Типы автоматических коробок передач
Все больше производителей автомобилей выпускают свою продукцию с АКПП, но, неискушенному в их тонкостях автолюбителю, может быть достаточно сложно определиться с тем, какую из них предпочесть. В этой статье как раз и пойдет речь о их видах, конструктивных особенностях, плюсах и минусах.
Существует три наиболее распространенных типа автоматических коробок передач, которые устанавливаются в автомобили — это так называемая «классическая» она же гидравлическая, роботизированная (робот, типтроник) и вариативная (вариатор, CVT).
«Классическая» АКПП
Это первый из появившихся типов коробок. Отличается полным отсутствием какой-либо связи между двигателем и колесами. Состоит из гидротрансформатора (ГТ), зубчатых и планетарных передач. Передаточное число меняется изменением давления масла и различного соединения передач между собой. Управляется автоматом.
Существует 5 основных режимов работы этого агрегата:
- P — парковочная блокировка ведущих колес, блокировка находится в самой коробке и никоим образом не связана с отдельным стояночным тормозом.
- R, в русскоязычном варианте Зх — положение для включения заднего хода. Зачастую существует запрет на включение это режима до полной остановки авто.
- N, на русском Н — собственно «нейтралка», включают при кратковременной остановке или коротком расстоянии буксирования.
- D, или Д — режим для движения машины вперед, при котором используются все ступени кроме повышенных.
- L, или ПП, или Тх — режим пониженной передачи для движения при сложных дорожных условиях.
Справка! Это основные режимы работы, которые в обязательном порядке присутствуют во всех гидравлических АКПП. Кроме них, в зависимости от производителя, существуют дополнительные режимы, облегчающие вождение в разных условиях.
Роботизированная АКПП
Последняя по времени появления разновидность коробки-автомата. По своей сути представляет собой механическую коробку передач под управлением робота, который, в соответствии с заданными алгоритмами, отключает сцепление и переключает передачи. То есть водитель и автомобиль обеспечивают только входящие данные без воздействия на механизм переключения передач.
Роботы для таких коробок используются либо электрические, либо гидравлические. Гидравлические осуществляют работу с помощью гидроцилиндров управляемых электромагнитными клапанами. Они достаточно быстрые, но более энергозатратные. Это основной вид робота для машин спортивного типа.
Электрические роботы более медленные, но более экономичные. Используют в своей работе сервомоторы и различные механизмы. Чаще устанавливаются на бюджетные авто.
Сама же коробка механическая с фрикционным сцеплением. Существуют роботизированные КПП с одинарным и двойным сцеплением.
Справка! Легко отличить робота от «классики» можно по отсутствию у робота знака P, который означает парковочный режим.
Вариатор
Второе название, по которому можно определить тип коробки по документации на автомобиль — CVT (Continuously Variable Transmission). Работает по принципу плавной передачи крутящего момента от двигателя колесам. Как таковые передачи в ней отсутствуют, а передаточное соотношение меняется либо полностью автоматически, в соответствии с заданной программой, либо в ручном режиме.
Наиболее распространены коробки с клиноременным строением вариатора. Изменение передаточного числа в них передается между двумя, состоящими из двух конических частей каждый, шкивами с помощью специального ремня.
Так же ремень называют цепью из-за того, что его основная составляющая это металлические полосы.
Необходимое для движения цилиндров давление нагнетается масляным насосом, который прокачивает специальную ATF жидкость, которая также выступает в качестве смазки.
Второй тип вариатора — это тороидный. В этом случае усилие передается через тороидные ролики, зажатые между валами и расположенные на одной оси. Используется этот тип достаточно редко.
У этой АКПП есть возможность переключаться на ручной режим управления. В этом случае водитель самостоятельно переключает передачи и это отображается на приборной панели. Но не стоит рассчитывать, что можно будет держать количество оборотов в красной зоне — автоматика просто не дает этого делать, но и заглохнуть при их недостатке невозможно.
Основные преимущества АКПП
- «Классической»
- Гидравлическая коробка-автомат имеет высокий эксплуатационный ресурс (от 120 тысяч до 1 миллиона километров), что позволяет ей проработать весь срок службы автомобиля.
- Намного превосходит механическую коробку в экономичности и скорости переключения.
- Считается самой комфортной из трансмиссий, благодаря плавности и незаметности переключений. При этом двигатель работает в широком спектре оборотов без создания акустической усталости.
- Без проблем переживает пробуксовки в процессе вождения.
- Нет отката в момент старта движения с места.
- Одинаково хорошо работает при любой скорости.
- Благодаря отсутствию связи с двигателем на него не передаются удары и вибрации, что увеличивает его общий ресурс.
- Возможно эффективно задействовать торможение двигателем.
- Дополнительные режимы значительно расширяют возможности по управлению автомобилем в различных ситуациях и климатических условиях.
- Коробки-робота
- Дешевизна производства.
- Переключения скоростей самые быстрые.
- Экономичность.
- Вариатора
- Всегда оптимальный режим работы двигателя.
- Обеспечивает максимальный комфорт при вождении — нет толчков, задержек, рывков. Автомобиль хорошо ускоряется.
- Экономичнее, чем гидравлическая коробка-автомат.
- Достаточно простая конструкция.
Основные недостатки АКПП
- «Классической»
- Дороговизна производства, что сказывается на цене автомобиля в целом.
- По сравнению с механикой, риск поломки выше.
- Динамические свойства автомобиля и его КПД напрямую зависят от удачности конкретной модификации коробки и года её создания. Коробки ранних выпусков увеличивали расход топлива и снижали динамику.
- Совершенно невозможно завести машину «с толкача», поскольку необходимо давление масса в системе и работающий масляный насос.
- Коробки-робота
- При агрессивной манере езды возникает дискомфорт в управлении.
- Преселективные коробки стоят дороже любой другой.
- Неустойчива к пробуксовкам.
- В начале движения необходимо быть готовым к откату.
- Часто возникают задержки переключения передач.
- Некорректно работает при ошибках во время вождения.
- Более низкий ресурс, чем у «классического» типа.
- При пересадки с другого типа КПП может потребоваться период адаптации и процесс подстройки стиля вождения.
- Вариатора
- Дороговизна производства.
- Затратные ремонт и обслуживание.
- По сравнению с гидравликой, обслуживание необходимо проводить в два раза чаще.
- Низкий ресурс основного механизма вариатора, 120 тысяч километров.
- Плохо сочетается с мощными и большими двигателями, мощнее 200 лошадиных сил. Увеличивается износ ремня (цепи).
- Может некорректно работать в случаях пробуксовок или перегрева.
- Могут возникать проблемы в работе компьютерной системы, управляющей трансмиссией.
В целом можно сказать, что выбор автоматических коробок предоставляет автолюбителям возможность выбрать коробку под свой автомобиль и стиль вождения.
Обладателям автомобилей с прицелом на большой пробег подойдет гидравлический вариант. Водителям бюджетных малолитражек и седанов — вариатор. А уж для машин спортивного класса идеальным вариантом будет коробка-робот с двойным сцеплением.
Источник - https://carprice-info.ru/tipy-korobok-peredach/
Автоматическая коробка передач: принцип работы
Автоматическая коробка передач стала верным помошником автолюбителей на загруженных городских улицах и на скоростных автобанах. Но чтобы лучше с ней сработаться, нужно знать кое-что о ее устройстве.
1. Что входит в АКПП
Автоматическая коробка передач включает следующие основные компоненты:
– Планетарная передача, обеспечивающая различные передаточные отношения, а также их изменение.
– Гидравлические элементы управления, использующие специальную жидкость, подаваемую под давлением масляным насосом через клапан, чтобы управлять муфтами, управляющими планетарной передачей.
– Гидротрансформатор, который действует как сцепление, передает и преобразует крутящий момент к коробке передач от двигателя.
На современных автомобилях переключением передач управляет электроника, получающая информацию от многочисленных датчиков.
2. Основные характеристики
Основная характеристика АКП, на которую обращают внимание автовладельцы, – количество передач. На большинство массовых современных автомобилей устанавливаются четырех- и пятиступенчатые коробки. На более дорогих автомобилях можно встретить восьмиступенчатые (новый Cadillac Escalade) и даже девятиступенчатые (Chrysler и Mercedes) трансмиссии.
Вторая характеристика АКП, которая непосредственно влияет на поведение автомобиля на дороге, – скорость переключения передач.
Современные трансмиссии могут менять передачи за доли секунды, однако, производители по своему усмотрению настраивают скорость переключений с помощью управляющей электроники. Одна и та же трансмиссия на разных автомобилях может быть более спортивной или экономичной.
Все большее распространение получают и так называемые адаптивные коробки, которые анализируют стиль вождения, частоту и силу нажатия педалей и подстраиваются под водителя.
Третья характеристика АКП – максимальный передаваемый крутящий момент. В случае, если у вас возникнет желание заняться тюнингом двигателя, вы не должны забывать о возрастающем крутящем моменте. Именно коробка передач выступит для вас ограничителем. Ведь замена АКП, не выдержавшей возросшего крутящего момента, может обойтись в существенную сумму.
3. Предназначение
В отличие от механической коробки передач, в АКП отсутствует педаль сцепления и нет необходимости переключать передачи. Селектор переводится в нужное положение на старте и дальше передачи переключаются автоматически.
Основное назначение автоматической трансмиссии – передача крутящего момента от двигателя к колесам, чтобы при этом двигатель работал в узком диапазоне оборотов, а колеса вращались с нужной скоростью. Для этого передачи с разными передаточными числами.
Без коробки передач у машины было бы постоянное передаточное число, и она двигалась бы с одной и той же скоростью, без разгонов и замедлений.
Ключевое различие между ручной и автоматической коробкой передач – то, что РКП замыкает и отмыкает различные наборы шестерен для достижения различных передаточных чисел, а в АКП получить все доступные передаточные числа позволяет один и тот же набор шестерен.
4. Гидротрансформатор
Гидротрансформатор – разновидность гидромуфты, позволяющей двигателю вращаться независимо от трансмиссии. Если двигатель вращается медленно, например, когда автомобиль на холостом ходу, величина крутящего момента, проходящего через гидротрансформатор, очень мала, так что для удержания машины требуется только легкое давление на педаль тормоза.
Внутри очень прочного корпуса гидротрансформатора есть четыре компонента:
– насос
– турбина
– статор
– трансмиссионная жидкость
Корпус гидротрансформатора крепится к маховику двигателя, так что он работает при любых оборотах двигателя. Ребра, которые составляют насос гидротрансформатора прикреплены к корпусу, так что они также вращаются с той же скоростью, что и двигатель.
Насос внутри гидротрансформатора является насосом центробежного типа. Когда он вращается, жидкость стремится к краю окружности. Секция насоса гидротрансформатора крепится непосредственно к корпусу.
Затем жидкость поступает на лопасти турбины, которая соединена с коробкой передач.
Турбина приводит трансмиссию во вращение, что движет ваш автомобиль. Лопасти турбины искривлены, это означает, что жидкость, которая поступает на турбину со стороны, должна изменить направление, прежде чем она попадет в центр турбины.
Именно это изменение направления и заставляет турбину вращаться.
Жидкость, выходящая из турбины по центру, движется в другом направлении, чем когда она вошла. Если жидкости разрешили воздействовать на насос, это привело бы к замедлению двигателя и потере мощности.
Именно поэтому гидротрансформатор имеет статор. Статор находится в самом центре гидротрансформатора. Его работа заключается в перенаправлении жидкости, возвращающейся из турбины, прежде чем она снова попадает в насос.
Это значительно повышает эффективность гидротрансформатора.
5. Виды селекторов
С помощью селектора переключают режимы работы АКП. Селектор может представлять из себя и привычный рычаг, и кнопки, и даже джойстик, больше напоминающий компьютерный манипулятор. Он выполняет ту же функцию, что и рычаг переключения передач на механической коробке.
На массовых американских автомобилях до начала 90-х годов XX-го века рычаг селектора был расположен на рулевой колонке, что позволяло размещать впереди дополнительного пассажира.
В наше время некоторые производители тоже вернулись к такому решению, но рычаг превратился уже в джойстик, который не связан напрямую с коробкой передач, а просто посылает сигналы управляющей электронике.
В некоторых моделях внедорожников и минивэнов рычаг селектора размещают на центральной консоли. Это позволяет увеличить вместимость автомобиля, а иногда и избавиться от трансмиссионного тоннеля, сделав пол абсолютно ровным.
В более простых и дешевых автомобилях рычаг селектора АКП размещают там же, где и рычаг МКП. Это позволяет добиться максимальной унификации и снижения затрат на производство. Поэтому напольное расположение селектора АКП является наиболее распространенным.
Кроме основного селектора, в автомобилях часто устанавливают и дополнительные переключатели режимов работы, например, в виде кнопок, включающих дополнительные режимы.
6. Режимы работы
Теперь давайте узнаем о различных режимах в автоматической коробке передач.
Существуют основные режимы, которые представлены в каждой коробке, их порядок был закреплен в 60-е годы прошлого века: P, R, N, D и L. Вот их краткий обзор:
Парк (Р): В этом режиме трансмиссия блокируется таким образом, чтобы предотвратить движение машины в любом направлении.
Стояночный тормоз используется для блокировки задних колес так, чтобы предотвратить их движение, эта позволяет увеличить срок службы коробки.
Единственное, что надо иметь в виду при использовании этого режима, перед его включением автомобиль должен быть полностью остановлен.
Задний ход (R): Этот режим позволяет автомобилю ездить назад в простых условиях. Для включения этого режима также требуется полная остановка. Еще одна важная особенность, которая связана с этим режимом, это блокировка, требующая обязательного нажатия педали тормоза для его включения, это не только обеспечивает безопасность, но также снижает риск повреждения трансмиссии.
Нейтраль (N): Этот режим, когда коробка передач отключена от колес, которые вращаются свободно. Кроме режима «Парк», это единственный режим, с которого автомобиль может быть заведен.
Движение (D): Этот режим позволяет автомобилю двигаться вперед и ускорятся в зависимости от передаточных чисел различных передач.
Существует также множество дополнительных режимов, разработанных для более эффективного разгона, равномерного движения по трассе, движения в дерганом городском режиме или езды зимой.
Источник - https://auto.today/bok/1278-avtomaticheskaya-korobka-peredach-princip-raboty.html
Что такое адаптация АКПП Опель и зачем её сбрасывать
На сегодняшний день автомобили Opel представляют собой современные функциональные машины, которые пользуются заслуженной популярностью у автолюбителей во всём мире. В том числе они очень популярны в нашей стране. Такой успех обеспечен высокой технологичностью и качеством этих автомобилей.
На моделях Opel активно используются автоматические коробки переключения передач, которые характеризуются отличным качеством и обеспечивают продолжительную работу с максимальной функциональностью. Автоматическая коробка обеспечивает удобство в управлении, экономию топлива и отличную динамику машины.
Однако автовладельцы должны иметь в виду необходимость выполнения специфических сервисных процедур.
Одной из таких процедур является адаптация АКПП Опель, а точнее сброс адаптации, который может не один раз потребоваться для восстановления нормальной работы «автомата» в процессе его эксплуатации.
Для чего и когда проводят сброс адаптации АКПП
Применяемые сегодня на автомобилях компании Opel автоматические коробки переключения передач оснащаются системой самоадаптации.
Благодаря этому в процессе работы электронный блок управления АКПП самостоятельно подстраивает рабочие параметры под условия эксплуатации и стиль вождения, который предпочитает владелец автомобиля.
Система анализирует рабочие параметры коробки и сохраняет их в памяти, адаптируясь тем самым под условия эксплуатации. Благодаря этому коробка сама выбирает оптимальный момент для включения нужной передачи для обеспечения комфортной и наиболее эффективной эксплуатации.
Также адаптация АКПП позволяет приспосабливать работу автоматической коробки под изменения, связанные с износом её элементов. Например, при снижении рабочего давления масла система автоматически изменяет настройки ЭБУ таким образом, чтобы давление масла соответствовало рабочему режиму.
Адаптивные величины представляют собой переменные значения рабочих параметров, которые изменяются системой в зависимости от условий. После выполнения коррекции эти величины сохраняются в памяти и применяются при каждом последующем запуске.
Однако периодически могут возникать ситуации, когда сохранённые настройки оказываются не эффективными и, наоборот, мешают нормальной работе. В подобных ситуациях выполняется сброс адаптации АКПП, который стирает из памяти установленные значения адаптивных величин.
Например, проведение этой процедуры может потребоваться в том случае, если Вы постоянно эксплуатировали автомобиль в городских условиях, а теперь планируете длительную загородную поездку.
Автоматическая коробка адаптирована к городскому режиму с его частыми остановками, пробками, кратковременным интервалам скоростного движения. Таким образом, при существующих настройках АКПП не сможет эффективно работать при движении по трассе.
Также специалисты рекомендуют сбрасывать адаптацию автоматической коробки в том случае, если Вы покупаете автомобиль Opel с рук, поскольку стиль вождения предыдущего владельца вряд ли совпадает с Вашим стилем. В обязательном порядке эта процедура должна выполняться после проведения замены блока управления или каких-либо узлов АКПП, а также после капитального ремонта автоматической коробки передач.
Выполняется сброс адаптации АКПП с использованием фирменного тестера. При этом двигатель запускается в работу с разными оборотами, а также выполняется тест-драйв транспортного средства в разных скоростных режимах.
Необходимо отметить, что данную процедуру должны выполнять только квалифицированные специалисты, обладающие достаточным опытом и хорошо знакомые со спецификой АКПП Opel. При неквалифицированном исполнении сброса адаптации режим работы коробки может существенно ухудшиться, и достаточно скоро «автомат» может выйти из строя.
Поэтому результатом экономии на профессиональных услугах станет дорогостоящий ремонт автоматической коробки, который потребует намного более высоких финансовых затрат.
Профессиональная работа с АКПП в нашем автосервисе
Наш автосервис специализируется на проведении ремонта и техобслуживания автомобилей Опель. Мы выполняем полный перечень работ с данной маркой авто. В том числе наши специалисты смогут провести качественный сброс адаптации коробки передач любой модели.
Основные преимущества нашего автосервиса:
- высокий профессионализм специалистов;
- знание особенностей каждой модели автоматической коробки Опель;
- применение фирменных дилерских тестеров.
Благодаря этим преимуществам мы обеспечиваем оперативный и качественный сброс адаптации автоматической коробки. По результатам исполнения этой процедуры Вы сможете использовать АКПП с максимальной эффективностью и функциональностью.
Источник - http://opel-city.ru/chto-takoe-adaptaciya-akpp-opel-i-zachem/
Адаптивная коробка передач что это
x
Check Also
Сравнение легкосплавных и стальных автомобильных дисков. Стальные или легкоспавные? Оба типа колесных дисков имеют свои преимущества и недостатки в зависимости от типа и стиля управления …
От исправности маслонасоса напрямую зависит, сколько автомобиль пробежит до ближайшего капитального ремонта двигателя. Чтобы уберечь мотор от полного разрушения, важно понимать основные признаки неисправности, а …
С наступлением холодов перед владельцами автомобилей возникает вопрос о том, что делать с автомобилем зимой — продолжать его эксплуатировать или же поставить на хранение в …
В дороге может случиться всякое. Представим ситуацию, что у вас пробито колесо. Пробитое колесо будет существенно увеличивать усилия, прилагаемые к рулевому колесу, ваша машина станет …
Воздух здесь слишком прозрачен — все об автомобильных фильтрах Среднестатистический бензиновый двигатель легкового автомобиля мощностью 100 л.с. потребляет при работе 6-8 кубометров воздуха в минуту. …
С проблемой перевозки собак в автомобиле хоть раз, но сталкивался каждый владелец домашнего любимца. Для питомца смена привычной обстановки, незнакомые звуки и множество отвлекающих запахов …
Зачастую водители не обращают должного внимания на обслуживание системы омывателя лобового стекла. Её поломка не воспринимается многими автолюбителями всерьёз. Мелкая неисправность в работе омывателя грозит …
Как выбрать и купить чехлы на сиденья автомобиля — советы бывалых. Автомобильные чехлы способны не только создать стильный салон, но и защитить его внутреннюю поверхность, …
С момента изобретения блокировки дифференциалов на УАЗ данная технология получила довольно широкое распространение среди автолюбителей. Данный механизм остается одним из наиболее важных узлов автомобиля, и …
Своевременная полировка фар автомобиля снижает риск ДТП, повышая эффективность осветительных приборов. Узнайте, какие средства помогут отшлифовать фонари в домашних условиях.
Полируем автомобильные стекла: отличная работа своими руками! К сожалению, ничто материальное не вечно в этом мире, и стекла автомобиля – не исключение из этого правила. …
Приятно , когда в салоне машины царит чистота . Качество отделки внутренней составляющей у разных автомобилей может различаться , но в постоянном уходе нуждается любой …
На Ваз цвета кузова создают первое впечатление об автомобиле. Только после этого, как заметили рыночные продавцы и дилеры, большинство покупателей обращают внимание на салон, комплектацию …
Ответ на вопрос, какой прицеп выбрать для легкового автомобиля, во многом зависит от того, что вы собираетесь на нем перевозить. Ведь даже самый хороший прицеп …
При покупке автомобиля с пробегом можно столкнуться с рядом неприятных моментов, касающихся и технических характеристик машины, и ценовой политики, и явного мошенничества, которое заключается в …
Каждый владелец автомобиля знает, что одной из важных процедур, которую проводят на регулярном ТО, является замена масла. Вместе с заменой масла необходимо выполнять и замену …
Источник: http://tbf.su/sovety-avtolyubitelyam/adaptivnaya-korobka-peredach-chto-eto
Разновидности АКПП | Типы автоматических коробок передач
Водителям автомобилей оснащенных механической коробкой переключения передач, время от времени, для того чтобы включить нужную передачу, приходится управлять машиной при помощи лишь одной только руки.
В отличие от них счастливые обладатели транспорта с автоматической коробкой переключения передач за рулевое колесо, на протяжении всего движения, могут держаться обеими руками. И сейчас мы рассмотрим основосоставляющие типы автоматических коробок передач.
Краткое содержание:
Разновидности АКПП | Типы автоматических коробок
Классический гидравлический «Автомат» (АКПП) | Гидроавтомат
Ярким примером классической АКПП является именно гидравлический тип акпп, он же гидроавтомат. В отсутствии прямой связи между двигателем и колесами и заключается особенность данного типа акпп.
Встает вопрос о том – каким же образом крутящий момент передается? Ответ прост — двумя турбинами и рабочей жидкостью.
В последствии дальнейшей «эволюции» такого типа «автомата» роль управления в них взяли на себя специализированные электронные устройства, что позволило добавить в такие АКПП специальные «зимний» и «спортивный» режимы, появилась программа для экономичной езды и возможность переключать передачи «вручную».
В отличии от механической коробки переключения передач гидравлическому «автомату» топлива требуется несколько больше и времени на разгон нужно больше. Но эта та цена, которую приходится заплатить за комфорт. И именно «гидравлика», бросив вызов «механике», одержала уверенную победу во многих странах, кроме «старушки Европы».
Как работает автоматическая коробка передач
Водителями в Европе продолжительное время все разновидности АКПП категорически не принималась. Многое пришлось сделать инженерам прежде чем окончательно адаптировали автоматическую коробку переключения передач для Европы.
Но все это в итоге послужило повышению экономичности, появлению таких режимов как «зимний» и «спортивный».
К тому же коробка научилась подстраиваться индивидуально под стиль вождения водителя, появилась возможность ручного переключения передач на АКПП — что было немаловажно для европейских водителей.
Каждый из производителей предпочитал по своему называть такие трансмиссии, но самым первым из названий появилось — Autostick. Одним из самых распространенных сегодня по праву считается изобретение фирмы АУДИ — Tiptronic. БМВ, например такую трансмиссию назвали — Steptronic, Вольво же сочли подходящим названием для коробки-автомата Geartronic.
Все же при том что водитель включает передачи сам, ручным полностью он не считается. Это больше полуавтоматика, потому как трансмиссионный компьютер продолжает контролировать работу автомобиля вне зависимости от выбранного режима.
Роботизированная коробка передач | АКПП робот
МТА (Manual Transmission Automatically Shifted) — или так называемый в народе робот DSG, конструктивно, пожалуй, во многом сходен с «механикой», но с точки зрения управления — это ни что иное как АКПП. И хотя расход топлива здесь более умеренный, чем все на той же МКПП, есть и свои нюансы. «Робот» весьма эффективен лишь на весьма умеренном темпе езды.
Чем более агрессивным становится манера езды, тем болезненнее ощущаются переключения передач. Порой при переключениях даже может показаться, что вас как будто кто-то пихает в задний бампер. То есть отличие робота (Дсг) от автомата заключается в принципе работы первого.
Однако невысокая стоимость и незначительный вес АКПП вполне компенсируют этот недостаток.
Зачем “Роботу” два сцепления?
Volkswagen Golf R32 DSG с 2 сцеплениями
Существующие недостатки серьезно осложняли эксплуатацию роботизированной трансмиссии, особенно остро это отражалось на комфортности движения.
Поэтому конструкторы в ходе продолжительных «поисков» пришли в итоге к решению которое решило проблемы — они оснастили «робота» двумя сцеплениями.
В 2003 году компания Фольксваген запустила в массовое производство роботизированную трансмиссию с двумя сцеплениями, впервые установив ее на автомобили Гольф R32. Название ему присвоили DSG (Direct Shift Gearbox).
Здесь четными передачами управлял один диск сцепления, а нечетными второй. Работу коробки это существенно смягчило, но тут появился другой солидный недостаток — цена этой АКПП довольно высока. Хотя массовое признание автолюбителями такой трансмиссии сможет решить эту проблему.
Вариатор | Вариаторная коробка передач
Вариаторная трансмиссия (Continuously Variable Transmission) — она крутящий момент изменяет плавно, в этом есть ее особенность. Данная разновидность АКПП не имеет ступеней, фиксированное передаточное число у ее передач отсутствует. И если сравнить ее с «гидравликой» – то работу последней мы можем отслеживать по показаниям тахометра, а вот вариатор очень размеренно подхватывает моменты переключения передач при этом скоростной баланс остается неизменным.
Источник: http://akpphelp.ru/raznovidnosti_akpp.html
Адаптивная коробка передач что это
Конструкция автомобиля очень рациональна, за многие годы его существования не осталось ни одного узла, не подвергнувшегося тем или иным изменениям с целью более эффективной его работы, а также обеспечения наиболее комфортных условий для водителя при управлении. Одним из результатов подобной модернизации узлов является адаптивная коробка передач, являющаяся итогом, хотелось бы надеяться, что не заключительным, многолетней истории развития этого элемента конструкции автомобиля.
Она является неотъемлемой частью любой автомашины. Коробка передач, или сокращенно КПП, участвует в передаче к колесам момента от двигателя.
Фактически, в самом простом варианте — это редуктор с цилиндрическими шестернями, предназначенный для изменения величины момента, поступающего с двигателя.
Однако, современная КПП, ее конструктивное исполнение мало напоминает такой редуктор. Сейчас существует и используется на автомобиле несколько различных ее вариантов:
Механическая коробка передач (МКПП).
Она в наибольшей степени соответствует традиционной конструкции, в ней изменение передаваемого момента осуществляется вручную, для чего водитель выжимает сцепление и изменяет положение рычага управления, вследствие чего меняются находящиеся в зацеплении шестеренки.
Она является ступенчатой, т.е. значение величины момента, поступающего от двигателя, изменяется на какую-то величину ступенчато. Достоинством такой КПП является простота изготовления, надежность и возможность выбора водителем нужного режима движения автомобиля.
Автоматическая коробка передач (АКПП) или, как ее еще называют, автомат. Она является дальнейшим развитием механической коробки. Переключение передач автомат осуществляет без вмешательства водителя.
При этом величина передаваемого момента изменяется тоже ступенчато.
Существуют различные конструктивные варианты, как реализуется автоматическая коробка передач, но ступенчатый принцип изменения момента, поступающего от двигателя, при этом, как правило, сохраняется.
Автомат обеспечивает водителю:
- дополнительный комфорт при управлении транспортным средством, т.к. нет необходимости отвлекаться на переключения КПП;
- своевременные изменения передаваемого момента;
- снижение расхода горючего и хорошую динамику разгона.
- Вариаторная коробка передач может считаться одной из разновидностей как автоматической, так и самостоятельной КПП. Она осуществляет бесступенчатое изменение величины момента в соответствии с текущей нагрузкой и складывающимися условиями движения.
Вот такие типы КПП чаще всего устанавливаются на современные автомобили, но подобные устройства могут быть и совсем другими, значительно отличающимися от описанных. При этом стоит иметь в виду, что другой стороной усложнения первоначальной конструкции будет повышенная стоимость новых агрегатов, а также увеличивающиеся затраты на их обслуживание.
Понятие адаптивная коробка скорее относится не к самой КПП, а к управлению переключением. Подразумевается, что автомат подстраивается под манеру езды водителя и тем самым обеспечивает ему наиболее комфортные условия управления автомобилем. Это становится возможным благодаря использованию электроники для управления процессом переключения.
Адаптивная коробка или, можно сказать, автомат, выбирая лучший режим переключения, учитывает такие факторы:
- манеру разгона (форсированная или спокойная);
- предпочтительный режим движения, когда оно выполняется с неизменным положением педали газа, автомат выбирает более высокую передачу, обеспечивая экономичный режим;
- предпочтительный режим ускорения, при разгоне с максимальным ускорением автомат использует спортивную программу переключения передач;
- предпочтительный режим торможения, при резком нажатии на тормоз, автомат использует спортивное торможение с более ранним переходом на пониженные передачи.
Таким образом, адаптивная АКПП через какое-то время (до десятков минут) начинает производить смену передач в режиме, наиболее соответствующем привычному для водителя темпу движения и манере езды.
Только у такой коробки есть существенный, но легко преодолимый недостаток.
После езды в течение продолжительного времени в затрудненных условиях, например в пробке, адаптивная КПП запоминает такой режим и проводит в дальнейшем переключения как при движении в пробке.
Поэтому после того, как пробка останется позади, автомобиль может потерять привычную динамику и его придется снова «обучать» нужному вам режиму перемещения. Выполняется это очень просто – надо проехать в нужном темпе несколько десятков минут, и все восстановится.
Однако описанный автомат не является исключительным вариантом построения АКПП. Например, на автомобиле может быть использована секвентальная коробка. Суть ее работы заключается в том, что переключение производится на следующую по порядку передачу, вверх или вниз, т.е. с четвертой передачи можно переключиться на пятую или третью. Как правило, такой автомат ставят на гоночных машинах.
В отличие от того, что позволяет секвентальная коробка, МКПП позволяет из любого положения установить нужную передачу, например, с третьей перейти на пятую.
Стоит ещё отметить, что автомат при своей работе использует набор программ, определяющий в каком режиме необходимо производить переключение. В их число входят программы, позволяющие реализовать спортивное переключение, режим движения зимой, в гору и с грузом (прицепом).
Адаптивная автоматическая КПП позволяет освободить водителя от процедуры ручного переключения передач, кроме того, автомат создает и поддерживает условия движения, наиболее комфортные для водителя при управлении автомобилем.
Источник: https://fre-tyt.ru/sovety-avtolyubitelyam/adaptivnaya-korobka-peredach-chto-eto
Адаптация механизма выжима сцепления роботизированной трансмиссии
Адаптация механизма выжима сцепления роботизированной трансмиссии представляет собой не что иное, как настройку работы системы сцепления. Также эта процедура называется прошивкой, настройкой, перепрограммированием роботизированной коробки.
Учитывая особенность конструкции РКПП, необходимо регулярно выполнять адаптацию — это позволяет значительно продлить срок службы механизма сцепления.
Особенности роботизированных коробок Принципиально работа РКПП не отличается от привычной всем механической коробки, за исключениями самого механизма включения передач: он работает в автоматическом режиме и не требует участия водителя.
За выключение сцепления и выбор необходимой передачи ответственны специальные устройства — актуаторы, работа которых контролируется электронным блоком управления КПП.
Подобная конфигурация позволила не только избавиться от ставшей «лишней» педали сцепления, но и раскрыть весь потенциал двигателя, в отличие от стандартных АКПП.
Первые модели роботизированных коробок имели один серьёзный недостаток — время, отводимое на переключение передач, достигло 2–3 секунд.
С началом использования системы двойного сцепления удалось избавиться от этого недостатка, и на данный момент роботизированные коробки представляют собой наиболее выгодный и удобный с точки зрения автовладельцев вариант.
Ведь в них совмещаются все плюсы стандартных механических коробок передач и максимальный комфорт, свойственный АКПП.
В роботизированных коробках управление сервоприводами сцепления и включения передач происходит на основании показаний множества датчиков, часть которых расположена в самой КПП. Дополнительным преимуществом РКПП является возможность перехода в так называемый ручной режим — в этом случае водитель сам выбирает необходимую передачу и осуществляет переключение между ними.
Единственное отличие заключается в отсутствии необходимости самостоятельного выключения сцепления. Основные признаки неисправности роботизированных КПП Стоит отметить, что у роботов наблюдаются как механические, так и программные неисправности.
В первом случае требуется разборка КПП с последующей заменой неисправных деталей, во втором — настройка (адаптация) электронного блока управления.
На вероятные неисправности РКПП могут указывать следующие детали:
посторонние звуки, возникающие при работе КПП (скрежет, завывание, жужжание); утечка трансмиссионного масла из коробки (легко опознаётся по характерным масляным лужам, возникающим в месте стоянки авто); нетипичная реакция авто на переключение передач (к примеру, при увеличивающихся оборотах двигателя скорость автомобиля не повышается); пробуксовка сцепления; сильные рывки во время переключения передач; внезапная остановка работы коробки, приводящая к полному прекращению движения; загорающийся в приборной панели индикатор неисправности КПП.
В любом из вышеперечисленных случаев необходима срочная диагностика коробки. В ряде случаев эти признаки могут указать на программную ошибку КПП, и игнорирование проблемы приведёт к её механическому повреждению.
Как выполняется адаптация Суть адаптации сцепления заключается в выборе наиболее продуктивного и безопасного режима работы актуатора сцепления.
Дело в том, что в процессе эксплуатации происходит износ дисков, в результате чего механизм выключения сцепления начинает работать несколько иначе. В механических КПП эта проблема устраняется путём регулировки троса сцепления, а в РКПП — при помощи адаптации.
Отдаленно эта процедура напоминает диагностику авто — к служебному разъёму подключается специальный прибор, внешне похожий на сканер, при помощи которого выполняется адаптация сцепления.
Рекомендуется работы по адаптации сцепления проводить не только периодически, но и дополнять ими другие виды техобслуживания и ремонта автомобиля:
замену масла в КПП и ДВС; замену актуаторов или деталей сцепления; другие виды ремонта коробки передач, в том числе связанные с её снятием.
Нужно помнить, что при регулярных калибровках сцепления работа РКПП не будет отличаться от автоматических коробок передач, параллельно предоставляя водителю все преимущества, которые есть у стандартной «механики».
Несколько советов автовладельцам Несмотря на общие с АКПП принципы управления и отсутствие педали сцепления, в эксплуатации роботизированные коробки несколько отличаются от привычных автоматов. Во избежание появления неисправностей, при управлении автомобилями с роботизированными коробками необходимо придерживаться следующих рекомендации: 1.
При затяжном подъёме переключайтесь в ручной режим управления и выбирайте пониженную передачу. 2. Только плавные разгоны — без резких рывков. Трогаться также следует без пробуксовок. 3.
При движении в пробках не следует удерживать автомобиль на месте нажатием на педаль тормоза — при стоянках дольше 1 минуты рекомендуется переключать РКПП в нейтральное положение. 4. Двигаясь в пробках с низкой скоростью, оптимальным вариантом для коробки станет переключение в ручной режим.
Стоит отметить, что особенность конфигурации роботов позволяет осуществлять переключение передач в «спортивном режиме» — то есть, не сбрасывая газа. Однако в этом случае износ деталей сцепления увеличивается многократно, и не рекомендуется придерживаться подобного стиля езды.
Провести адаптацию сцепления для робота можно не только быстро, но и выгодно — достаточно просто воспользоваться сервисом Uremont.com. Отправьте заявку на ремонт сразу во все лучшие автосервисы города, и выберете подходящее для вас предложение. Ремонт авто с нами — всегда быстро, удобно и выгодно.
Источник: https://uremont.com/publications/articles/adaptaciya-mehanizma-vyzhima-scepleniya-robotizirovannoy-transmissii
Адаптивная коробка передач – что это? Помощь автолюбителю
Если раньше автомобилисту требовалось самостоятельно переключать скорости, сегодня автоматизированная коробка передач самостоятельно включает ту или иную передачу, определяя наиболее оптимальную, следуя определенным алгоритмам.
Автоматизированная коробка передач еще известна как адаптированная или коробка-автомат.
Автоматическое переключение режимов езды возможно, благодаря электронике. Главный компьютер учитывает:
- разгон водителя — ускоренный или спокойный;
- предпочтительный тип движения, при котором включается высокая передача для экономии топлива;
- предпочтительный разгон — если разгон быстрый, программа активирует спортивный режим езды;
- предпочтительное торможение — если водитель резко нажимает на педаль тормоза, АКПП переключается в спортивный режим с ранним переходом на пониженные передачи.
Проанализировав стиль езды автомобилиста, компьютер подбирает определенные скорости.
КПП — сокращение понятия «коробка передач». АКПП — это автоматическая коробка передач.
Изменение передаваемого момента происходит ступенчато, что может доставлять некоторые неудобства при экстренном торможении или быстром разгоне.
Хотя имеются различные варианты коробки-автомат, АКПП умеет переключать передачи только поочередно.
Механическая же коробка передач позволяет менять скорость по своему усмотрению на более оптимальную при разных ситуациях. Например, можно с третьей передачи сразу переключиться на пятую.
На сегодняшний день практически все автомобили оснащаются коробкой-автомат, которая, по словам определенной группы водителей, намного удобней обычной. Однако удобство автоматической коробки — понятие относительное.
К основным плюсам автоматизированной коробки передач можно отнести следующие моменты:
- АКПП создает более комфортные условия вождения автомобилем;
- скорости переключаются автоматически по определенному алгоритму — в зависимости от скорости транспортного средства, состояния дорог и т.п.
- снижается расход топлива за счет подбора скоростей и режимов.
Минус автоматической коробки передач — неверное определение режима в некоторых случаях, что доставляет некоторые неудобства водителю при плохих дорогах, где нужны различные маневры.
Алгоритм определения скорости и конструкция адаптированной коробки передач могут существенно отличаться, в зависимости от модели автомобиля.
На более дешевых автомобилях среднего класса устанавливается коробка-автомат с минимальным количеством режимов. Всего можно выделить три основных режима: экономичный, стандартный и спортивный.
Чем круче транспортное средство, тем больше программ «вшивается» в АКПП.
Разработаны специальные автоматические коробки передач для гоночных автомобилей, которые переключают скорости только в последовательном режиме. С четвертой передачи можно перейти на пятую или третью. Такая коробка-автомат получила название секвентальная.
Обычная же механическая коробка передач позволяет переключаться между передачами с любой скорости, например, со второй на четвертую или с пятой на третью.
В некоторых случаях автоматизированная коробка может «забыть» стиль езды водителя. В таком случае автомобилисту нужно проехаться несколько километров по разным участкам дороги, чтобы компьютер заново записал информацию.
Примерно с 60-х годов прошлого века автомобили окончательно оформились в качестве маленькой персональной территории, где можно жить, отдыхать и работать. Нарастающий ритм современной жизни заставлял все больше времени проводить за рулем.
Серьезным аргументом в борьбе за покупателя стал комфорт автомобиля. Водителям и пассажирам уже не хотелось умирать от усталости, проведя в машине пару часов.
В итоге, наряду с пневматической подвеской, в автомобиле появились автоматическая коробка передач, кондиционер и многое другое.
Революция в развитии электроники позволила инженерам пойти дальше и создать из автоматизированного переключателя скоростей новое поколение помощников водителя – адаптивную коробку передач.
Основное и главное свойство адаптивной коробки передач понятно из названия: адаптивная – значит, способная подстраиваться под определенные условия движения.
Если технический прогресс в ближайшие пару десятков лет не уничтожит автомобиль, мы станем свидетелями появления в автомобиле принципиально новых интеллектуальных устройств.
И адаптивная автоматическая коробка передач – это первая ласточка из них.
Существует концепция, согласно которой ваши вещи и домашние питомцы в течение определенного времени становятся похожими на вас, как бы приобретают ваши черты и особенности характера. Автомобиль – не исключение. Адаптивная сторона коробки передач проявляется в следующем:
- своей индивидуальной манерой переключать передачи вы заставляете микропроцессор активно прогнозировать и предполагать последующий режим работы двигателя и трансмиссии;
- датчики включения того или иного планетарного ряда коробки позволяют бортовому компьютеру запомнить любимую схему разгона – торможения и получить цифровую картину индивидуального почерка водителя.
- оптимизировать работу трансмиссии и двигателя под конкретные условия езды.
Адаптивная функция в большей части относится к системе управления автоматической коробкой передач, чем непосредственно к устройству трансмиссии. В этом есть определенный позитив.
Основу адаптивной структуры представляет комплекс из датчиков и нескольких программ.
Датчики используются штатные, а в программу в случае необходимости можно внести изменения без дорогостоящей модификации исполнительного механизма.
Подобное стремление подогнать механику машины под стиль вождения конкретного водителя продиктовано не только желанием добавить позитивных ощущений владельцу авто. Главной целью адаптивной функции коробки передач остается оптимизация нагрузок на «железо»: АКПП и двигатель машины.
Мощность двигателя и динамика движения машины с каждой новой моделью возрастают, делая их более скоростными и требовательными к точности и скорости срабатывания гидравлических узлов коробки переключения передач.
Несмотря на то, что современная технология обработки металлов и сплавов создает очень стойкие к ударам и износу шестерни, гильзы приводов, валы, фрикционы, количество поломок АКПП из-за неграмотного, а порой и «лихаческого» переключения коробки передач составляет 95% от общего числа проблем.
Для трансмиссии, в том числе и адаптивной автоматической коробки передач, опасны не столько большие нагрузки или скоростной режим работы, сколько резкие переключения, зачастую несоответствующие характеру движения. В адаптивной коробке переключения передач подобные «ляпы» старательно запоминаются, и при возникновении схожей ситуации автоматика старается не допустить перегрузку механизма.
Адаптивные КПП, помимо удобства управления, обеспечивают функцию прогнозирования возможных режимов работы. Благодаря адаптивности автоматика прощает мелкие недочеты неопытному водителю, переключая неправильно выбранный режим в более подходящий вариант.
Кроме того, адаптивная система переключения передач автоматической трансмиссии патологически борется за экономичность и экологичность работы двигателя. Электроника стремится ограничить переходные режимы работы, регулируя крутящий момент и обороты в оптимальный коридор, установленный программой. А он не всегда психологически удобен водителю.
Нельзя сказать, что большинство владельцев машин с адаптивной коробкой передач в восторге от постоянного процесса обучения адаптивной коробки. Как показывает практика, опытному водителю легче привыкнуть к одному однообразному поведению автоматической коробки передач. Особенно сложно, если скоростное движение по загородному шоссе сменяется ездой по городским улицам или наоборот.
С другой стороны, адаптивный механизм заставляет водителя задумываться, стоит ли разгоняться, раскручивая мотор до предела.
Покатавшись по городу на умеренных скоростях, за городом на шоссе многие пытаются «дать жару» и почувствовать гоночную динамику разгона. Но не тут-то было.
Адаптивный автомат невольно играет роль уздечки для строптивого скакуна и не стремится изменить передаточное число для получения максимального вращательного момента и мощного набора скорости.
Примерно 10-15 км дороги хватает, чтобы водитель пришел в себя, к этому времени адаптивные функции коробки передач перестраиваются на скорость и высокое ускорение.
Источник: http://prozvi.ru/sovety-avtolyubitelyam/adaptivnaya-korobka-peredach-chto-eto-pomoshh-avtolyubitelyu
Как работает адаптивная трансмиссия
Появившиеся еще до Второй мировой войны гидромеханические трансмиссии прочно заняли свое место на рынке. Однако если в Америке и Японии доля автомобилей с «автоматом» перевалила за 75 процентов, то в Европе и других регионах их существенно меньше.
Это связано отчасти с пониженным КПД: даже у лучших «автоматов» он всегда на несколько процентов ниже, чем у худших механических трансмиссий, что приводит к повышенному расходу топлива и снижению динамических характеристик.
Однако в большинстве случаев водители не любят такую трансмиссию за то, что она не оставляет выбора и не позволяет реализовать индивидуальный стиль вождения.
Автомобилестроители не могли оставить без внимания такое препятствие на пути к прибылям (или, если хотите, на пути к удовлетворению потребностей покупателей) и не без успеха боролись с примитивностью схем работы «автомата».
Уже давно существует режим «кик-даун», когда при резком нажатии на педаль акселератора трансмиссия переключает передачи только после раскрутки мотора до более высоких оборотов.
В восьмидесятые годы нормой стало наличие у коробки двух-трех дополнительных режимов работы (обычно это «зимний», «спортивный» и «экономичный»), которые водитель включает кнопками.
Наконец, применение различных электронных систем управления позволило создать гидромеханические трансмиссии, которые могут менять режим работы в зависимости от условий движения и стиля управления автомобилем — последний, впрочем, можно также рассматривать как одно из переменных условий движения.
Эта способность приспосабливаться и дала им название «адаптивные». Первой такой трансмиссией считается система INVECS (INtelligent & INnovative Vehicle Electronic Control System — интеллектуальная и инновативная система управления автомобилем), за которую Mitsubishi Motors в 1993 году получила диплом японского инженерного общества JSME.
Главной особенностью INVECS стало даже не объединение систем управления трансмиссии и двигателя, а применение в работе алгоритмов нечеткой логики. Механические системы действуют обычно по принципу «да-нет», то есть, грубо говоря, если обороты мотора достигли определенной отметки — значит, пора переключаться.
Объединение систем управления и использование нескольких источников информации позволяют расширить спектр ситуаций, которые система опознает, и, соответственно, спектр возможных решений, которые система принимает.
Например, положение педали акселератора (нажата слегка или до упора) позволяет сделать вывод о желаемом ускорении; нажатие на тормоз может восприниматься как пожелание водителя переключиться «вниз», а не просто убавить обороты двигателя.
Для корректного выбора оптимального действия в память системы закладываются несколько вариантов программ для каждой ситуации. А в применяемых ныне на серийных автомобилях трансмиссиях серии INVECS-II заложена возможность запоминать стиль управления конкретного водителя.
Так, если он предпочитает максимальную динамику разгона, трансмиссия не будет ждать нажатия акселератора до упора, а даже при среднем положении педали будет менять передачи при высоких оборотах. И, соответственно, в случае предпочтения плавного движения передачи будут переключаться в среднем диапазоне для снижения шума двигателя и расхода топлива.
На данный момент большинство автоматических трансмиссий имеет электронное управление, в которое заложены подобные принципы адаптации.
Ведь электронное управление двигателем и АБС стали обязательными элементами современного автомобиля, а для работы этих систем приходится собирать информацию, которая как раз и позволяет выбирать оптимальный режим переключения передач и(или) работы двигателя.
Конечно, у разных компаний подобные трансмиссии носят разные названия: скажем, у Audi используется аббревиатура DSP (Dynamic Shift Pattern — динамическая программа переключения), у Renault такие коробки называют Proactive. Однако различаются они, в принципе, только логикой работы и набором исходных программ.
Впрочем, именно это и создает различия в поведении автомобилей — микропроцессоры, как правило, одни и те же. Да и сами коробки передач зачастую тоже — скажем, для большинства европейских автомобилей «автоматы» поставляет немецкая ZF.
Автопилот
Источник: https://autooboz.info/2002/06/kak-rabotaet-adaptivnaya-transmissiya/