Abs – лучше с ней, чем без нее

Абс на зимней дороге – колеса.ру

Теоретически, все «электронные помощники» созданы исключительно ради нашей безопасности в автомобиле, да и на практике от них больше пользы, чем вреда. Правда, при зимнем вождении случается обратное, когда действия систем идут в разрез с попытками водителя выправить ситуацию.

Дисклеймер:

Эта статья – ни в коем случае не критика электронных систем безопасности. Речь пойдет скорее об особенностях управления машинами с АБС, системами контроля тяги, контроля устойчивости и подключаемого полного привода.

Когда антиблокировка бесполезна

АБС сейчас есть практически на любой машине. Она очень выручает в большинстве ситуаций, не допуская потери устойчивости при торможении и позволяя сохранять управляемость.

С ней можно не бояться тормозить в поворотах и на миксте, можно не пытаться дозировать тормозное усилие.

Надо замедлиться? Просто жмите изо всех сил, и машина остановится, а иногда достаточно панического удара по педали – и машина затормозит сама.

Обратите внимание

Почти всегда АБС «умнее» водителя, ведь она умеет управлять тормозным усилием на каждом колесе отдельно и точно знает скорость вращения и степень скольжения покрышки. Человек на такое не способен в принципе.

Вместе с тем, многие считают, что АБС «перебдевает», и без нее тормозной путь мог бы быть заметно меньше. В большинстве случаев противники АБС категорически не правы – это просто попытка оправдаться за собственное невнимание к дороге и машине. Но иногда АБС и правда подводит.

Блоки АБС бывают очень разные, разные у них и алгоритмы. По сути, сама идея антиблокировочной системы изъяна в себе не содержит, а вот программное обеспечение несет в себе предпочтения разработчиков и их ошибки.

Все описанные нюансы встречаются далеко не на каждом блоке АБС, и даже на одинаковых машинах поведение может различаться – в зависимости от прошивок, размерности и типа резины, загрузки машины и состояния подвески.

Тормозим в повороте

Большая часть водителей в повороте тормозить боится, но антиблокировочная система делает это возможным. В длинной пологой дуге проблем вообще никаких, но чем круче поворот, тем больше проявляет себя реальная физика движения.

Алгоритмы работы начинают выбирать между эффективностью торможения и поддержанием траектории машины. Обычно выбор делается в пользу траектории, и эффективность торможения сильно снижается.

А в ряде случаев из-за ошибок в программном обеспечении эффект растормаживания не пропорционален углу поворота, и даже при небольшом отклонении от прямой машина теряет больше четверти эффективности тормозной системы.

Статьи / История

Сначала – на самолетах Еще в 1936 году компания Bosch получила немецкий патент на устройство, предотвращающее блокировку колес на моторных транспортных средствах. До практической реализации на…

10594 0 13 03.11.2015

Бывает и так, что АБС, наоборот, перетормаживает, и машина «плужит» наружу поворота передком. Этот эффект привычен водителям, которые раньше ездили на переднеприводных машинах вообще без антиблокировочной системы, и они даже не считают это за проблему.

По-хорошему, вам стоит в безопасных условиях попробовать затормозить в поворотах разной крутизны, чтобы понять, как ведет себя АБС именно на вашей машине. А если вы поняли, что ведет она себя неадекватно, и при торможении вы теряете контроль над машиной, поищите, нет ли более свежих прошивок блока АБС для вашей модели.

Микст, «шашечки» и «стиральная доска»

Поведение машины на миксте (когда покрытие имеет сильно разный коэффициент сцепления под правыми и левыми колесами) – скользкая тема во всех смыслах. Водители-скептики уверены, что без АБС в этих условиях они сумели бы затормозить лучше.

На самом деле, в большинстве случаев система и тут тормозит максимально эффективно, с учетом сохранения прямолинейности движения.

То есть, если бы не антиблокировка, то машину при резком торможении на миксте просто разворачивает поперек дороги, если одновременно не работать рулем.

Важно

Все становится еще хуже, если покрытие не просто скользкое, а неоднородное (бугры льда на асфальте, например). И еще труднее АБС справляться со своими задачами, когда подвеска изношена, а колеса стоят слишком большие, нештатного диаметра.

Антиблокировочная система пытается сохранить прямолинейность при любом изменении коэффициента сцепления колес, и частенько из-за этого проигрывает простым тормозам без электроники.

Статьи / Практика

Как гласит пословица, военные всегда готовятся к прошедшей войне. Ровно тем же занято большинство авторов “ценных” советов по управлению машиной. Книги успевают устареть, а правки в переизданиях оказываются не в…

73722 11 11 16.01.2015

Самые современные системы АБС успевают подстроиться под условия и сохраняют высокую эффективность, но от систем разработки 90-х годов или начала 00-х подобной чуткости можно не ожидать.

В зависимости от условий, тормозной путь может оказаться как минимальным, так и большим в разы, особенно если ошибки работы антиблокировочной системы наложатся на ошибки водителя. Зато АБС позволяет избежать тяжелых последствий от потери устойчивости и вылета на встречную полосу или за пределы дороги.

Так что для среднего водителя даже «неудачный» алгоритм лучше, чем отсутствие системы.

Раскачка

АБС может многое. В частности, именно через нее сейчас частенько реализуют противооткатную функцию – на внедорожниках она обязана работать в нескольких режимах трансмиссии. Она же отвечает за плавную остановку и плавный старт на машинах с АКПП. В зимний период возможны небольшие сюрпризы, связанные с этими конструктивными особенностями.

Так, на машинах с противооткатной системой водители жалуются на сложности выбирания «в раскачку». Тормоза попросту не дают двигаться при достижении определенной частоты движений вперед-назад, и тут действительно стоит признать это несовершенство.

И все же

В любом случае, с АБС лучше, чем без нее. Ни в коем случае не вытаскивайте предохранитель системы в расчете на более эффективную работу тормозов зимой. Ведь вместе с АБС отключается и распределение тормозных усилий между передней и задней осью, и машина становится откровенно опасной даже в руках профессионала.

Про проверку уже сказано выше, но стоит повториться. Обязательно съездите на своем автомобиле куда-нибудь на пустую парковку гипермаркета, чтобы почувствовать, как работают ваши тормоза на скользком покрытии.

Системы контроля тяги

Класс систем, следящих за пробуксовкой ведущих колес под тягой, возник достаточно давно. В первую очередь ими обзавелись заднеприводные машины, для которых это было вопросом безопасности. При активной пробуксовке машина приобретала избыточную поворачиваемость, а склонность к заносу всегда считалась крайне опасной большинством водителей.

Вскоре необходимость в подобных системах появилась и на переднеприводных машинах, но тут задача была чуть другая. Нужно было уменьшить рывки на рулевом управлении при разгоне и рысканье по траектории из-за неравномерности тяги слева и справа. А заодно сохранить коробку передач и дифференциал в целости и сохранности.

Сравнительно небольшая стоимость подобных систем привела к тому, что почти все машины с мощностью свыше 120-150 л.с. уже к концу 90-х годов были оснащены чем-то похожим. Подобная система значительно снижает риски неаккуратного обращения с тягой, особенно на машинах с АКПП и турбомоторами, повышает ресурс трансмиссии, а заодно немного повышает проходимость в ряде ситуаций.

Совет

На заднеприводных машинах подобная система даже при минимальном «интеллекте» блока управления в большинстве случаев действовала корректно. Недостаток тяги мешал разве что пройти поворот в контролируемом заносе, что для абсолютного большинства водителей, мягко говоря, не требуется.

А вот на переднем приводе оказалось, что подобные системы могут влиять на безопасность движения. Занос не является для переднеприводных машин чем-то необычным: неаккуратные действия рулем, тягой, колейность на дороге – и вот уже задняя ось обгоняет переднюю.

Разумеется, нужно «отработать» рулем, но проблема в том, что типичный водитель даже если крутит руль в нужном направлении, то скорее всего сильно отстает по времени коррекции и лишь раскачивает машину, переводя занос в циклический, с увеличением амплитуды.

Тут могла бы помочь тяга, благо у переднеприводной машины есть в запасе и такой козырь.

Но при наличии противобуксовочной системы она может банально тягу «зарезать» – система будет гасить пробуксовку ведущих колес, не понимая, что тяга и пробуксовка в данном случае очень нужны, ибо машина при нажатии на газ «тянет» передок и заодно повышает скольжение передней оси, что помогает перевести опасный занос в скольжение всех четырех колес и начать снижение скорости. Как правило, легкое добавление тяги негативного эффекта не вызывает, а вот «газ в пол», что характерно для критичной ситуации, да еще и с АКПП, почти наверняка вызовет срабатывание «ограничителя».

Практический совет тут может быть только один:

правильно выбирайте скорость для поворота, особенно если вы раньше ездили на простой машине без «помощников» и привыкли «вытаскивать» автомобиль тягой. Разученный приемчик может не сработать.

Что в итоге?

Современные электронные системы научились распознавать ситуации, в которых они не обеспечивают повышения безопасности и не нужны.

Но к сожалению, настройкой таких систем занимаются люди, которые делают ошибки, да и последние поколения «помощников» стоят дорого, и частенько машины обходятся системами из прошлого века.

В итоге шансы столкнуться с неправильным поведением электроники все еще достаточно велики.

Обратите внимание

Куда более современные системы контроля устойчивости – ESP, которые вроде бы должны заменить ABS+TCS, обеспечив намного более высокую активную безопасность, – частенько тоже имеют изъяны в алгоритмах. И об этом в следующем материале.

Опрос

АБС зимой – зло или добро?

  • Однозначно добро! 75%, 11681168 75%

Источник - https://www.kolesa.ru/article/abs-i-kontrol-tyagi-na-zimnej-doroge-druzya-ili-ne-sovsem

Плюсы и минусы антиблокировочной системы тормозов ABS

Автомобильная промышленность находится в постоянном развитии. И чем дальше это развитие шло, тем производители серьезнее задумывались о безопасности.

Ведь автомобиль совершенствовался не только в плане комфорта, но и в отношении динамических характеристик. Перечисление всех систем безопасности современных авто займет много времени.

Но сегодня мы рассмотрим только одну из них – антиблокировочную систему.

Предназначение ABS заключается в предупреждении блокировки колес при торможении автомобиля. Благодаря этой системе уменьшается тормозной путь и исключается его неконтролируемое скольжение. Впервые ABS стали устанавливать на автомобили еще в 80-е годы. Сегодня же ABS заняла место неотъемлемой составляющей тормозной системы.

Любая система ABS включает 3 основные части. Первая – это специальные датчики всех колес автомобиля. Вторая – гидравлический блок. Третья – управляющий электронный блок.

Принцип работы системы приблизительно можно описать так: как только хотя бы одно колесо автомобиля начинает скользить, срабатывает соответствующий датчик, на основании которого блок электронного управления передает сигнал на гидравлический блок, в свою очередь, уменьшающий подачу в цилиндр тормозной жидкости. В итоге колеса не блокируются полностью и всегда гарантируют эффективное торможение.

Получается, что это очень эффективная мера безопасности и абсолютно любой водитель может за рулем чувствовать себя уверенно. Однако, в действительности это не совсем так.

Многие водители, управляя автомобилем с ABS, теряют концентрацию из-за ощущения некой иллюзии полнейшей безопасности. Например, водитель автомобиля неправильно оценивает тормозной путь своего транспортного средства.

Важно

Конечно, система ABS дает отличные результаты на скользкой дороге. Но в то же время на сухой и гладкой дороге тормозной путь уменьшается ненамного. Поэтому нельзя ни в коем случае переоценивать тормозные возможности своего автомобиля, даже если он оборудован самыми современными системами.

К слову, у автомобилей с системой ABS есть еще несколько особенностей. Одна из них связана с её ремонтом и эксплуатацией. Так, даже банальную замену тормозной жидкости на автомобилях оборудованных ABS нельзя назвать простой. Да и замена тормозных колодок требует немного другого подхода.

Еще одним уязвимым системы являются датчики, которые подвержены загрязнениям, а также напряжение в сети автомобиля. Поэтому если без видимых на то причин загорелась аварийная лампочка ABS, то, перво-наперво, следует проверить напряжение самого аккумулятора. Да и на сами контакты внимание обратить не помешает.

Возможно, что даже один из них просто-напросто оголился или отошел. Но пытаться решить всё самостоятельно без необходимых навыков, пожалуй, не будет самым лучшим решением. Следовательно, без визита в автосервис в таком случае просто не обойтись.

Но все описанные выше недостатки вряд ли можно назвать значительными. В особенности при сопоставлении с тем уровнем безопасности, который предоставляет система ABS.

Данная система на современных автомобилях крайне редко выходит из строя и работает практически без сбоев.

Да и если выходит, то в большей степени по вине самих автовладельцев, которые пренебрегают простейшими правилами эксплуатации.

Следовательно, антиблокировочная система тормозов ABS — это крайне полезная и практически необходимая вещь, которая действительно делает езду на автомобиле намного безопаснее.

Может заинтересовать:

Источник - https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/plyusy-i-minusy-antiblokirovochnoj-sistemy-tormozov-abs.html

Плюсы и минусы ABS

Зимой некоторые водители замечают, что при торможении у них чаще “хрустит под педалью”. С одной стороны это хорошо — ABS еще работает, а с другой — не очень, это значит, что вы не совсем правильно тормозите.

Что делает ABS?

По сути то же, что профессиональный водитель — обеспечивает прерывистое торможение с 15—20-процентным проскальзыванием. Стоит заметить, что даже асс вождения не способен побороться с ABS по частоте прерывистости.

Название системы говорит само за себя — “Антиблокировочная” (ABS). Ее главная задача — сохранить управляемость автомобиля при торможении.

Блокировка колес опасна тем, что способна стать причиной неконтролируемого заноса. И, как правило, увеличения тормозного пути.

Как тормозить с ABS

Эксперты советуют тормозить “в пол”, что есть силы. Однако лучше привыкать тормозить с ABS так же, как и без нее — аккуратно, плавно. Просчитывать ситуацию, не забывать подтормаживать двигателем. В случае экстренного “ударного” торможения ABS повышает шанс, что машину не сорвет в занос, но не более того.

Читайте также:  Редкие автомобили, выпускавшиеся в ограниченном количестве

Недостатки

Стандартная ABS на льду может свести на нет преимущества шипованной резины, ведь шипы обеспечивают наибольшее замедление только при максимальном относительном проскальзывании, когда они, словно когти, впиваются в лед и бороздят его. Также ABS может проиграть обычным тормозам на снегу, или песке, где заблокированные колеса нагребают перед собой этот снег или песок, создавая так называемый “эффект плуга”.

Это не повод отказываться от ABS или шипованной резины, просто надо иметь виду, что в этих случаях тормозной путь автомобиля с ABS может быть длиннее.

Небольшую свинью ABS может подложить и на неровной дороге, когда колеса на мгновение зависают в воздухе и блокируется. Обманутая электроника разблокирует колеса интенсивнее, чем надо, увеличивая тормозной путь.

Совет

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ!

В свое время страховые компании США провели анализ ДТП, и оказалось, что автомобили с ABS чаще попадают в аварии, чем автомобили без ABS: на сухом покрытии на 42%, а на влажном — даже на 65%. Странно? Нет, вполне объяснимо. Зачастую наличие в автомобиле ABS создает у водителя иллюзию безопасности. Да, с ABS автомобиль тормозит лучше, но не всегда, и не везде.

Резюме

Преимущества ABS велики, однако эта система — не панацея на все случаи жизни. То есть, если у вас слишком часто “хрустит под педалью”, значит вы просто опаздываете с началом торможения. Недаром говорят, что у профессионалов ABS практически не включается.

Даниил КАЦОВ

Riga автомобильная

Источник - https://autooboz.info/2009/01/plyusy-i-minusy-abs/

Абс или простые тормоза? видео

С 1 января 2016 года большинство новых автомобилей должны оснащаться антиблокировочной системой тормозов (АBS). Этого для всех транспортных средств категории M1 (пассажирские автомобили, имеющие не более восьми пассажирских мест) требует Технический регламент Таможенного союза.

Но системы АБС пока лишены базовые комплектации автомобилей УАЗ Патриот, Chevrolet Niva, Kia Picanto и Ravon Gentra, а УАЗ Хантер и Ravon Matiz вообще не имеют АБС — как оказалось, производители этих моделей воспользовались лазейкой в законодательстве.

Согласно регламенту, действующее одобрение типа транспортного средства досрочно прекращает свое действие, если вводятся новые экологические нормы, которым не соответствует автомобиль.

Аналогичного пункта про АБС нет, поэтому ничто не мешает производителям и дальше выпускать и продавать машины без антиблокировочной системы.

Попробуем разобраться, чем АБС лучше обычных тормозов.

Основная задача ABS – предотвращать блокировку колёс во время торможения и тем самым сохранять управляемость и курсовую устойчивость. А на автомобилях с простой системой тормозов колёса при торможении полностью блокируются. При этом из-за трения скольжения быстро остановиться можно не всегда.

Это зависит от типа дорожного покрытия, состояния протекторов. Если управляемые колёса поскользнулись, сколько ни крути руль, автомобиль по инерции будет двигаться в том направлении, какое у него было до момента блокировки колёс (в этом случае мы имеем снос).

Часто так происходит, если под колёсами правого и левого борта разнородные покрытия (асфальт + лёд; мокрый асфальт + глубокая лужа). На помощь в таких случаях приходит прерывистое торможение. При каждом растормаживании после блокировки колесо в пятне контакта восстанавливает с покрытием трение покоя.

Обратите внимание

Например, если шина шипованная, то при прерывистом торможении каждый раз шипы вгрызаются» в новые участки льда. Машина не скользит как санки. На первый взгляд, это несложно — ударил по тормозу, заблокировал колёса, тут же отпустил, чтобы дать им покатиться, и тут же ударил вновь.

Но в стрессовой ситуации трудно, а часто и вовсе невозможно контролировать силу и частоту ударов по педали.

Как раз система тормозов ABS делает это все сама. В зависимости от варианта исполнения за секунду она успевает заблокировать-разблокировать колёса около 15-20 раз. Поэтому, чтобы облегчить вождение, сейчас практически все автомобили выпускаются с системой АБС.

Но не стоит переоценивать антиблокировочную систему – она часто увеличивает тормозной путь, например на льду, в грязи, в снегу.

Так вот, на сухом и влажном асфальтовом покрытии, укатанном гравии— то есть там, где мы ездим с высокими скоростями, автомобиль с ABS обеспечивает более короткий тормозной путь, нежели без оной.

На льду эффективное замедление может быть обеспечено только при максимальном относительном проскальзывании, когда колёса заблокированы, а шипы, словно когти, впиваются в лёд и бороздят его. ABS при помощи прерывистого торможения не даёт шипам работать и тем самым увеличивает тормозной путь.

Как экстренно тормозить на автомобиле с АБС?

Профессиональные автогонщики и инструкторы советуют – лупите по педали что есть мочи. На педаль тормоза нужно не просто нажимать стопой, по ней нужно бить что есть силы с разгибанием ноги в коленном суставе, упираясь поясницей в спинку кресла.

Далее ногу на педали нужно держать с максимально возможным усилием. Педаль будет «грызть» ногу, и это то, что нужно.

Важно

Чем сильнее давим, тем выше давление в системе, тем быстрее колесо затормаживается после растормаживаний, тем эффективнее торможение и короче тормозной путь. 

Приручаем АБС

Примеры торможения автомобилей с АБС и без нее

Удачи на дорогах! Раздел auto.orsk.ru

Источник: http://auto.orsk.ru/feeds/2105

Достоинства и недостатки ABS

До сих пор не прекращаются споры, о том какая машина лучше с ABS или без неё. Похоже, что водители не совсем осведомлены о достоинствах этой системы и её недостатках. Начнём с положительных качеств:

– при необходимости экстренного торможения естественная реакция водителя – резко надавить на педаль тормоза и постараться отвернуть от неожиданно возникшего препятствия.

Но даже при резком нажатии на тормоз система не позволит заблокировать колёса и водителю предоставляется возможность маневрирования, он может объехать препятствие.

При отсутствии ABS колёса заблокируются, и машина станет совсем не управляемой;

– опытный водитель при отсутствии системы может избежать блокировки колёс, отпуская педаль тормоза и снова нажимая на неё, но частота этих манипуляций не превысит 2-4 в секунду. Частота работы системы ABS около 40 импульсов за то же время. Современные системы имеют четыре канала управления и отслеживают момент блокировки каждого колеса;

– система моментально обеспечит «грань скольжения», то есть создаст оптимальное усилие работы тормозной системы;

– система значительно сократит тормозной путь на дорогах со смешанным и твёрдым покрытием. При нажатии на тормоз у водителя сохраняется возможность работать рулём и скорректировать движение автомобиля.

Если на машине механическая трансмиссия, то есть переключение передач осуществляется вручную, тогда нужно при торможении отжать сцепление.

На смешанном покрытии дороги автомобиль без ABS будет иметь непредсказуемую траекторию движения, его может внезапно развернуть или отклонить от прямолинейного движения;

– на скользком покрытии (лёд или твердый снег) не исключён занос автомобиля. В этом случае, если в самом начале заноса начать тормозить, тогда автомобиль с ABS быстро восстановит первоначальную траекторию движения.

Несколько слов о недостатках:

– педаль тормоза как бы вибрирует и водителю кажется, что машина не тормозит, а движется не замедляясь. Это психологический фактор;

– при движении по рыхлому грунту (песок, сильно разбитая дорога, снежная целина) тормозной путь машины с системой ABS будет больше, чем у машины, не имеющей этой системы. Водителям необходимо помнить эту особенность и не ездить быстро в таких сложных условиях.

Видим, что у машины, оборудованной системой ABS, преимуществ намного больше, чем у машины без этой системы. Покупать лучше машину с антиблокировочной системой, чем без неё.

Источник: http://automoscowdigest.ru/articles/spravochnik/dostoinstva-i-nedostatki-abs

Жизненно важная разница. Тормозим с ABS и без нее на асфальте и гравии

Идея написать этот материал родилась после недавней поездки на дачу. До “домика в деревне” – пара километров гравийной дороги. Привычным коротким, но жестким движением осаживаю машину тормозами – проверить сцепление летних шин на мелких роликах-камешках. И понимаю, что тормозов нет!

Конечно же, они были и даже работали, но им все время “мешала” ABS. Чтобы не допустить блокирование колес на скользком гравии, она то и дело ослабляла “хватку” суппортов.

Знакомая история! Но для всех ли? Опытные водители про коварство гравийных дорог знают, многие новички, увы, нет.

Совет

Посмотрите сводки ГАИ: как много летом сообщений с гравийных дорожек, где в качестве причины указана формулировка “не справился с управлением”! И опять же вовсе не случайно в соседней Литве на дорогах с гравийным покрытием скоростной лимит составляет 70 км/ч…

Так и быть, называйте меня Капитаном Очевидность, но я помучаю свою и не только технику, чтобы наглядно продемонстрировать, чем гравийное покрытие отличается от асфальтового. А еще (даже сам для себя) попробую выяснить, стоит ли отключать ABS хотя бы в специфических условиях движения.

Сухо, чисто, предсказуемо

Начнем с “базы” – проведем серию торможений на асфальте с ABS и без нее. Начальная скорость составляет “городские” 60 км/ч, затем экстренное торможение при прямолинейном движении до полной остановки – водитель резко бьет по педали тормоза и не отпускает ее вплоть до “финиша”. Сколько составит тормозной путь?

Кстати о терминах. Следует понимать, что тормозной путь лишь одна из трех составляющих остановочного пути – расстояния, которое проезжает автомобиль с момента обнаружения водителем опасности до момента полной остановки. Остановочный путь также включает в себя расстояние, пройденное автомобилем за время реакции водителя, и время срабатывания тормозной системы.

Другими словами, процессу торможения предшествуют две фазы: реакция водителя (на оценку ситуации, принятие решения и действие – нажатие на тормоз – в зависимости от подготовки и состояния водителя уходит от 0,2 до 1,2 секунды, но обычно в расчетах применяется 0,8 секунды) и время срабатывания тормозной системы (0,2 секунды). То есть прежде чем автомобиль начнет замедляться, еще около секунды он будет двигаться с первоначальной скоростью. При 60 км/ч это 16,7 метра.

У нас же автомобиль останавливался всего через 10 метров после контрольного створа, потому что наш водитель был готов к торможению и стремился начинать его в одной и той же точке. Правда, “как в аптеке” все равно не вышло, что драйвер не преминул мне высказать.

“Очень большая погрешность”, – сетовал Павел Козловский, который имеет большой опыт шинных тестов и привык к точным измерениям при помощи без “помех”. Согласны: “разнобой” составляет порядка 10-20 см (или 1-2%), и этого достаточно, чтобы в него вписались результаты, показанные на двух машинах.

Притом что “обуты” они в разные шины (у Renault – Amtel, у Chevrolet – “Белшина”), ABS настроены по-разному, а Logan к тому же оснащен ассистентом торможения AFU: резкое нажатие на педаль тормоза он воспринимает как необходимость экстренного торможения и автоматически увеличивает давление в системе.

Впрочем, наша цель не прямое сравнение систем или шин, поэтому “средневзвешенный” результат, то есть средний показатель из нескольких попыток, нас устроит. Итак, запомнили: на экстренную остановку автомобиля со скорости 60 км/ч требуется около 10 метров.

Обратите внимание

А если без ABS? Отключаем предохранители и производим замеры по той же методике: разгон до 60 км/ч, удар по педали тормоза – и удерживаем ее вплоть до полной остановки. Выигрыш только в одном – теперь мы четко видим тормозной путь.

Все остальное – в минус: покрышки страдают, выигрыша в дистанции нет.

Отчасти еще и из-за того, что в какой-то момент на заблокированных колесах автомобиль срывается в скольжение – этот “срыв” мешает гасить скорость, не говоря уже о том, что автомобиль в этот момент становится неуправляемым.

А если при блокировке колес давление на педали тормоза уменьшать – применять прерывистое торможение? Результат также не будет стабильным и в большей степени будет зависеть от мастерства водителя.

Но высокочастотную ABS переиграть непросто даже асу.

Тем более что на современных автомобилях привод педали уже не обладает той информативностью, какая была на старых авто, ведь тормозная система “заточена” под использование ABS.

Что в итоге? Те же 10 метров с все той же погрешностью несколько процентов. Но при этом отметим, что результаты торможений с ABS были куда стабильнее. А еще мы знаем, что антиблокировочная система позволяет не только тормозить, но и маневрировать. Так что на сухом асфальте торможение с ABS намного качественнее.

Опасный “сюрприз”

А если посыпать асфальт песочком? Грязные следы от грузовиков на городских трассах или сельхозтехники на загородных шоссе не такая уж редкость. Как будет вести себя автомобиль на торможении, если колеса попадут на такой “микст”?

Он будет скользить! При первом же торможении без ABS Chevrolet улетел аж на четыре метра дальше, то есть остановочный путь увеличился на 40%! Притом что “следы” мы раскатали всего на 1,5 метра.

Уменьшаем слой песка, убираем крупные камешки – так будет ближе к реальности. Но “перелет” все равно составляет около двух метров (+20%)!

Важно

Что с ABS, что без нее, попадая на песок, автомобиль “всплывает” над асфальтом – колесам зацепиться не за что! И опять же машина в этот момент практически неуправляема. Будь вместо прямолинейного движения дуга, помимо проблем с торможением водитель получил бы сначала снос, затем занос с весьма непредсказуемыми последствиями.

Выводы вполне очевидны. Песок на дороге может заметно увеличить остановочный путь. Но здесь важно добавить: независимо от того, оснащен автомобиль антиблокировочной системой тормозов или нет.

Однако есть одно принципиальное но: после того как автомобиль вернется на асфальт, ABS обеспечит дальнейшее торможение без блокировки колес – меньше риск нарушения курсовой устойчивости.

Читайте также:  Как удалить воду из бензобака и что будет если ее туда залить

Так что и в данном случае торможение под контролем электронных систем предпочтительнее.

Гравийная ловушка

Не получая достаточного сцепления с дорогой, колеса стремятся к блокировке. Но если на страже ABS, она “распустит” тормоза. Да, тормозной путь может увеличиться, но контроль над автомобилем будет сохранен. Как мы уже убедились, на цепком покрытии это не страшно: с ABS торможение даже стабильнее. Но что будет, если под колесами гравийное или грунтовое покрытие?

Все те же 60 км/ч начальной скорости, удар по тормозам, но автомобиль продолжает катиться – это ABS не дает заблокировать колеса, которым из-за “скользкого” летнего протектора шин не за что зацепиться. Результат – 25 метров, то есть в 2,5 раза больше, чем на асфальте!

А если жать на педаль тормоза “нежнее”, так, чтобы не доводить до срабатывания антиблокировочной системы и не заставлять срабатывать Brake Assist? При определенной сноровке, балансируя на грани блокировки колес, можно добиться более качественного замедления – в одной из “пристрелочных” попыток удалось остановиться на добрых полтора метра раньше! Но в остальных попытках тормозной путь оказывался длиннее, чем при торможении с ABS. Так что такой вариант управления замедлением придется отмести как нестабильный.

Вновь вынимаем предохранитель, лишив автомобиль страхующей электроники.

Разгон, торможение – на этот раз машина останавливается гораздо быстрее! Вторая попытка, третья… Так и есть: теперь на остановку требуется почти 19,5 метра! Вот здесь блокировка колес оказывается кстати: протектор шины “вгрызается” в покрытие, снимает верхний слой гравия и, толкая его перед собой, создает упорный клин. То же самое происходит и на снегу. Результат – тормозной пусть существенно сокращается.

Совет

Значит ли это, что при движении по гравию или снегу ABS лучше отключать? Нет! Ведь и при торможении с блокировкой колес мы все равно получаем практически вдвое больший тормозной путь. И при этом еще будем бороться с возникающими заносами – на таких неравномерных по сцеплению покрытиях они неизбежны.

А заносы, как и просто повороты на гравии, весьма коварны. Это на асфальте заставить заднюю ось скользить еще надо постараться.

А на гравии достаточно “зазеваться” в затяжном повороте или допустить “провокацию” (в качестве таковой может быть просто неаккуратное обращение с рулем или “газом”), и автомобиль сначала плавно, затем ускоряясь, начнет вращение вокруг своей вертикальной оси – это и есть начало заноса! А далее все зависит от мастерства водителя и элементарного везения.

При самом плохом раскладе автомобиль уйдет в ритмический занос, а затем вылетит за пределы дороги. Отправиться в кювет можно и при сносе передней оси – при попытке пройти поворот быстрее, чем это возможно. А затем в сводках ГАИ напишут: “Съехал с дороги на закруглении…”

Вердикт abw.by

Выводов несколько. Первый: с ABS лучше, причем всегда! Да-да, что бы там ни говорили “профи”.

Пусть в некоторых условиях жесткое торможение с блокировкой колес обеспечивает более короткий тормозной путь, но оно же может спровоцировать и дестабилизацию автомобиля, особенно если под колесами “микст” или происходит движение по дуге.

Торможение с ABS более “стабильное”: результат в меньшей степени зависит от квалификации водителя, позволяет ему сохранять контроль над автомобилем и не бороться с уводами-заносами.

Второй вывод: даже небольшая песчаная полоса на асфальте грозит обернуться лишними метрами при торможении, а на гравийном покрытии тормозной путь и вовсе увеличивается в разы! Добавим к этому большую склонность автомобиля к сносу и заносу – получим весьма непростое и местами коварное покрытие, во много сравнимое со снегом. А раз так, то и скорость движения, и приемы вождения следует применять соответствующие.

Иван КРИШКЕВИЧ Фото и видео Павла СЛЕПУХИНА

ABW.BY

“Все знают, но мало кто умеет…”

Обратите внимание

Знаете, что важнее всего в торможении? Рефлексы. Только они позволяют полностью использовать потенциал тормозной системы и не совершать ошибок.

  Электронные системы, помогающие держать автомобиль под контролем практически в любых ситуациях, профессионалы и гонщики презрительно называют “ошейниками” – мол, не дают ничего делать, постоянно вмешиваются в процесс, притормаживают, одергивают… Но это профессионалы и гонщики, “вкатанные”, умеющие и готовые в любой момент исправить свою ошибку, в чем им помогают годами наработанные и постоянно тренируемые рефлексы. А все остальные?   “Теоретиков” нынче много. Начитаются в Интернете, насмотрятся роликов и считают, что все уже умеют. А на деле? Раскрытый рот, ужас в глазах и дрожь в ногах, не позволяющая продавить педаль тормоза до пола как положено. Вы думаете, Brake Assist случайно появился? Как прихоть маркетологов? Наоборот, это пожелание инженеров, потому что, проанализировав аварии, они осознали, что в большинстве случаев педаль тормоза просто не дожимается до конца… Водитель напуган, он в шоке, счет идет на секунды – думаете, кто-то способен в этот момент понимать, что он делает? Вот для этого и придумали Brake Assist, чтобы он заменял отсутствующий у вас рефлекс. И это в принципе оптимальное решение для большинства водителей – электроника сама все сделает за вас, причем, как показали наши испытания, на любом покрытии.   Что касается торможения без ABS… Про прерывистое торможение все знают, но мало кто умеет сделать все правильно хотя бы на пустой площадке. А когда летишь в задний бампер стоящей машины? Осознать и исправить ошибку могут, наверное, единицы. Да и то, если хватит времени. Скажем, когда тормозишь со 100 км/ч и впереди еще 50 метров, у кого-то может получиться слегка отпустить педаль. А если с 60 км/ч и перед тобой всего 15 метров? Уверяю, далеко не каждый профи с этим справится – тут нужен рефлекс, а не просто знание.  

Именно поэтому, как только под колесами оказывается что-то более скользкое, нежели сухой чистый асфальт, начинаются проблемы. При экстренном торможении дозировать усилие очень сложно, а если покрытие неоднородное, то и практически невозможно.

А это значит, что вы либо будете тормозить “юзом” без шанса объехать препятствие, либо слишком сильно распустите тормоза, увеличивая тормозной путь… Сделать все правильно, эффективно замедляясь и не блокируя колеса, можно только после многочисленных тренировок.

Источник: https://www.abw.by/novosti/rb/160481/

ABS. Все, что Вы хотели знать

Сформулировать назначение АБС просто – она препятствует блокировке колес при торможении.

Слишком сильно нажата педаль тормоза? Не беда – электроника, сравнивая сигналы датчиков скорости вращения на каждом из колес, определяет момент внезапной остановки колеса и, открывая электромагнитный клапан, сбрасывает излишки давления из тормозной магистрали в специальный гидроаккумулятор.

Тормозные колодки разжимаются, вращение колеса восстанавливается, клапан вновь подключает магистраль к давлению, которое с помощью вакуумного усилителя тормозов создает правая нога водителя. И если это давление все еще слишком велико, то цикл повторяется вновь и вновь.

В салоне включение АБС проявляется треском при работе исполнительного блока и толчками на педали тормоза, более или менее заметными в зависимости от конструкции системы. Фактически, АБС имитирует действия опытного водителя, который на скользкой дороге избегает блокировки колес, пользуясь прерывистым торможением. Но АБС делает это с недоступной человеку частотой и аккуратностью – до 15 раз в секунду.

В результате АБС должна не только обеспечить автомобилю минимальный тормозной путь, но и заставить его слушаться руля – ведь колеса катятся и воспринимают боковую силу, насколько позволяет сцепление шин с покрытием. И это – основное преимущество АБС. Ведь в случае блокировки колес машина неуправляемо скользит прямо, даже когда баранка вывернута до упора.

Опасения

Казалось бы, все уже ясно. Антиблокировочные системы признаны всем цивилизованным автомиром и уже стали стандартным оборудованием на автомобилях, начиная со среднего класса. Но часто раздаются и голоса недовольных.

«Никакая электроника не сравнится с опытным водителем, – говорят одни. – Дайте мне такую же машину без АБС, и я остановлюсь раньше!»

Другим не нравится то, что АБС, вмешиваясь в процесс торможения, начисто исключает участие человека. Как ни дави на педаль, она с малоприятной вибрацией будет выталкиваться обратно.

Машина тормозит сама, повлиять на ход замедления нельзя никак, к тому же с АБС очень сложно рассчитать тормозной путь и спрогнозировать, где же остановится автомобиль.

Остается только ждать … Нестерпимо для водителя, привыкшего владеть ситуацией!

Важно

А третьи кивают на раллистов. Мол, недаром те боятся АБС, как чумы! А им-то, спортсменам, виднее …

Отключить неотключаемое …

Для того, чтобы расставить все по местам, мы пошли на технологическое преступление. Нашли под капотом штекер, который подходит к исполнительному блоку АБС, и вытащили его из гнезда, заставив загореться желтую контрольку АБС и тревожно замигать красную лампочку тормозов в комбинации приборов.

Так мы дезактивировали неотключаемую антиблокировочную систему. Испытания проходили по такой схеме. Мы выбрали четыре основных упражнения: торможение на прямой – на однородном и смешанном покрытии (миксте), в повороте и во время объезда препятствия (то есть при выполнении маневра переставка).

Passat оснастили регистрирующей аппаратурой, точно измеряющей скорость и тормозной путь. А за рулем находились наши эксперты-испытатели. Впрочем, некоторые из упражнений было предложено совершить и обычным водителям самой разной квалификации – от начинающего автолюбителя до опытного профессионала.

Все могли потренироваться перед контрольными заездами, привыкнуть к автомобилю и «пристреляться» к очередному маневру.

Каждое упражнение выполняли в две серии. Сначала делали более десяти заездов с работающей АБС, потом отключали систему, и автомобиль вновь спешил к размеченной яркими вешками трассе очередного маневра.

Как тормозить?

С антиблокировочной системой все просто: хочешь получить максимально возможное замедление – топи, недолго думая, педаль в пол. А как тормозить без АБС?

Сначала мы попробовали все делать «по теории» – тормозить на грани блокировки колес. Не выходит! Слишком чуткая фольксвагеновская педаль не позволяет точно дозировать тормозную силу – и мы ошибаемся, причем как в ту, так и в другую сторону. И это в спокойной обстановке. А попробуйте-ка это сделать в экстремальной ситуации, когда грозит авария!

Тогда мы применили испытанный способ – прерывистое торможение.

Совет

А для сравнения пробовали, не мудрствуя лукаво, тормозить «в пол», с блокировкой колес. В чем разница? На прямой главное отличие – в курсовой устойчивости. Особенно ярко это проявилось при торможении на миксте. Под левыми колесами был мокрый асфальт, а под правыми – заснеженная обочина.

Торможение с блокировкой колес

1. Прерывистое торможение

2. Торможение с АБС

3. Начало торможения, скорость 64 км/ч

С включенной АБС машину сперва начинает уводить в сторону покрытия с лучшим сцеплением, но электроника работает исправно: Passat мгновенно выравнивается и дальше тормозит по прямой, практически не требуя подруливаний. Во время прерывистого торможения без АБС водителю приходилось немного подруливать, да и тормозной путь оказался больше.

Зато с полной блокировкой колес автомобиль тормозил почти так же эффективно, как с АБС. Но при этом его резко разворачивало влево на опасный угол – до 40°! Выигрыш АБС здесь очевиден.

Сюрпризы покрытия

Лед бывает гладким, как зеркало, и шершавым, как поверхность наждака. Снег бывает плотным, раскатанным, рыхлым, слипшимся, смерзшимся …

К чему это мы? А к тому, что каждое покрытие имеет свою специфику, и после наших испытаний дать однозначный ответ на интересующий всех вопрос – в каких условиях тормозной путь с АБС будет меньше, чем без нее – мы не можем!

Вариантов масса. К примеру, когда при неоднократных остановках на одной и той же прямой колеса нашего автомобиля накатали колею раскрошенного шипами шершавого льда, то тормозной путь с АБС и без нее с заблокированными колесами оказался почти одинаковым.

Недаром наши спортсмены говорят, что самое «цепкое» покрытие – не асфальт, а исполосованный «гвоздями» ледяной трек. А на снегу – вот так сюрприз! – машина с АБС останавливалась немного позже.

Все дело в том, что на снежном покрытии коэффициент сцепления оказался ниже, чем на шероховатом льду – шипы здесь работают не столь эффективно. Для АБС, видимо, это оказалось невыгодным.

Обратите внимание

Зато при «обычном» прерывистом торможении (нажал – отпустил – нажал) за период блокировки колес перед ними образуется снежный валик, который и помогает машине замедляться более интенсивно. Работа же АБС препятствует блокировке колеса – и валика не получается.

Не бойтесь крутить руль!

Представьте себе вполне реальную ситуацию: перед вами в скользком повороте внезапно заносит грузовик, и его разворачивает поперек дороги. Или другую: из бокового проезда на неширокую улицу прямо перед носом выскакивает машина и перегораживает вашу полосу, оставляя свободной лишь встречную.

На волне хлынувшего в кровь адреналина водитель панически, рефлекторно, что есть мочи нажмет на тормоз. Колеса заблокируются.

А с заблокированными колесами машина в первой ситуации вылетит наружу поворота, а во второй – врежется в препятствие.

Ибо без АБС избежать аварии поможет только прерывистое торможение, а тут от водителя требуется не только выдающееся хладнокровие и выдержка, но и незаурядное мастерство.

И вот наш пример. Опытнейшему эксперту понадобилось призвать на помощь все свое умение, чтобы, чередуя строго дозированные толчки по педали тормоза и точную работу рулем, повторить и даже чуть превзойти результаты тех же маневров с АБС.

Читайте также:  Устройство гидравлического привода сцепления

Но что с того? Ведь даже испытателю понадобилось для этого сделать больше десяти пристрелочных заездов, а в реальной ситуации шанс будет только один! И электроника здесь сработает надежно и во благо.

При торможении в повороте задача водителя вообще была простейшей: нажал на тормоз, повернул руль – и автомобиль, четко отслеживая заданную траекторию, интенсивно замедляется. Это доступно любому. Важно только помнить, что во время торможения с АБС машиной можно и нужно управлять. Не оцепенело сжимать руль, а смело им действовать!

Важно

При объезде препятствия (мы тормозили при выполнении знакомого нашим читателям маневра переставки) ситуация была такой.

Когда скорость выполнения маневра приблизилась к предельной, после объезда препятствия начинал развиваться занос задней оси. Это было как с АБС, так и без нее.

Но используя АБС, удавалось погасить скорость настолько, что занос был не столь резким и глубоким. И тормозной путь после объезда был на 15 метров короче. Существенно!

Правда, чтобы удержаться на дороге, при коррекции заноса приходилось отпускать тормозную педаль даже при работающей антиблокировочной системе.

Почему? Не спорим, АБС оставляет возможность изменять траекторию при экстренном торможении, а не скользить по прямой с заблокированными колесами. Но при борьбе с заносом работа АБС слишком снижает эффективность корректирующих действий рулем.

И даже тем водителям, чьи автомобили оснащены АБС, в подобных ситуациях нужно быть готовыми на мгновение отпустить педаль тормоза, сознательно отказавшись от услуг электроники.

Источник: https://sanekua.ru/abs-vse-chto-vy-xoteli-znat/

Разрушение мифов: нужно ли отключать ABS зимой? Автомобили статья на JcNews.ru

Система ABS не позволяет колесам блокироваться во время экстренного торможения. Казалось бы, польза очевидна.

Тем не менее, каждый год, как только дороги покрываются снегом, появляются жалобы на то, что система ABS ухудшает поведение автомобиля на снегу, в результате чего автомобиль либо совсем не реагирует на нажатие педали, либо значительно увеличивает тормозную дистанцию. Отключить ABS при этом невозможно.

Попробуем понять, действительно ли ABS приносит на заснеженных дорогах только вред.

Совет

Как сообщают сторонники отключения ABS, «в условиях ограниченной тяги, как, например, снег, лёд или грязь, ABS действительно вредна для вашей безопасности, поскольку она значительно увеличивает тормозной путь».

Противники антиблокировочной системы сообщают примерно следующее: «Если система ABS включена, а понять это можно по тому, как характерно педаль тормоза «бьет» по ноге водителя, тормозной путь на льду или рыхлом снегу становится еще длиннее, чем обычно».

Другой водитель добавляет: «Мне не нравится, когда мой автомобиль решает, включать тормозную систему или нет». Некоторые даже предлагают свои пути решения проблемы: «Я бы хотел настроить ABS, чтобы система активировалась по более сильному нажатию на педаль, тогда она будет работать лучше, чем сейчас.

Я сам смогу выбирать, когда задействовать антиблокировочную систему».

Между тем, автопроизводители считают, что отключение антиблокировочной системы на снегу – это чрезвычайно плохая идея. Так Майк Риццо, технический сотрудник General Motors, отвечающий за работу шасси, уверен: «если я за рулем и позволю передней оси заблокироваться раньше задней оси, я попаду в ситуацию, когда автомобиль не будет слушаться руля в полной мере».

Следует учесть, что отключение антиблокировочной системы влечет за собой и отключение контроля тяги. По данным американского регулятора безопасности NHTSA наличие ABS снижает вероятность ДТП со смертельным исходом на 30% для седанов и на 63% для кроссоверов.

Между тем, как отметил тот же Майк Риццо, идея отключения ABS не совсем безосновательна. На рыхлом грунте или на гравийном покрытии тормозной путь будет увеличиваться. В этом случае на небольшой дистанции торможение может оказаться бесполезным.

Автомобиль просто не успеет остановиться, что существенно повышается вероятность аварии. Тем не менее, автомобиль без ABS продолжит движение по инерции, в то время как водитель автомобиля с ABS сохранит возможность маневрирования.

Для безопасности вождения в зимний период рекомендовано увеличить дистанцию между автомобилями, как едущими впереди вас, так и следующими за вами.

«Примерно 20 или 30 лет назад водителей начали учить, как вести себя на льду. Рекомендуется  прерывисто нажимать педаль: блокировать и отпускать колесо, чтобы оно быстрее набрало прежнюю скорость вращения, необходимую для поддержания заданной скорости автомобиля.

Обратите внимание

Это то, что делает антиблокировочная система, – и у нее получается гораздо быстрее: компьютер успевает найти оптимальное решение сложной ситуации быстрее, чем водитель», – рассказал Майк Риццо. Блокировка и разблокировка колес совершается до нескольких десятков раз в секунду. Человеку повторить этот трюк физически невозможно.

При этом особенно важно, что автомобиль сохраняет управляемость, поэтому водитель может успеть сманеврировать в нужном ему направлении.

Он также сообщил, что в адрес компании часто поступают письма, в которых автопроизводителя спрашивают, не могут ли инженеры запрограммировать контроллер ABS таким образом, чтобы он распознавал, когда колеса находятся в прямом положении, и блокировал их.

В тестовых условиях это решение оптимально, – отметил технический специалист, – однако в жизни оно не всегда применимо. Блокировка колес фактически сделает автомобиль неуправляемым, когда вы попадаете на очень скользкую поверхность.

ABS на мгновение заблокирует колеса, после чего они попытаются снова раскрутиться до скорости автомобиля. Трения будет достаточно, чтобы растопить лед, слой воды между колесом и поверхностью снижает сцепление с дорогой, уменьшая управляемость, и увеличивает тормозной путь.

Даже шипованные шины не вполне решают эту проблему.

На гололеде, особенно, если это подъем или спуск, рекомендуется не делать резких движений. Постарайтесь удерживать двигатель на средних оборотах, не допуская резких колебаний частоты оборотов: от низких к высоким и наоборот. Увеличение тяги нужно давать постепенно, небольшими порциями. Будет полезным также включить повышенную передачу.

Нажатие на педаль тормоза в автомобилях, оборудованных ABS, должно быть уверенным. Часто водители, почувствовав «биение» педали, отпускают ее. Необходимо уверенно нажать на тормозную педаль и удерживать ее до остановки автомобиля. Прерывистое или неуверенное нажатие только увеличит время до полной остановки.

Неопытным водителям, впервые выехавшим в снежную погоду, рекомендуется не жалеть времени и сначала потренироваться на пустой дороге или парковке, чтобы понять, ведет себя автомобиль в различных условиях на скользкой поверхности, а также опробовать различные методы контроля тормозной системы в такой ситуации.

Источник: http://www.jcnews.ru/news/-/31532

Что такое ABS, и как правильно им пользоваться?

Здравствуйте, уважаемые гости и постоянные читатели. Современный автомобиль буквально напичкан различными системами безопасности. Причем мало кто понимает их прямого назначения, не считая подушек и ремней безопасности.

Название ABS, для нашего слуха, уже стало привычным, многие автолюбители знают, что эта система есть на их машинах, но не все понимают, как она работает.

Так что же означает данная аббревиатура, для чего нужна эта система и как она работает?

ABS – (Anti-lock breaking system), либо просто АБС, это антиблокировочная система, целью которой служит предотвращение блокировки колес при торможении.

К примеру, когда при торможении, одно или несколько колес машины заблокируются и станут скользить по дороге, система ослабит давление в тормозной магистрали колеса, и оно снова начнет вращение.

Важно

И пока педаль тормоза постоянно и сильно нажата, процесс блокировки и разблокировки будет продолжаться, пока идет процесс торможения.

Система ABS появилась в 80-х годах прошлого века, и с тех пор стала важнейшей частью системы безопасности автомобиля. Устанавливают ее не только на легковые автомобили, но и на грузовики, и даже на мотоциклы.

Для чего нужно ABS?

Как уже было сказано, АБС предназначается для предотвращения блокировки колес и для сохранения возможности управлять автомобилем во время торможения, даже в экстренных случаях.

Опасность блокировки колес в том, что при резком торможении, на скользкой дороге, можно потерять управление над авто.

  При отсутствии АБС, при экстренном нажатии на тормоз, у неопытных водителей будут заблокированы управляющие колеса, и повороты руля, в любую из сторон, не будут иметь никакого эффекта, машина просто продолжит движение прямо, пока снова не появится сцепление с дорогой.

Именно эту задачу и решает ABS. Система непрерывно контролирует вращение колес и, если необходимо, разблокирует их. Тем самым обеспечивается постоянное сцепление с дорогой, что позволяет выполнять маневры во время стрессовых ситуаций.

Часто, в паре с ABS, устанавливается и EBD (система по распределению тормозных усилий). Представим ситуацию, что автомобиль, одной стороной, попал на мокрую поверхность асфальта, а другой на сухую.

Если в нем нет антиблокировочной системы, то при экстренном торможении одна сторона будет тормозить эффективнее другой, что приведет к развороту авто и уходу в неуправляемый занос. Опаснее всего эта ситуация складывается при поворотах, когда на авто уже действует боковое усилие.

Система АБС же, вместе с EBD, обеспечит прямолинейное, безопасное и равномерное торможение на дорогах с неоднородным сцеплением.

Из чего состоит система АБС и принцип ее работы

За время своего существования система претерпела значительные изменения и улучшения, но принцип действия и основной функционал, по сути, не поменялся.

ABS состоит из нескольких датчиков ускорения, устанавливающихся в ступицах колес, модуляторов давления, которые встраиваются в магистраль тормозной системы, и ЭБУ (электронный блок управления), который управляет сигналами от клапанов, а также получает их от датчиков ускорения.

Все это работает так: каждый из датчиков, расположенных на ступицах, измеряет скорость вращения колес.

Совет

Если на датчик пришла информация о резком замедлении, либо вовсе об остановке, то с блока управления подается команда о кратковременном открытии клапана для уменьшения давления в тормозной магистрали, что снова заставит колеса вращаться.

Весь этот процесс управления датчиками происходит очень быстро, до нескольких десятков раз за секунду. Ощутить работу АБС водитель может, почувствовав слабые вибрации на педали тормоза.

В системе может быть различное число датчиков и клапанов, исходя из этого, и АБС могут быть одно-, двух-, трех- и четырехканальными. «Многоканальность» определяется числом клапанов, управляющих давлением в тормозной магистрали.

Если у каждого колеса свой клапан, то это четырехканальная АБС, если по одному на каждое переднее колесо и один на всю заднюю ось, это трехканальная, по клапану на оси – двухканальная, и одноканальная, если стоит единственный клапан на всю систему.

Все современные автомобили комплектуются четырехканальными ABS, остальные же можно встретить только на старых авто.

Кроме всех вышеописанных компонентов, в состав антиблокировочной системы может входить насос, который восстанавливает давление в тормозной магистрали, после снижения из-за открытия клапанов.

Как пользоваться ABS

Наверное, ни один водитель не сможет очень часто нажимать на педаль тормоза, чтобы погасить скорость и не потерять управление. Система АБС была для того и создана, она способна выполнять данное действие с интервалом до пятнадцати раз в секунду. Она не дает колесам полностью заблокироваться, что улучшает управляемость автомобиля и устойчивость на дороге.

Езда на автомобиле с ABS имеет свои особенности. Эффект торможение, с данной системой, само собой увеличивается. Но нужно помнить, что автомобиль не меняет своего прямолинейного движения. Поэтому забудьте о плавном торможении, на автомобиле с ABS по тормозам нужно именно «бить».

То есть, во время экстренного торможения, к педали нужно прикладывать большое усилие. Кроме того, не нужно тормозить двигателем, АБС любит работать сам. То есть, при экстренном торможении, надо отключать двигатель от трансмиссии, нажимая педали тормоза и сцепления одновременно.

Минусы ABS

Один из минусов – человеческий фактор. Многие автолюбители, у которых есть автомобиль с антиблокировочной системой, начинают чувствовать иллюзию полной безопасности, и постепенно теряют концентрацию. Вследствие этого, автомобили с ABS попадают в ДТП чаще, чем автомобили без него.

ABS действительно уменьшает тормозной путь на скользких дорогах. Но если говорить о сухих и ровных дорожных поверхностях, то здесь, наоборот, тормозной путь может увеличиваться.

Проблема ремонта и эксплуатации ABS также стоит остро. К примеру, датчики ускорения. Они сильно загрязняются, так как находятся в самой близости от вращающихся деталей.

Также, вывести их из строя, или дать сбои в их работе, может люфт подшипников.

Обратите внимание

Стоит только отметить, что система работает почти без перебоев на современных машинах, а сломаться она может только лишь по вине самых автомобилистов, которые пренебрегают правилами безопасности.

И еще одна проблема, связанная с АБС, это то, что датчики не всегда верно могут среагировать на ситуацию на дороге.

Например, представим подъем, потеря на полпути сцепления с дорогой, и резкое нажатие на тормоз.

Система может воспринять это как блокировку колес, и даже до упора выжатая педаль газа не поможет удержать автомобиль на склоне. Такая ситуация случается редко, но вполне может быть.

Сложнее будет тормозить на льду, снеге и песке, с установленными шипованными шинами, так как система может нейтрализовать полезные свойства резины.

Что ж, после всего сказанного, можно уверенно сказать, что ABS значительно улучшает активную безопасность автомобиля. Сегодня автомобиль, это часть быта и, соответственно, производители стараются упростить его управление как можно больше.

Что делает современных водителей менее профессиональными, чем те, которые были лет 30-40 назад. Современный автомобиль должен быть максимально удобным и безопасным для начинающих автолюбителей.

И недаром, с 2004 года, оснащение системой АБС, стало обязательным в странах Евросоюза.

Важно

ABS, конечно, вещь полезная, но не следует возлагать на электронику слишком много надежды. Лучше не допускать на дороге таких случаев, когда может включиться антиблокировочная система. Безопасных Вам дорог!

Источник: http://www.driver-motors.ru/enciklopedy/chto-takoe-abs-i-kak-pravilno-ej-polzovatsya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector