие воздуха с одновременным увеличением его плотности.
Но сжатие воздуха ведет к его сильному нагреву (до 200 градусов), что дополняется работой самого турбокомпрессора, который приводится в действие отработанными газами.
По причине нагрева падает давление наддува, потому как плотность воздуха становится ниже.
Назначение и принцип работы интеркулера
Интеркулер находится между компрессором и коллектором
Данное устройство устанавливается на двигатели для охлаждения воздуха, поступающего в результате работы турбокомпрессора. Как известно, понижение температуры наддувочного воздуха всего на 10 градусов дает 3% прибавку к мощности. Интеркулер же в состоянии обеспечить охлаждение потока воздуха до температуры в 50-60 градусов.
Кроме этого, несколько повышается экономичность мотора и экологические показатели, потому как сгорание смеси становится более эффективным. В итоге интеркулер заметно повышает мощность двигателя (прирост составляет порядка 20%). Лучше всего, если воздух в нем будет охлажден до той температуры, которая в конкретный момент на улице, однако такой агрегат будет слишком громоздким.
Однако у данного прибора есть и определенные минусы. Главный из них – создание барьера на пути воздушного потока. Это необратимо, потому как интеркулер охлаждает его. В результате давление наддува немного падает. Следовательно, для достижения наддувного эффекта тратится часть энергии, которая предназначена для этого самого наддува.
Типы интеркулеров
Существует 2 категории таких приборов. Они делятся в зависимости от типа охлаждения:
- воздушное охлаждение;
- водяное охлаждение.
Воздушный тип
Наиболее распространенным является именно первый тип. Эта популярность объясняется его простотой. Такой агрегат представляет собой радиатор из труб и пластин, который монтируется между компрессором и коллектором.
В целях большего охлаждения конструкторы применили схему, согласно которой трубы изменяют направление (по длине). Благодаря этому общая площадь увеличивается, что способствует достижению цели.
Что касается пластин, то они призваны заметно увеличить площадь агрегата и повысить теплоотдачу. Однако такая компоновка несколько снижает эффективность интеркулера.
Дело в том, что большое количество изгибов создает дополнительные препятствия для воздушного потока, а это понижает давление.
Расположение такого прибора может быть разным. Как правило, его могут установить в следующих местах под капотом автомобиля:
- За бампером – это расположение в центральной части. Для этого в бампере делается вырез;
- Над мотором – в капоте приходится вырезать часть и делать специальный воздухозаборник;
- Сбоку – это может быть боковая часть левого или правого крыла. Воздухозаборник нужно делать в крыльях.
Как правило, для изготовления таких радиаторов используется «крылатый металл», так как его теплопроводность на высоком уровне, но иногда интеркулеры могут быть и медными.
Для каждого конкретного типа двигателя создается свой интеркулер.
Это необходимо, потому как следует учитывать множество факторов, среди которых направление потока, площадь самого радиатора, внутреннее сечение труб и тому подобные аспекты.
Водяной тип
Данный вид конструкции гораздо эффективнее воздушного. Он намного компактнее, поэтому его можно установить практически в любом месте под капотом машины, где есть свободное пространство.
Благодаря охлаждающей жидкости тепло отводится намного эффективнее, что означает гораздо большую производительность такого радиатора.
Единственно, после нагрева этого интеркулера требуется больше времени для того, чтобы он остыл.
Но данная компоновка таит в себе не только достоинства. Без недостатков не обходится. К ним можно отнести более сложную конструкцию всего теплообменника.
Ведь для его нормальной работы необходима установка дополнительных комплектующих: патрубков, воздушного радиатора, ЭБУ и водяного насоса. Все это называется двухконтурной системой охлаждения.
Наличие всего этого оборудования делает такой интеркулер более дорогим и обременительным в эксплуатации и ремонте.
Такая сложность всей системы обусловила ее невысокую популярность, однако на тех моторах, где применение воздушного радиатора, в силу каких-либо причин, невозможно, происходит установка водяного типа. Яркий пример – двигатели TSI.
Видео:
Вот на этом всё. Всем удачи на дорогах!
(1 раз, оценка: 1,00 из 5)
Загрузка…
Источник: http://avto-i-avto.ru/ustrojstvo-avto/interkuler-naznachenie-ix-tipy-i-princip-raboty.html
Грязное дело: почему в интеркулере появилось масло и что с ним делать?
Чем сложнее техника, тем чаще она выходит из строя и тем дороже обходится её восстановление — это правило является актуальным для любого механизма, включая и мотор автомобиля.
При профилактическом обслуживании дизельного двигателя, оснащённого турбонаддувом и промежуточным охладителем (интеркулером) многие владельцы транспортных средств с удивлением обнаруживают в последнем следы масла.
Паниковать и готовиться к огромным затратам при этом не стоит — вполне возможно, что проблему удастся решить «малой кровью». Сначала необходимо определить, почему же турбина гонит масло в интеркулер, а затем уже приступать к устранению обнаруженного дефекта.
Причины присутствия масла в интеркулере могут носить различный характер
Назначение детали
И тут у некоторых автомобилистов, не слишком подробно вникающих в устройство своего автомобиля, может возникнуть вопрос — а что, собственно говоря, такое интеркулер, как он выглядит и зачем нужен? Обратив своё внимание на школьный курс физики, мы можем вспомнить, что при сильном нагревании вещества расширяются, а при охлаждении — наоборот, уплотняются.
Если автомобиль оборудован турбонаддувом, воздух в нём проходит сквозь нагнетатель, приводимый в движение выхлопными газами. Последние, как известно, имеют очень высокую температуру, что приводит к нагреванию воздуха, использующегося в топливной смеси до 150–200 градусов. В результате сама смесь сильно расширяется, становится неоднородной и сгорает не полностью.
Чтобы улучшить характеристики приводного узла, смесь нужно охладить — следовательно, после турбины стоит установить радиатор, которым и является интеркулер. Он позволяет достичь множества положительных изменений, среди которых стоит назвать:
- Повышение мощности мотора;
- Снижение содержания токсичных веществ в выхлопе;
- Уменьшение расхода топлива;
- Повышение «эластичности» мотора, то есть быстроты реакции на изменение подачи горючего.
Видео о том, как работает интеркулер:
Изначально интеркулеры предназначались исключительно для установки на дизельные моторы, которые являются очень чувствительными к повышенной температуре смеси — ведь дополнительный радиатор снижает температуру воздуха, выходящего из турбины, до 50–75 градусов. Однако в настоящее время ведущие производители и тюнинговые ателье практикуют монтаж интеркулеров также на бензиновые моторы.
Чаще всего встречаются воздушные интеркулеры, которые представляют собой конструкцию, подобную стандартному радиатору системы охлаждения — отличием является только прохождение через внутренние соты воздуха вместо жидкости.
Они дешевле и практичнее, однако, требуют наличия большого объёма свободного пространства под капотом. Жидкостные интеркулеры намного меньше, но они требуют использования собственного насоса и электронного блока управления.
Как бы там ни было, масло в интеркулере дизельного двигателя вы можете обнаружить вне зависимости от того, какой конструкцией он обладает.
Основные причины поломки
Простые решения
Если вы нашли масло в интеркулере, не стоит паниковать — вполне возможно, что вам понадобится всего лишь пара часов на устранение этого недостатка. В первую очередь, проверьте состояние сливного маслопровода, который проложен между турбиной и картером мотора — он должен быть прямым и не содержать существенных изгибов.
При изогнутой сливной трубе в турбине возникает повышенное давление, которое заставляет масло продавливаться сквозь кольца уплотнения и попадать в интеркулер. Как правило, этот трубопровод изготавливается из плотного жёсткого материала, но при длительной эксплуатации он может деформироваться.
Решение предельно простое — выровнять маслопровод и закрепить его в этом положении.
Если турбина кидает масло в интеркулер, осмотрите также воздуховод, ведущий к ней — в нём не должно быть никаких трещин либо отверстий. Причиной может быть и сильно забитый фильтр, не пропускающий достаточное количество воздуха.
В обоих случаях внутри нагнетателя образуется зона разрежения, которая вытягивает масло и постепенно разрушает кольца уплотнения, загрязняя интеркулер.
Решение — очистить фильтр, а при первой возможности заменить его, а также устранить пробоины воздухопровода.
Серьёзные проблемы
Иногда так просто отделаться от возникших проблем не удаётся — масло в патрубке интеркулера появляется в результате нарушения сообщения с картером мотора. Причиной может быть образование засоров различного типа в сливном маслопроводе — от попадания в него мусора до возникновения нагара.
Очень часто автолюбители, самостоятельно проводящие ремонт дизельного мотора, используют для крепления маслопровода не специальные средства, а обычные герметики, которые при нагреве проникают внутрь трубки и образуют пробки.
Решение проблемы — снять сливной маслопровод, тщательно прочистить его и промыть, стараясь не повредить стенки трубки.
Однако это ещё не худший вариант развития событий — вполне возможно, что смазочный материал в картере поднимается выше уровня дренажного патрубка, и в результате турбина кидает масло в интеркулер.
Хорошо, если вы просто переборщили с объёмом применяемого масла — а вот при нарушении вентиляции картера ситуация будет не столь легко поправимой.
Одной из причин возникновения проблемы может быть нарушение целостности уплотнительных колец в цилиндро-поршневой группе, в результате чего отработанные газы будут попадать в картер и выдавливать масло через сливную трубку. Решение — капитальный ремонт двигателя с заменой колец.
Устранение последствий
Предположим, вы уже разобрались, почему масло в интеркулере появилось столь внезапно, и устранили причину попадания смазочного материала в промежуточный охладитель. Однако вам предстоит ещё выполнить очистку самого интеркулера.
Если не сделать этого, масло будет смешиваться с проходящим через радиатор воздухом и попадать в топливную смесь, ухудшая параметры её горения. Кроме того, существенно снизится эффективность охлаждения воздуха в интеркулере, что приведёт к лишению автомобиля преимуществ, получаемых от его установки.
В самом неприятном случае масло может загореться, что обычно происходит в результате перегрева мотора при длительной работе в предельных режимах.
Необходимо провести комплексную очистку этого приспособления — чтобы сделать это, его придётся демонтировать. Большинство интеркулеров, работающих по принципу «воздух-воздух» снять можно максимально просто — для этого достаточно открутить несколько болтов и разжать хомуты, а вот с жидкостными моделями могут возникнуть сложности.
Чтобы узнать, чем промыть интеркулер от масла, внимательно изучите инструкцию по эксплуатации транспортного средства — обычно производитель предоставляет перечень допустимых средств. Если указания на них отсутствуют, приобрести их не удаётся или они обходятся слишком дорого, можно обратить внимание на универсальную автомобильную химию.
В частности, хорошие результаты даёт применение средства Profoam 2000.
В сети можно часто встретить рекомендации относительно применения бензина, керосина, Уайт-спирита и прочих веществ, однако применять их без консультации со специалистом нельзя.
Некоторые интеркулеры содержат материалы, которые легко повреждаются растворителями или горючим — соответственно, использование таких средств приведёт к необратимому повреждению детали силового агрегата.
Идеальным вариантом является использование услуг сервисного центра, хотя это потребует от вас немалых расходов.
После того как вы промыли интеркулер согласно инструкции, указанной на ёмкости с очистительным средством, смойте остатки автомобильной химии водой. Будьте внимательны — наливать её следует только под малым давлением, так как соты радиатора могут достаточно легко повреждаться большим напором.
Повторяйте цикл очистки до тех пор, пока из интеркулера не начнёт выходить чистая вода — обычно для этого требуется 5–6 промывок. В конце можете продуть устройство тёплым воздухом под небольшим давлением — но помните, что высокая температура и увеличенный напор могут повредить интеркулер.
Когда всё будет завершено, и вы полностью устраните лишнюю воду, приспособление стоит также очистить от внешних загрязнений и установить на автомобильный двигатель.
Главное — своевременное обнаружение
Помните, что чем дольше масло будет находиться в интеркулере, тем сложнее его будет вымыть обычными средствами, не прибегая к приобретению дорогостоящей профессиональной автохимии.
Кроме того, игнорирование проблемы приведёт к её усугублению, что заставит вас потратить немалые средства на восстановление нормальной работоспособности двигателя и связанных с ним систем автомобиля. Поэтому, как только вы обнаружили течь масла в интеркулер, немедленно прекратите эксплуатацию транспортного средства и займитесь его диагностикой.
Если самостоятельно причину обнаружить не удаётся, обратитесь к профессионалу, являющемуся сотрудником автомобильного сервисного предприятия. В любом случае оставлять без внимания проблему нельзя — это обойдётся вам чересчур дорого.
Источник: http://365cars.ru/remont/turbina-gonit-maslo-v-interkuler.html